Тема | Тире между подлежащим и сказуемым |
Тип урока, его место в системе уроков | Урок усвоения новых знаний |
Цели | Познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым. Развивать умение находить грамматическую основу предложения, определять, чем выражены главные члены предложения, правильно пунктуационно оформлять предложение с подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже. Воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры. |
Основное содержание темы | Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Различные способы выражения сказуемого и вопросы, на которые оно отвечает. |
Термины и понятия | Грамматическая основа: подлежащее, сказуемое; тире, имя существительное, Им.п. |
Планируемые результаты |
Личностные: проявлять интерес к изучению русского языка: воспринимать речь учителя и одноклассников; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка. | Метапредметные: Познавательные: формировать способность создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; учить давать определение понятиям; формировать способность устанавливать причинно-следственные связи; формировать способность строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя. Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить учебные действия с известным алгоритмом; самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Коммуникативные: формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога; согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Предметные: опознавать и характеризовать признаки предложения; использовать признаки предложения при решении практических задач; различные способы выражения сказуемого и вопросы, на которые оно отвечает; разрешать проблемные ситуации в процессе опознавания подлежащего и сказуемого; выделять грамматические основы простого предложения. |
Межпредметные связи | История. Мировая художественная культура. Расширение кругозора. Интерес к развитию театрального мирового искусства. | |
Формы работы | -фронтальная; -индивидуальная; -парная; -групповая. | |
Формы контроля | -самоконтроль; -самоконтроль по образцу; -взаимоконтроль; -парный контроль по образцу. |
Технологическая карта урока |
Этапы урока | Форма работы | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный этап. | фронтальная самостоятельная работа в тетради | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Здравствуйте, дети! Желаю вам хорошего настроения, активной работы на нашем уроке. Откроем тетради, запишем число, классная работа, оставим место для нашей темы и начнем урок с орфографической разминки. | Выбирает эффективный способ концентрации внимания. Мотивирует обучающихся на активную деятельность. Организует обучающихся на начало работы. | Настраиваются на плодотворную работу. Оформляют начало работы. |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний. | действие по цепочке словарный диктант | «Кто последним положит мелок». Слова разминки: вокзал, салют, воротник, ракета, планета, герой, ремень, тренер, горизонт, партер. | Диктует слова, контролирует правильность записи на доске. | Ученик выходит к доске, записывает слова. Если он ошибается в слове, садится на место, к доске выходит другой. Остальные записывают слова в тетрадь, контролируют правильность записи на доске. |
фронтальная | Какая орфограмма объединяет эти слова? (орфограмма – безударная гласная в корне слова). | Организует мыслительную деятельность обучающихся. | Анализируют языковой материал, делают вывод. |
беседа самостоятельная работа в тетради | Значение какого слова вам непонятно? (Партер). Где, от кого можно узнать значение этого слова? (словарь, учитель, сеть Интернет). Откроем толковый словарь и запишем, что же значит это слово, оформляя запись одним предложением. (Один ученик работает у доски). Партер – нижний этаж зрительного зала с местами для публики. Как называется запись в тетради? (Предложение). Без чего невозможно предложение? (Без грамматической основы). Что входит в грамматическую основу? (Подлежащее и сказуемое). Выпишем грамматическую основу, определим, чем она выражена. Сущ. Сущ. Партер – это этаж | Организует диалог. Подводит обучающихся к правильному выводу. Актуализирует у обучающихся имеющиеся теоретические знания для последующего использования их в усвоении нового знания. | Вступают в диалог. Делают умозаключения. Вспоминают терминологию, необходимую для усвоения новых знаний. |
фронтальная | Прочитайте предложение выразительно. В предложении мы делаем паузу. Значит, паузу на письме надо выделить знаком препинания. Каким? В 17 веке русский языковед Барсов назвал этот знак молчанка, а затем назвал чертой. | Сообщает дополнительные исторические сведения о пунктуационном знаке «тире». | Упражняются в выразительном чтении предложения. Воспринимают информацию учителя. |
