СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Суффикс - значимая часть слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Суффикс - значимая часть слова"»

Конспект открытого урока

по русскому языку в 5 классе  по теме:

«Суффикс – значимая часть слова»


Цели урока: Ввести понятие суффикса, как значимой части слова.

Задачи.

Обучающие: познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.

Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, самоконтроля и самооценки.

Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

УУД:

Личностные УУД: 

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель урока,

- проговаривать последовательность действий на уроке,

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.

Познавательные УУД:

- общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать);

- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы.

Ход урока

I. Организационный момент (2мин.)

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости на уроке, давайте поздороваемся с гостями. Садитесь.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Открываем тетради, записываем число, классная работа. Обратите внимание , как пишется слово 14. ( Слайд 1 )

- На столах у вас лежат листы самооценки, оценивайте каждое задание.

+справился – не справился ? затруднялся

II. Актуализация опорных знаний ( 5 мин.)

( Рисую на доске части слова по очереди)

  1. Ребята, что мы обозначаем таким образом? ( Основу слова )

(Окончание)

( Суффикс)

( Приставка )

( Корень )

- Что вы можете рассказать об этих частях слова?

- Как называется раздел науки о языке, в котором изучают части слова?

( Морфемика).

2. Работа по вариантам: ( Слайд 2)

( 4 мин.) на доске по 1 ученику .

- 1 Вар. : Образуйте с помощью разных приставок как можно больше слов от глагола БЕЖАТЬ. Выделите в образованных словах все приставки.

-2 Вар.: Подберите несколько однокоренных слов к глаголу БЕЖАТЬ с суффиксом. Выделите в образованных словах все суффиксы.

( Подбежать, забежать, убежать, сбежать)

- Проверка. (Устно)

-Ребята, какие слова мы образовали? ( Однокоренные )

- Назовите корень. ( -Беж-)

- Какое общее лексическое значение заключено в корне? ( Быстро двигаться )

- Обратите внимание, изменяется ли оттенок лексического значения у однокоренных слов? (Да)

- Почему? (Разные приставки)

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: приставка – значимая часть слова, она придает слову оттенок лексического значения. ( Слайд 3 )

- Как называется способ образования слов с помощью приставки?

( Приставочный способ)

( Слайд 4)

- Молодцы!

- Послушаем работу 2 варианта.

(Беглец, бегун, беговая).

- Обратите внимание, изменяется ли оттенок лексического значения ? (Да)

- Почему? (Разные суффиксы)

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: суффикс – значимая часть слова, она придает слову оттенок лексического значения. ( Слайд 5 )

- Как называется способ образования слов с помощью суффикса?

( Суффиксальный способ) ( Слайд 6 )

- Отлично!

III. Открытие нового знания ( 5 мин.)

- Как вы думаете, сегодня на уроке о какой морфеме будем говорить?

(слайд 7)

+ Суффикс

- Ребята, как можно сформулировать цель урока? Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

+ Находить в словах суффиксы, научиться выделять их, с помощью суффикса образовывать слова (слайд 8)


- Молодцы, ребята!

- Откройте учебник на стр. 50 и прочитайте самостоятельно правило о суффиксе. Расскажите друг другу правило по памяти.

- Для чего служит суффикс?

+ с его помощью образуются новые слова

- Т.е., суффикс - это словообразующая морфема? (Да)

- (слайд 9-10)

Проанализируйте следующие слова и скажите, в какой колонке однокоренные слова, а в какой – формы 1 и того же слова?

- Какую еще функцию выполняет суффикс у глаголов?

(Формообразующую)

- В учебнике сказано об этом? ( Нет).

- Вывод: суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов, формы слова. (слайд 11)


IV. Применение новых знаний. ( 15 мин.)

3. (слайд 12) На доске и в тетради

- Образуйте от данных слов однокоренные слова при помощи суффиксов
-ИК, -ЕК,- ОК, -ЕНЬК, - ОНЬК. Суффиксы обозначьте, укажите способ образования слова. ( По цепочке )

Стол , карандаш, сын , дочь ,берёза .

- Какое значение придают словам эти суффиксы? ( Уменьшительно-ласкательные )


(слайд 13)

4. Следующее задание выполняем самостоятельно.

- Как мы называем того, кто:

а) пишет рассказы, сказки, романы;

б) спасает людей;

в) строит дома;

г) чинит водопровод;

д) дрессирует зверей;

- Взаимопроверка по ключу. (слайд 14)

- Какое значение придают словам эти суффиксы? (Суффиксы, которые обозначают профессию или род занятий человека)

(слайд 15)- Зачем нам нужны суффиксы?

Суффиксы привносят различные оттенки лексического значения слова.

- С какими суффиксами мы работали? ( Словообразующими )

V. Физминутка.

- Вы хорошо потрудились, давайте отдохнем.

Встаньте, слушайте внимательно, если я назову слово без суффикса, то вы должны сесть. Если же в слове есть суффикс, вы должны встать и руками сделать над головой крышу. Готовы?

Дом, снежок, ветер, сильный, столик, класс, водяной, язык, лесник, снег, бабушка, друг, баянист.

- Отлично справились с заданием. Садитесь.

5. -Образуйте формы глаголов в прошедшем времени, суффикс обозначьте. (слайд 16)

  • Слышит

  • Видит

  • Рисует

6. - Образуйте формы глаголов в неопределенной форме, суффикс обозначьте. (слайд 17)

  • Слышит

  • Видит

Рисует

- Проверка.

- С какими суффиксами мы работали? ( формообразующими )

7. Работа с учебником (8 мин.)

  • упр. 109 Подготовьте выразительное чтение на оценку .

- Выписать слова, выделенные курсивом, обозначить суффиксы; ( на доске и в тетрадях)

2 задание проверить устно.



- Найдите в тексте форму словарного слова ДОЩЕЧКА . ( дощечек) ДОЩЕЧКА – Очиров В. морфемный разбор на доске)- на оценку

- Назовите орфограмму в этом слове? ( ЧК пишем без ь).

VI. Итог урока

- Во время урока вы оценивали себя, заполняя лист самооценки. Поставьте себе итоговую оценку.

- Поднимите руку, кто выполнил все задания без единой ошибки.

- Кто не справился с 1- 2 заданиями?

- У кого не выполнено 3 и более задания? Не расстраивайтесь, это будут накопительные баллы. И на следующем уроке вы сможете дополнить их при помощи ответов

VII. Рефлексия

- Продолжите предложение:

1. Сегодня я узнал, что…

2. Сегодня я научился…

3. Я не совсем понял….

4. Самым интересным мне показался тот момент, когда …

VIII. Домашнее задание



Приложение.

Лист самооценки

Моя успешность на уроке

Вид работы

+ - ?

1


2


3


4


5


6


7


Итоговая оценка за урок






Достигли ли мы цели?___________________________________________

Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!