Предмет: Химия Урок: № 53 Дата: 08.04.2025 Класс: 8
Тема урока: Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о строении атома, его ядре и электронном облаке, познакомить с понятием "изотопы" и их ролью.
Задачи урока:
Образовательные:
Повторить основные сведения об атоме как наименьшей частице вещества.
Изучить состав атомного ядра (протоны и нейтроны) и электронного облака (электроны).
Сформировать понятие об изотопах как разновидностях атомов одного и того же элемента.
Научить определять число протонов, нейтронов и электронов в атоме и ионе.
Развивающие:
Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать информацию.
Развивать логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать навыки работы с учебником, таблицей Менделеева и другими источниками информации.
Воспитательные:
Формировать научное мировоззрение.
Воспитывать интерес к изучению химии.
Развивать умение работать в коллективе.
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, Модели атомов (шаростержневые или электронные), Компьютер, ИД , Презентация по теме урока ,Раздаточный материал (карточки с заданиями).
Ход урока:
1. Организационный этап (2 минуты)
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку (наличие учебников, тетрадей, ручек).
Создание позитивной рабочей атмосферы.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 минут)
- Ребята, мы с вами уже знаем, что все вещества состоят из молекул, а молекулы – из атомов. Но что же такое атом? Из чего он состоит? Сегодня на уроке мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в микромир и узнаем, как устроен атом, и познакомимся с интересным явлением – изотопами.
Мотивация:
- "Как вы думаете, почему разные элементы имеют разные свойства?" (Подвести к мысли о том, что это связано со строением их атомов)
Формулировка цели урока: Изучить строение атома и понятие "изотопы".
Определение задач урока:
Выяснить, из каких частиц состоит атом.
Узнать, что такое атомное ядро и электронное облако.
Познакомиться с понятием "изотопы".
Научиться определять число протонов, нейтронов и электронов в атоме и ионе.
3. Актуализация знаний (7 минут)
Фронтальный опрос:
- Что такое атом?
- Что такое химический элемент?
- Где в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева можно найти информацию об атоме?
- Что такое атомная масса?
- Работа с таблицей Менделеева: Найти в таблице Менделеева атом водорода, углерода, кислорода и назвать их атомные массы.
Цель: Повторить базовые понятия, необходимые для понимания нового материала.
4. Первичное усвоение новых знаний (15 минут)
Объяснение нового материала (с использованием презентации и моделей атомов):
Строение атома:
Атом состоит из ядра и электронного облака.
Ядро состоит из протонов (положительно заряженные частицы) и нейтронов (нейтральные частицы).
Электронное облако состоит из электронов (отрицательно заряженные частицы), вращающихся вокруг ядра.
Число протонов равно числу электронов в нейтральном атоме.
Число протонов определяет порядковый номер элемента в таблице Менделеева.
Атомная масса (Ar) – это сумма числа протонов и нейтронов в ядре атома. (Ar ≈ p + n)
Изотопы:
Изотопы – это разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковое число протонов, но разное число нейтронов.
Примеры изотопов: водород (протий, дейтерий, тритий), углерод (углерод-12, углерод-13, углерод-14).
Обозначение изотопов: AZX, где A – массовое число (число протонов + число нейтронов), Z – атомный номер (число протонов), X – символ элемента.
Распространенность изотопов в природе.
Применение изотопов (медицина, археология, энергетика).
Ионы:
Ионы – это атомы, потерявшие или присоединившие электроны.
Катионы – положительно заряженные ионы (потеряли электроны).
Анионы – отрицательно заряженные ионы (присоединили электроны).
Определение заряда иона.
Работа с учебником: Чтение и обсуждение соответствующих разделов учебника.
Вопросы к учащимся по ходу объяснения:
- Что находится в ядре атома?
- Какие частицы имеют положительный заряд? Отрицательный? Нейтральный?
- Что такое изотопы?
- Чем отличаются изотопы одного и того же элемента?
- Что такое ион? Какими бывают ионы?
5. Первичная проверка понимания (5 минут)
Устные вопросы:
- Что определяет химический элемент? (Число протонов)
- Как определить число нейтронов, зная атомную массу и число протонов?
- Чем отличаются изотопы углерода-12 и углерода-14?
- Какой заряд имеет катион? А анион?
Работа у доски:
Записать обозначение изотопа кислорода-16.
Определить число протонов, нейтронов и электронов в атоме натрия.
Определить число протонов, нейтронов и электронов в ионе хлора Cl-.
6. Первичное закрепление (7 минут)
Работа в парах/группах с раздаточным материалом (карточки с заданиями):
Задание 1: Заполните таблицу:
| Элемент | Символ | Атомный номер (Z) | Массовое число (A) | Число протонов (p) | Число нейтронов (n) | Число электронов (e) |
|---|---|---|---|---|---|---|
| Гелий | He | | | | | |
| Углерод-14 | | | | | | |
| Калий | K | | | | | |
Задание 2: Определите, какие из следующих атомов являются изотопами:
11H, 21H, 31H, 42He
Задание 3: Атом некоторого элемента содержит 17 протонов и 18 нейтронов. Что это за элемент? Запишите его символ и массовое число.
Цель: Закрепить полученные знания на практике.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (5 минут)
Проверка выполнения заданий (фронтально или выборочно).
Обсуждение допущенных ошибок и их исправление.
-Обратите внимание на то, что число протонов определяет элемент, а число нейтронов влияет на массу атома.
Дополнительные вопросы для закрепления:
- Как изменится число электронов, если атом превратится в катион?
- Как изменится число протонов, если атом превратится в изотоп?
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 минуты)
Домашнее задание:
Прочитать соответствующий параграф учебника.
Подготовить сообщение об одном из применений изотопов (по желанию).
Инструктаж по выполнению домашнего задания:
Обратить внимание на определения основных понятий.
При выполнении упражнений использовать таблицу Менделеева.
При подготовке сообщения использовать дополнительные источники информации (интернет, энциклопедии).
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) (3 минуты)
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Вопросы к учащимся:
- Что вам показалось наиболее интересным?
- Что было самым сложным?
- Достигли ли мы цели урока?
Самооценка учащимися своей работы на уроке.
- Спасибо за активную работу на уроке!
Дополнительные замечания:
В зависимости от уровня подготовки класса, можно варьировать сложность заданий и глубину изучения материала.
Важно использовать наглядные пособия (модели атомов, презентации) для лучшего понимания материала.
Необходимо уделять внимание практическим заданиям, чтобы учащиеся могли закрепить полученные знания.
Важно создать на уроке атмосферу сотрудничества и взаимопомощи.
Можно использовать игровые элементы для повышения интереса к теме. Например, игру "Найди изотоп" или "Собери атом".
При объяснении материала можно использовать аналогию с конструктором, где протоны, нейтроны и электроны – это детали, из которых строится атом.