12
Конспект урока
Тема: Суффикс как часть слова
Цели урока русского языка
Образовательные:
формирование понятия «суффикс» (формирование знаний о существенных признаках как значимой части слова);
формирование умения находить суффикс в слове;
формирование умения образовывать слова с помощью суффикса;
знакомство с новыми словарными словами «сорока», «синица».
Цели развивающие: развитие регулятивных учебных действий (рефлексивного действия осознания границы знания и незнания и целеполагания в процессе анализа учебной проблемы и постановки учебной задачи урока; действия планирования на этапе составления алгоритма выделения суффикса из слова; действия самоконтроля на этапе чистописания, в процессе проверки записанных словарных слов и домашнего задания; при выделении суффикса из слова; действия коррекции в ходе исправления составленного предложения, допущенных учителем ошибок в заданиях – ловушках, при выделении трудностей в обнаружении суффикса и путей их преодоления; рефлексно – оценочных действий на этапе итога урока при осознании результатов учебной деятельности и степени решения учебной проблемы); развитие личностных универсальных учебных действий (действия смыслообразования в процессе выяснения значимости чистописания, словарной работы, умения работать с суффиксом для расширения словарного запаса, для понимания значения слова; действий нравственно – этической ориентации на этапе обсуждения поступков детей за столом);
развитие познавательных универсальных учебных действий (информационных действий в процессе работы с определением суффикса в учебнике, при чтении текста о жизни птиц зимой; логико – символических действий в процессе анализа состава слова, в процессе обобщения существенных признаков суффикса, на этапе работы с морфемными схемами слова);
развитие коммуникативных универсальных учебных действий (обоснование точки зрения о признаках суффикса, формулировка вопроса о недостающей информации, обсуждение гипотезы, объяснение собственных и чужих ошибок в выделении суффикса, формулировка оценочных суждений о степени успешности деятельности на этапе итога урока);
развитие психических процессов (логической памяти, произвольного внимания);
развитие связной речи в процессе составления предложений с новым словарным словом.
Цели воспитательные: воспитание культуры поведения, аккуратности при работе в тетради, прилежности.
Оборудование для учителя: карточки с заданиями.
Оборудование для ученика: тетрадь, учебник (Соловейчик М.С., Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»1 класс, 2 ч.)
Ход урока
I. Орг. момент
Сейчас урок русского языка. Проверьте, все ли готово к уроку. На столах должны лежать тетрадь, учебник, дневник, пенал. Все готовы? Молодцы! Тогда начнем наш урок.
II. Чистописание.
У: Начнем урок с чистописания. Для чего мы проводим этот этап?
Д: Приятно и понятно читать самим и учителю, когда проверяют работу, потому что мы уважаем себя и других.
У: Отгадайте, какую букву мы будем тренироваться писать.
Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
(школа)
(Выписываю на доску слово «школа»)
У: Верно. А писать будем мы заглавную и строчную буквы «Ш,ш»
(учитель демонстрирует карточку со строчной и заглавной буквой «ш»). Я проверяла ваши работы и заметила ваши ошибки. Посмотрите на доску (открывает створку доски). Какие ошибки вы видите, в чем их причина?
Д: у первой буквы «ш» не совсем параллельные вертикальные линии. У второй буквы «ш» маленькое расстояние между элементами, потому что стали писать второй и третий элементы очень рано.
У: Верно, старайтесь не допускать такие ошибки (учитель стирает их с доски). Посмотрите, как правильно писать буквы «Ш, ш» (пишет букву).
Дети прописывают буквы в рабочую тетрадь (написав 4 буквы дети подчёркивают «лучшую» букву, затем прописывают буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой.
ΙΙΙ. Словарно-орфографическая работа
У: Мы закончили чистописание и переходим к словарно – орфографической работе. Почему нужно запоминать словарные слова?
Дети: Это необходимо, чтобы грамотно писать, так как буквы нельзя проверить.
У: Словарные слова записаны на доске, только слоги в словах перепутались. Верните их на место.
Д: сорока, синица
У: Молодцы. (Учитель представляет карточки). Что означает слово сорока?
Д: это такая птица с белыми перьями в крыльях.
У: Что означает слово синица?
Д: это певчая птичка с пестрым оперением.
У: найдите ошибкоопасные места в этих словах?
Ученики ставят ударение, обнаруживают безударные гласные буквы, которые нельзя проверить.
У: Эти буквы нужно запомнить. Для этого запишите слова в тетрадь, подчеркните орфограммы, проверьте себя.
У: Составьте предложение со словом синица.
(Выслушивают предложения).
У: Как можно сделать предложение более красивым?
Ученики высказывают точку зрения.
У: Если добавить слова, описывающие слово синица, какое предложение получится?
Д: Лучше синица в руках, чем журавль в небе
У: Запишем предложение под диктовку.
У: Прочитайте предложение, проверьте себя.
У: Разберите слово синица по составу.
III. Постановка учебной проблемы
У: Мы закончили словарно-орфографическую работу и перейдем к изучению нового материала.
