5 класс история учитель: Умерова Э.Ю.
Тема урока: Древнейшие люди
Цель урока:
Подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение, помогла выжить.
Продолжить формирование умения работать с учебником, иллюстрациями и исторической картой, правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Продолжить воспитание интереса и уважения к мировой истории.
Тип урока: комбинированный.
Понятия и даты: собирательство, стадо, орудия труда, первобытные люди,2 млн. лет назад – появление первого человека.
Оборудование: карта и иллюстрации учебника
Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Актуализация опорных знаний:
Что такое история?
Кого называют археологами?
Как работают археологи?
Как находят археологические памятники?
Что называют историческим источником?
О каких периодах в истории сведения могут дать только археологи?
Какие виды исторических источников вы знаете?
Что такое периодизация?
ФИЗМИНУТКА
3.Изучение нового материала.
План урока:
1.Облик далеких предков
2.Первые орудия труда
3.Охота и овладение огнем
Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы начинаем изучение истории древнего мира. Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад.(записать)
Люди произошли от обезьян, но не тех, что обитают в южных странах, а от давно вымерших обезьян кости которых находят в земле.
Работа с картой где жили древнейшие люди
где следы их жизни не обнаружены
почему (могли жить только в теплых странах с богатой растительностью и животным миром)
Работа с иллюстрациями учебника
Рассмотреть иллюстрации и описать облик древних людей. чем древние люди отличались от людей нашего времени?
(покрыты шерстью, походили на обезьяну, лицо грубое с приплюснутым носом, челюсти выступают вперед, уходящий назад лоб, надбровный валик. Этот человек не умел ещё говорить, объем мозга меньше чем у современного человека.
чем древнейшие люди отличались от обезьян?
(умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки, дубины, ручное рубило) записать
что называют орудием труда? Орудие труда- это то , чем человек работает – записать
что могли делать этими орудиями труда первобытные люди?
(расколоть орех, вырубить дубину, отточить палку-копалку, убить мелкого зверя, защититься от нападения хищников…)
Как древнейший человек добывал себе пищу? Записать: занятия древнейшего человека: охота и собирательство
Представьте себе: большое стадо антилоп мирно щиплет траву. Первобытные охотники нападают на стадо, которое обращается в бегство. Как ветер мчатся антилопы: конечно людям их не догнать. Но в стаде есть больные, ослабленные, есть очень старые и наоборот очень молодые животные.
Как вы считаете была ли всегда охота удачной?
Собирательство – сбор того, что дала природа – в тетрадь
Собирали целый день от мала до велика: искали съедобные коренья, улиток, термитов, дикорастущие ягоды и плоды, яйца птиц, зерна диких злаков.
Но, собирательство требует огромной затраты времени и сил. К тому же собранные плоды по сравнению с мясной пищей малопитательны.
Предположите, мог ли первобытный человек жить в одиночку?
Коллективы древнейших людей называют человеческим стадом.- записать
В стаде было несколько десятков человек. Родства не знали
Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было
Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью.
Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших к младшим навыки изготовления орудий труда из камня и дерева.
Разные опасности подстерегали человеческие стада. Одной из них был огонь. По сей день для лесных жителей самое страшное это пожар – всё живое спасается бегством. Как же человек овладел огнем? Никто не знает.
Может быть однажды превозмогая страх, охотники приблизились к огню (гроза и лава от извержения вулкана, а вулканы тогда встречались в 10 раз чаще). Тогда и было сделано величайшее открытие: сунешь ветку в огонь и он твой! То есть человек вначале использовал природный огонь, не умея добывать его. И запылали на стоянках костры. Огнь согревал, отпугивал диких зверей, а мясо стало вкуснее сырого. Потеря такого «друга» как огонь была страшной потерей для человека.
Но научится человек добывать огонь еще очень не скоро, а пока предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся происходило страшное.
Подумайте, как люди научились добывать огонь? (путем трения друг о друга сухих кусочков дерева)
4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ
Когда на земле жили древнейшие люди?
На каком материке найдены следы древнейшего человека?
В чем главное отличие человека от животных?
какие орудия труда древнейшего человека вам известны?
почему первобытные люди жили группами
как назывались эти коллективы
что человек научился делать раньше: использовать огонь или добывать его.
Д/З: параграф 1.стр10. Описать рисунок на стр. 13