Дата:______________
Класс:1.
Предмет: «Литературное чтение».(Обучение чтению).
Тема: «ГЛАСНЫЙ ЗВУК [ы], БУКВА Ы. ГЛАСНЫЙ ЗВУК [у], БУКВА Уу».
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с гласными звуками [ы], [у], буквами - ы,у, развития речи. |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Знают особенности произнесения звука [ы], [у], его характеристику; различают буквы ы, у как знаки звуков [ы], [у], определяют особенности буквы ы; соотносят звук [у] и обозначающую его букву; осуществляют наблюдения за изменением формы слова (единственное и множественное число), за смыслоразличительной ролью звуков; сопоставляют слова, различающиеся одним звуком; видят единство звукового состава слова и его значения |
Личностные результаты | Осознают, что учение – это труд; исполняют обязанности ученика |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека. Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение, делают выводы. Коммуникативные: выразительно читают наизусть стихотворение и рассказывают сказку |
Оборудование: учебник; картинки с изображением одного и нескольких воздушных шаров.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Постановка целей и задач урока.
Демонстрирую предметные картинки.
- Установите сходство и различие слов: шар, шары. (Сходство – один и тот же предмет; различие – количество предметов.)
1. Выделение звука [ы].
Проводится слого-звуковой анализ слова шары.
Учитель. Звук [ы] выделяется протяжным произнесением из слияния ры.
Производится наблюдение за его произнесением и делается вывод, что это гласный звук.
– Звук [ы] на письме обозначается гласной буквой ы.
Учитель показывает карточку с изображением буквы ы.
Физкультминутка
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы –
Все мы знать ее должны.
– На что похожа буква ы?
(Варианты ответов детей.)
2. Выкладывание буквы ы из подручного материала (веревочек).
4. Печатание буквы ы учащимися в тетради.
III. Формирование практических умений и навыков.
Учитель называет слова рыбка, прыгалка, кубик, буквы, а ученики, услышав звук [ы], хлопают в ладоши.
Задание: посмотрите внимательно на картинку. Назовите слова со звуком [ы].
Физкультминутка
Вышли уточки на луг…
Кря-кря-кря. (Шагаем)
Пролетел веселый жук…
Ж-ж-ж. (Машем руками-крыльями)
Гуси шеи выгибают…
Га-га-га. (Круговые вращения шеей)
Клювом перья расправляют…
Га-га-га. (Повороты туловища влево-вправо)
Ветер ветки раскачал, Шарик тоже зарычал…
Р-р-р. (Наклонились вперед смотрим перед собой, руки на коленях)
Зашептал в воде камыш…
Ш-ш-ш. (Руки вперёд, делаем движения, как будто плывем)
И опять настала тишь…
Ш-ш-ш.
Отгадывание загадки:
Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку
Спотыкалочкой.
(Утка.)
Учащиеся рассматривают картинку с изображением утки, произносят и анализируют слово утка, соотнося произносимое слово со схемой на с. 37 Азбуки.
- В слове утка в первом слоге гласный звук предшествует согласному, это не слияние. На схеме первый слог обозначен двумя квадратами. Во втором слоге – слияние согласного с гласным. Это и показано на схеме. Произнесем начальный звук слова – [у] и установим его признаки как гласного. Особенность произнесения гласного звука [у]: при его произнесении губы вытягиваются вперед и округляются больше, чем при произнесении звука [о].
Правило: «Буква У обозначает твёрдость предшествующего согласного звука».
Звук [у] на письме обозначается гласными буквами Уу.
(Демонстрирую карточку с изображением буквы Уу.)
– Как воет волк? (У-у-у-у…)
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто!
– На что похожа буква Уу? (Варианты ответов детей.)
2. Выкладывание буквы Уу из подручного материала (ленточек, ниток, веревочек).
3. Печатание буквы Уу учащимися в тетради.
Физкультминутка
● Распознавание звука [у].
Учащиеся хлопают в ладоши, если услышат звук [у] в словах:
Паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица.
IV. Закрепление пройденного материала.
Работа по учебнику: с. 36.
Задание:
– Составьте рассказ по картинке.
Вопросы:
– Что вы видите на картинке?
– Кого привела утка? (Утка привела утят.)
Учащиеся составляют схему предложения: Утка привела утят.
Анализ составленного предложения.
Вопросы:
– Сколько слов в этом предложении? Какое первое? Какое второе? Какое третье?
– Назовите сказку, герои которой изображены на картинке. (Х. К. Андерсен «Гадкий утёнок».)
Учащиеся вспоминают краткое содержание сказки.
Физкультминутка
Стала утка на пруду
Учить своих утят;
Утята плавать на виду
У мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
«Ну что из них получится?»
-Как вы понимаете смысл пословицы?
V. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?