фронтальная самостоятельная работа в тетради | А теперь пришло время сформулировать тему нашего урока и его цели. Тема: «Тире между сказуемым и подлежащим». Цель вам помогут определить слова на доске: Где …….? Когда …….? Дети сообщают цель: Понять: Где ставится тире в предложении? Когда оно ставится между подлежащим и сказуемым? | Организует диалог. Координирует мыслительную деятельность обучающихся, помогает сформулировать тему и цель урока. | Вступают в диалог. Высказывают своё мнение. Формулируют тему и цель урока. Записывают тему урока в тетради. |
III. Первичное усвоение новых знаний. | фронтальная самостоятельная работа в тетради | Где мы можем увидеть партер? (В театре, в цирке). Неужели мы о нем сегодня только это и узнаем? Мы хотим большего. Давайте посмотрим презентацию о зарождении театра и самое интересное запишем. Слайд 2. Дионис – бог веселья. Знакомое нам предложение. Похоже на предложение, которое мы записали. Что общего между ними? (Есть тире, главные члены предложения выражены подлежащим и сказуемым в И.п.) Запишем предложение. Докажем, что они очень похожи, построим схему. Слайд 4, 5. Театр – любимое зрелище греков. Комедия – веселое представление. Преобразуем предложения в известную нам схему. (На доске выполняют ученики). Слайд 6. Аристофан, Софокл, Эсхил – авторы греческих произведений. Создадим предложение по данной схеме. Чтобы сделать вывод, обратимся к нашим вопросам. | Демонстрирует презентацию о театре. Подводит обучающихся к самостоятельному выводу по теме урока. Подводит обучающихся к созданию схемы пунктограммы. | Преобразуют сложные предложения в простые предложения с грамматической основой, выраженной двумя им.сущ. в Им.п. Записывают предложения в тетрадь, выделяют грамматическую основу, определяют способ выражения главных членов предложения. Анализируют языковой материал, делают вывод. Составляют схему пунктограммы. |
физкультминутка | В театр мы приходим смотреть на игру артистов, а артисты очень часто выполняют дыхательные упражнения. Выполним и мы их. Дыхательное упражнение: «Как на горке, на пригорке…» Молодцы! | Показывает движения. | Повторяют за учителем. |
IV. Первичная проверка понимания. | самостоятельная работа в тетради работа в паре взаимопроверка по образцу | Упр. 124 (Один ученик читает задание к упражнению, дополнительно учитель предлагает определить, чем выражены подлежащее и сказуемое). Дается на выполнение 7 минут. Проверим. Правильно выполненное задание выводится на экран. Дети проверяют друг друга в паре. Если два предложения выполнены правильно и главные члены предложения подчеркнуты, пишем в тетради карандашом «Молодец!» Вывод: Ответим на вопросы, которые мы задали в начале урока. | Оказывает индивидуальную помощь обучающимся во время самостоятельной работы. Организует взаимопроверку, проводит инструктаж. Подводит обучающихся к самостоятельному выводу по теме урока. | Выполняют задание учебника самостоятельно. Обмениваются тетрадями в паре, проверяют работу соседа по образцу. Высказывают своё мнение. |
V. Первичное закрепление. | групповая работа хоровая проверка | Узнали о происхождение театра, поговорили о сказках. А в чем особенность театра других народов? Поработаем в группах. Я раздам каждой группе текст о театре Японии. Прочитайте текст, узнайте о театре Японии и найдите предложение, соответствующее нашей теме. Театр Кабуки. Театр Кабуки (танцующие и поющие) сложился в 17 веке на основе народных песен и танцев. Начало жанру положила служительница святилища Окини, которая пела и исполняла свои танцы. Женщины и девушки первые артисты театра Кабуки. Изначально в театре выступали только они, мужчины не участвовали в представлениях. Новый жанр быстро стал популярен. Театр Кабуки даже выступал перед Императорским двором. Прочитаем вслух. Нашли предложение, которое соответствует теме урока? А сейчас по моей команде, все начинают читать это предложение. Молодцы! Почему именно это предложение нас заинтересовало? Вывод: Тире между подлежащим и сказуемым ставится, когда подлежащее и сказуемое выражено сущ. в И.п. | Организует работу малых групп. Организует хоровую проверку. Подводит обучающихся к самостоятельному выводу по теме урока. | Читают текст в группе. Анализируют текст, находят предложение с тире между подлежащим и сказуемым. Хором читают предложение с тире. Высказывают своё мнение, делают вывод. |
VI. Рефлексия. | фронтальная | Молодцы! Поработали сегодня отлично. Подумайте, поняли ли вы тему или нет. Если тема вам понятна, поднимите зеленые кружки, если не поняли, поднимите красные кружки. | Создает условия для анализа деятельности обучающихся на уроке. Получает обратную связь. | Дают оценку собственной деятельности по её результатам. Осуществляют обратную связь. |
VII. Домашнее задание | дифференциация по уровню сложности | Запишем домашнее задание. Правило на с.99, упр.121 или 125 (на выбор) Для желающих: придумать грамматическую сказку по теме нашего урока Спасибо за урок! | Консультирует обучающихся по выполнению домашнего задания. | Анализируют задание учебника, выясняют возможные затруднения в ходе выполнения задания. Выбирают уровень выполнения домашнего задания. |