Тип разработки: план-конспект урока по биологии.
Тема урока: Строение и функции головного мозга (9 класс).
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Формирование знаний об особенностях строения головного мозга, функций его основных отделов.
Задачи:
-
Способствовать усвоению знаний об основных особенностях строения отделов головного мозга (продолговатого, заднего, среднего, промежуточного и переднего) и выполняемых ими функций;
-
Способствовать развитию умений работать с текстом учебного пособия, структурировать информацию, осуществлять построение логических цепочек, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль своей деятельности; содействовать осознанию изучаемого материала;
-
Формировать потребность в здоровом образе жизни.
Методы и способы деятельности: словесные (обсуждение вопросов и заданий, участие в беседе); словесно-наглядные (работа с мультимедийной презентацией); практические (составление по результатам беседы кластер-схем, выполнение тестовых заданий; заполнение таблицы, работа с рисунком головного мозга).
Материалы и оборудования: учебное пособие по биологии 9 класс, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация (https://docs.google.com/presentation/d/1twJrnqieyHF70a8ZS1fKf7ktS-XprhQb6f-e660Xoes/edit?usp=sharing), карточки работы на уроке с заданиями, рисунок головного мозга, разрезанный по отделам, очищенный грецкий орех.
Структура урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Мониторинг готовности к уроку: наличие дневника, рабочей тетради, учебного пособия, письменных принадлежностей. Создание хорошего настроения в классе.
2. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания проводится по предыдущей теме «Строение и функции спинного мозга» (§ 7) в виде письменного биологического диктанта 10 вопросов по параграфу – 10 кратких ответов):
1. Спинной мозг представляет из себя тяж, длинной … (40-45) см и массой (35) грамм.
2. Снаружи спинной мозг покрывают следующие оболочки … (твердая, паутинная, мягкая).
3. Серое вещество спинного мозга представлено … (телами нейронов).
4. В передних рогах серого вещества лежат … (тела двигательных нейронов).
5. Белое вещество спинного мозга представлено … (нервными волокнами).
6. Какие проводящие пути имеет белое вещество спинного мозга? (восходящие и нисходящие).
7. Сегмент — это … (участок, дающий начало двум передним и двум задним корешкам).
8. Общее количество сегментов спинного мозга равно … (31).
9. Назовите функции спинного мозга. (рефлекторная и проводниковая).
10. Травмы спинного мозга приводят к … (нарушению его функций).
3. Актуализация знаний и целеполагание.
3.1. Учитель берёт в руки очищенный грецкий орех и держит его перед учащимися, сопровождая монологом:
- В моих руках знакомый вам продукт нпитания. Но он похож на орган, о котором сегодня пойдет речь на уроке и вот несколько фактов о нём: этот орган относится к центральной нервной системе и занимает примерно 2 % массы всего тела человека; в среднем его нормальный вес составляет около 1300 граммов. Как вы думаете, о каком органе я рассказываю?
Звучат ответы учащихся об головном мозге человека.
- Правильно, речь идет о головном мозге человека. А теперь давайте вспомним основные особенности строения головного мозга различных типов животных (повторение материала 8 класса).
- Как вы думаете, а строение мозга млекопитающих и человека отличаются? Или все-таки нет? (выслушиваются предположения учащихся, но на правильном ответе внимание не акцентируется).
Постановка проблемного вопроса:
- У меня возник еще один вопрос: а может ли мозг отличаться по строению у разных людей? (проведение мини-дискуссии). Далее учитель предлагаем посмотреть на первый слайд презентации, где указаны факт о массе и особенностях строения головного мозга знаменитых людей. Предлагает начать изучение темы для того, чтобы установить в чем особенность строения головного мозга и особенностях функционирования его структурных частей, и может ли оно отличаться у разных людей в зависимости от массы.
3.2. Озвучивание темы урока (слайд 2) и постановка целей урока (учащиеся формулируют самостоятельно, учитель только корректирует).
4. Усвоение нового материала.
4.1. Вступительное слово учителя: головной мозг является органом центральной нервной системы. Он находится внутри черепа и состоит из продолговатого мозга, моста и мозжечка, среднего мозга, промежуточного мозга и больших полушарий с мозолистым телом. Серое вещество располагается внутри белого в виде плотных скоплений
нейронов — ядер (нервных центров). Кроме того, серое вещество тонким слоем (корой) покрывает сверху мозжечок и большие полушария
мозга. По итогам вступительного слова, составляется схема строения головного мозга учащимся на доске (коррекция учителя).
4.2. Учитель предлагает составить таблицу «Строение и функции головного мозга» для того, чтобы охарактеризовать все отделы, написанные в схеме (кластер-схема п. 4.1.). Учащиеся выполняют самостоятельно.
Таблица «Строение и функции головного мозга»
Отдел головного мозга | Особенности строения | Функции |
| | |
По истечении времени учащиеся обмениваются тетрадями. Взаимопроверка. Афиширование результатов в беседе с учителем (при помощи презентации).
4.3. Физкультминутка: проводится по теме урока. Т.е. учитель приводит пример поведения, за который отвечает какой-либо отдел головного мозга, а учащиеся его показывают. Например: как вы себя ведете, когда средний мозг «хочет увидеть» что у вас слева?
4.4. Рассмотрение рисунка 15 на с. 31 учебного пособия. Выяснение с учащимися подробного строения больших полушарий. Составление схемы локализации важнейших функций мозга (мышление, речь и т.д.).
5. Закрепление и систематизация учебного материала.
5.1. На доске расположены на магнитах отделы головного мозга и их подписи (в разнобой). Учащимся необходимо посовещаться и сопоставить части головного мозга воедино, прикрепив рядом названия отделов.
5.2. Остальная работа проводится по карте заданий (https://docs.google.com/document/d/1kUV25BdqWS4Cpzgu-1bSWdw6oMrp9W2Kr7y45JO93SQ/edit?usp=sharing) :
Тест по теме "Строение и функции головного мозга".
Задание на сопоставление нарушений функций жизнедеятельности человека и отдела головного мозга.
Обсуждение вопросов по теме урока.
6. Подведение итогов урока: обсуждение правильного ответа на поставленный в начале урока проблемный вопрос.
7. Домашнее задание: § 8, ответить устно на вопросы после параграфа (с. 33).
Рефлексия: по картинкам (*презентация) учащиеся выбирают с кем ассоциируют свою деятельность на уроке (сова, обезьяна, слон) и почему.
3