Актуализация имеющихся знаний:
У: Что такое окончание?
Зачем оно нужно?
Д: окончание – это изменяемая часть слова, с помощью которой слова связываются друг с другом.
У: Что такое корень?
Зачем он нужен?
Д: Корень – это общая часть родственных слов. Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.
У: В каком порядке они располагаются в слове?
Д: Сначала стоит корень, потом – окончание.
Предъявление проблемной ситуации
У: Как называют ребёнка, который посещает учебные занятия в школе?
Д: (школьник)
Пишу на доске слова «школа» и «школьник».
Дети записывают в тетрадь слова «школа» и «школьник»
Анализ ситуации, выяснение причин трудностей, осознание границы знания и незнания.
У: - Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.
Д: Они однокоренные, т.к. у слов «школа» и «школьник» есть общая часть, в которой содержится их общее значение.
У: -Назовите 2 различия между этими словами
Д: Различия в составе и оттенке значения.
У: - выделим известные нам части слов в обоих словах?
а
Д: - Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания (школа – школьник - (нулевое).
У: - какие возникли затруднения?
Д: в слове «школьник» есть часть слова (-ник-), которую мы никак не обозначили.
У: - Почему вы её никак не обозначили?
Д: - Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.
Формулировка учебной задачи
У: - Что же нам надо узнать на уроке?
Д: как называется часть слова, которая изменила и состав слова и оттенок его значения
IV. Решение учебной проблемы. Открытие новых знаний.
У: Молодцы, вы определили задачу собственной деятельности на уроке. Тема нашего урока: «Суффикс как часть слова» и сегодня на уроке мы узнаем тайны суффикса.
У: Прочитайте группу слов
∙ слон
лиса
лось
сова
У: Чем они похожи?
Д: Эти слова обозначают животных (могут назвать другие общие признаки: в этих словах 4 буквы; во всех словах есть буква «эс»).
У: Найдите в них корень и окончание.
Д: с учителем выясняют, что все слова состоят из корня и окончания.
У: Образуйте однокоренные слова, называющие детёнышей этих животных.
слонёнок
лисёнок
лосёнок
совёнок
У: Найдите в этих словах корень и окончание.
Д: с учителем выясняют, что все слова имеют корень, окончание и неизвестную часть -ёнок-, которая стоит между корнем и окончанием.
У: Давайте сравним слова первой и второй группы по значению. Чем они различаются?
Д: Первая группа называет животных, вторая – их детёнышей.
У: Можно ли сказать, что образовались слова с новым значением?
Д: Да.
У: Зачем нужна новая часть в слове?
Д: Она нужна для образования новых слов.
У: Что это за часть? Как она называется?
Дети могут дать правильное название части, если раньше с ней встречались в дополнительной литературе.
У: Эта часть слова называется суффикс. Где её нужно поставить?
Д: Между корнем и окончанием
У: Суффикс в переводе с латинского языка значит «прикрепленный». Почему часть слова, стоящую за корнем, называют суффиксом?
Дети объясняют, используя слово «прикрепленный»:
Д: эта часть слова прикрепляется после корня, стоит после корня.
У: Что такое суффикс?
Д: Часть слова
У: Зачем он нужен?
Д: для образования новых слов
У: Где стоит суффикс?
Д: стоит за корнем и перед окончанием
У: проверим, правильно ли мы сделали вывод. Прочитаем правило в учебнике про себя.
- Маша, читай правило вслух.
Сравним с правилом в учебнике.
Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов, - это суффикс. |
Суффикс обозначается так: |
У: Что вы можете сказать о выводе, который вы сделали?
Д: он совпадает с правилом в учебнике, значит, мы правильно решили задачу.
У: найдите в правиле, где стоит суффикс в слове
Д: суффикс стоит за корнем и перед окончанием
У: как обозначается суффикс?
Д:
У: Для чего нужен суффикс?
Д: суффикс служит для образования новых слов.
У: прочитайте примеры в правиле и объясните выбор суффикса в слове.
У: приведите свои примеры с суффиксом
У: я считаю, что в слове тетрадка, суффикса нет, так как корен –тетрадк. Права ли я?
Д: нет, так как корень –тетрад, а суффикс –к.
У: молодцы, вы внимательные ученики.
V. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
У: встаньте из-за парт, покажите, как ходит львица, прыгает львёнок.- как жмурится от яркого света котёнок, как перебирает лапками кошка.
VI. Формирование способа действия
У: Теперь мы будем учиться искать суффикс. Определим план наших действий и сформулируем определение суффикса. Вспомните, где стоит суффикс в слове
Д: суффикс стоит за корнем и перед окончанием
У: Для чего нужен суффикс?
Д: суффикс служит для образования новых слов.
У: как обозначается суффикс?
Д:
У: значит суффикс – это…
Д: Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов, - это суффикс и обозначается
У: молодцы. Потренируемся выделять суффикс в слове
Самостоятельная работа на карточке по образованию слов с помощью суффиксов:
У: Какое значение имеет суффикс - ёнок - ?
