СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Строение клетки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Строение клетки"»

Конспект урока для 6 класса «Строение растительной клетки»



Цель урока: сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

раскрыть особенности строения растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемых функций на примере органоидов.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

продолжить развитие умений учащихся по рисункам определять органоиды, делать схематические зарисовки, продолжить развитие наблюдательности и внимания.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств, гордости за учёных, внёсших вклад в развитие биологии.

Тип урока: объяснение нового материала.

Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа.

Основные понятия темы: клетка, цитоплазма, ядро, клеточная стенка, плазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, рибосомы, митохондрии, лизосомы, вакуоль, хлоропласты, хромопласты, лейкопласты.

Оборудование:  учебник, презентация.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Слушают, настраиваются на восприятие материала урока.

II.  Проверка знаний (проверка д/з)   

Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы и корректирует их.

  1. Что такое ботаника?

  2. Какие разделы выделяют в ботанике?

  3. Какое значение имеют растения в жизни человека?

III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин).

Запись темы урока. Предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы

Вопрос к классу:

А для чего же мы изучаем клетку? Почему нам это важно при изучении биологии?

IV. Изучение нового материала (25 мин).

Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

В ходе обсуждения учащиеся под руководством учителя заполняют инструктивную карточку.

Учащиеся рассматривают слайд презентации:«Строение растительной клетки»

Зарисовывают в инструктивной карточке клетку и подписывают ее части.

Организует учебную деятельность, объясняет новый материал.

Впервые клетку увидел Р. Гук, изучая клетки пробки в 1665 году. Ввел термин "клетка".

Ребята мы сегодня с вами исследуем растительную клетку. Узнаем, из чего же состоит клетка Какое строение и какие функции выполняют органоиды клетки.

Давайте представим, что живой организм - это большой многоэтажный дом, где много квартир. А клетка - это квартира.

С чего же начинается квартира?

Первое это- стены, стена придает форму, она прочная. В клетке роль стены выполняет клеточная стенка из целлюлозы. Придает клетке форму и размеры. Выполняет транспортную функцию и защитную. И второе - это дверь. Дверь не впускает чужих, а только своих. В клетке роль двери играет плазматическая мембрана. Плазматическая мембрана защищает содержимое клетки от воздействия внешней среды. Пропускает в клетку и выпускает из клетки вещества.

Внутреннее убранство квартиры, обстановка, пространство все это в клетке создает цитоплазма.

Внутренняя среда клетки. Состоит из вязкого полужидкого вещества. Связывает между собой органоиды. Обеспечивает перемещение различных веществ. Она имеет особый химический состав. В ней протекают различные биохимические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность клетки. В живой клетке цитоплазма постоянно движется, перетекает по всему объему клетки. Цитоплазма может увеличиваться в объеме.

Далее мы заходим в квартиру и попадаем в коридор, от которого идут дороги в разные части квартиры.

Коридор и дороги - это эндоплазматическая сеть. ЭПС состоит из сети многочисленных мелких канальцев и полостей, соединенных между собой. Связывает все части клетки между собой. Участвует в образовании и транспортировке питательных веществ.

Далее мы попадаем на кухню. А там стоит холодильник, где находятся все питательные вещества.

Холодильник - это аппарат Гольджи. Представляет собой стопку уплощенных мембранных мешочков – полостей. Накапливаются и сортируются различные вещества.

На кухне есть еще плита, где хозяйки готовят еду, питательные вещества. В клетке таким творцом являются рибосомы. Мелкие округлые тельца. Обеспечивают сборку белков.

Отправляемся дальше. Мы в ванне. Там находятся дезинфицирующие средства, которые борются с грязью и пылью в квартире. Ванна - это лизосомы.

Лизосомы – это маленькие пузырьки. Внутри клетки переваривают пищевые частицы.Уничтожают отслужившие органоиды. Это чистильщики клетки.

Когда мы заходим в квартиру после улицы, нам становится тепло и уютно благодаря батареям центрального отопления. В клетке такую роли выполняют митохондрии.

Состоят из двух мембран. Внутренняя имеет выросты – кристы. Митохондрии главные энергетические станции клеток.

В каждой квартире есть комнатные растения, листья имеют зеленый цвет. Комнатные растения выделяют кислород и образуют органические вещества.

Это происходит за счет пластид зеленого цвета -хлоропластов. (от греч. хлорос – «зеленый», пластос – «образующий», «вылепленный»). Зеленый цвет хлоропласты получают благодаря особому зеленому веществу – хлорофиллу (от греч. хлорос – «зеленый», филлон – «лист»). С помощью хлорофилла клетки растений улавливают энергию солнечных лучей и образуют органические вещества (в виде сахаров).

В хлоропластах образуются органические вещества при помощи энергии Солнца. Наличие хлоропластов и клеточной оболочки – отличительная особенность клеток растений.

Фрукты и овощи на нашем столе содержат пластиды - хромопласты. Пластиды, которые содержат красно-желтый пигмент.

Картофель, который мы употребляем, содержат бесцветные пластиды - лейкопласты.

В них накапливаются запасные питательные вещества – крахмал. Пластиды бывают бесцветными. Бесцветные пластиды называют лейкопластами (от греч. лейкос – «белый»). В лейкопластах откладываются запасные питательные вещества: крахмал, масла и белок.

Есть еще жизненно необходимые вещи в квартире - это водоснабжение и канализация.

В клетке с этими вещами можно сравнить вакуоль.

Крупный пузырек, заполненный клеточным соком. Накапливает питательные вещества и ненужные продукты жизнедеятельности. Клеточный сок – водянистая жидкость с растворенными в ней сахарами, органическими кислотами, минеральными солями. Вакуоли наполняются клеточным соком в процессе всей жизни клетки. С увеличением размеров вакуоли увеличивается и размер клетки, она растет.

В каждой квартире есть свой хозяин или глава семья, который отвечает за порядок в квартире. Таким важным элементом в клетке является ядро. Важнейшая часть клетки. Ядро состоит из двух мембран, имеет поры и ядрышко. Отвечает за наследственную информацию клетки- хромосомы

Вот такое увлекательное путешествие мы с вами совершили. Я надеюсь вам понравилось.

А теперь ответьте на вопрос:

Из каких главных частей состоит клетка? (Ядро, оболочка и цитоплазма).

Отметим важные признаки характерные для растительной клетки:

1. Наличие клеточной стенки из целлюлозы.

2.Наличие пластид

3.Наличие крупной вакуоли.

Ответим на вопрос урока.

А для чего же мы изучаем клетку? Почему нам это важно при изучении биологии?

Запишем выводы.

Выводы из урока:
1. Клетка – это сложная многофункциональная структура всех живых организмов.
2. Из клеток - состоят все растения и живые организмы.
3. Клетка - обладает всеми признаками живого организма (питание, дыхание, рост, развитие, размножение, выделение, обмен веществ.)



V. Закрепление материала Контролирующее задание (3 мин).

Организует закрепление материала. Проводит проверку полученных знаний.



VII. (1мин).Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учащиеся оценивают свое настроение.

Вернёмся к целям, поставленным в начале урока.  Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке? Оцените своё настроение.

VIII. Домашнее задание (2 мин). Фиксируют домашнее задание. Изучить параграф 2, ответить на вопросы в конце параграфа

По выбору:– выполните модель растительной клетки;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!