Д: Обозначает детёнышей животных.
У: Давайте посмотрим, как этот и другие суффиксы образуют новые слова. Выполним упражнение на карточке самостоятельно.
Допиши ряды слов. Обозначь суффиксы. |
медведь | - | медведица | - | медвежонок |
волк | - | … | - | волчонок |
тигр | - | … | - | … |
орёл | - | орлица | - | … |
… | - | зайчиха | - | … |
… | - | лосиха | - | … |
Дети выполняют работу самостоятельно, учитель помогает индивидуально.
У: Проверим выполненную работу (открывается запись за доской)
| - | валчица | - | |
| - | тегрица | - | а тигрёнок |
заец | - | | - | зайчёнок |
лос | - | | - | лосёнак |
У: Исправьте ошибки в I и II столбиках.
Назовите орфограммы.
Д: исправляют ошибки, называют орфограммы – словарь и обозначение мягкости буквой ь; во втором столбике орфограмма безударного гласного в корне.
У: В какой части слова допущены ошибки в III столбике?
Д: В суффиксе.
У: Значит, правописание суффиксов – это орфограмма.
Как правильно написать суффикс?
Д: - ёнак - неправильно
- ёнак - мы писали, пока не узнали, как пишется суффикс.
Нужно писать - ёнок -
У: В каком слове нельзя с уверенностью сказать, что пишется - ёнок -?
Д: Зайчонок.
У: Нам пока не хватает знаний, чтобы узнать, что пишется: -о или -ё. Поэтому после шипящего мы пока оставляем выбор букв..
У: Как вы думаете, что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании суффикса?
Д: Запомнить написание.
У: Начнём составлять таблицу ошибкоопасных суффиксов.
Животные и их детёныши |
- иц - | - онок - |
- их - | - ёнок - |
Работа в парах.
У: Вы уже поняли, что суффиксы могут многое рассказать о слове. Они «говорящие». По суффиксам -иц-, -их- можно узнать животных; -онок-, -ёнок- - их детёнышей. Суффиксы -ист-, -арь-, -чик-, -щик, -ник указывают на профессию (радист, пекарь, вратарь, летчик; печник). Суффикс -ищ- называет место: пожарище, убежище. Но суффиксы могут быть ещё и «весёлыми». Давайте образуем при помощи суффиксов слова, называющие людей по месту жительства.
Москва – москвич – москвичка
Подумайте, с каким суффиксом лучше назвать жителя и жительницу города Калуги.
Д: предлагают свои варианты.
Калуга– калужанин – калужанка
У: А мы – калужане.
А сейчас в парах выполните упр.3 на с. 101. Работайте внимательно, чтобы суффиксы не стали «весёлыми».
Упр. 3. Образуйте слова с помощью суффиксов –ан-, -ян-, -анин-, -янин-. Подумайте какое значение имеют эти суффиксы. |
Если ты живешь в России, то ты россиянин, а мы россияне. А если в Париже, то ты …, а мы …, на Волге, то ты …, а мы …, в селе, то ты …, а мы …, на земле, то ты …, а мы …, на Марсе, то ты …, а мы … . |
Где живут южане, северяне, горожане? |
Д: выполняют задание в парах, обсуждают, выбирают правильный вариант.
Упр. 3. Образуйте слова с помощью суффиксов –ан-, -ян-, -анин-, -янин-. Подумайте какое значение имеют эти суффиксы. |
Если ты живешь в России, то ты россиянин, а мы россияне. А если в Париже, то ты парижанин, а мы парижане, на Волге, то ты волжанин, а мы волжане, в селе, то ты селянин, а мы селяне, на земле, то ты землянин, а мы земляне, на Марсе, то ты марсианин, а мы марсиане. |
Где живут южане, северяне, горожане? |
У: Мы живём на прекрасной планете Земля. Мы должны любить и уважать друг друга.
У: Какие суффиксы мы добавляем в нашу таблицу?
Д: Суффиксы, называющие людей по месту жительства: -ан-, -ян-, -анин-, -янин-.
Люди |
- анин - | - ан - |
- янин - | - ян - |
VIII. Итог урока.
У: На какой вопрос вы ответили сегодня на уроке?
- Решили ли мы учебную задачу полностью?
- Какую тайну мы открыли на уроке?
Д: Тайну суффикса.
Тайны суффикса:
суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем
служит для образования новых слов
обозначается
имеет значение
на письме обозначается одинаково
У: - Чему вы научились на уроке?
- Что вам понравилось делать на уроке?
- Какие трудности у вас возникли? Почему?
- По – моему мнению, вы сегодня хорошо работали. Аня хорошо диктовала предложения, Паша старался решить проблему самостоятельно, Денис активно отвечал на вопросы. Но Леше, Маше и Вале нужно работать активнее, стараться внимательно слушать учителя.
- Дома вам нужно выучить правило на стр.___ и выполнить упражнение ___, которое поможет вам проверить себя, насколько хорошо вы усвоили правило.
- Урок окончен.