СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Тире между подлежащим и сказуемым"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, когда оба они выражены именем существительным в именительном падеже.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Тире между подлежащим и сказуемым"»

Тире между подлежащим и сказуемым. 5 класс

Цели: 

  1. Изучить случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, когда оба они выражены именем существительным в именительном падеже.

  2. Формировать навыки точного определения подлежащего и сказуемого.

  3. Закрепить умение учащихся определять лексическое значение слов по толковому словарю.

  4. Воспитывать стремление постоянно повышать уровень своих знаний.

Ход урока: 

1. Организационный момент. 

- Сегодня, ребята, речь пойдёт о знаках препинания, точнее об одном каком-то знаке, о нём мы узнаем из кроссворда, но для этого мы должны вспомнить, что же мы узнали на предыдущих уроках о предложении, о главных членах предложения. 
Кроссворд 

  

1. 

П 

У 

Н 

К 

Т 

У 

А 

Ц 

И 

Я 


  

  

  

  

2. 

С 

И 

Н 

Т 

А 

К 

С 

И 

С 


  

  

  

  

3. 

П 

Р 

Е 

Д 

Л 

О 

Ж 

Е 

Н 

И 

Е 

4. 

С 

К 

А 

З 

У 

Е 

М 

О 

Е 


  
1. Какой раздел русского языка рассказывает нам о правилах постановки знаков препинания? Его название? 
2. Какой раздел русского языка изучает строение словосочетаний? 
3. Зачем нужно знать все о словосочетание? Где оно всегда встречается? 
4. Один из главных членов предложения называется… 

2. Поведение к определению темы урока

 На доске написаны предложения:

Фламинго строят гнезда по берегам морей.

Осина — дерево.

Малина — кустарник.

— Прочитайте предложения. Скажите, какие из них можно объединить по нескольким признакам одновременно.

Можно объединить второе и третье предложения. В них говорится о растениях. Оба предложения состоят из двух слов.

—Найдите в предложениях подлежащее.

В первом предложении подлежащее осина, во втором —малина.

—Найдите в предложениях сказуемое.

В первом предложении сказуемое дерево, во втором — кустарник.

3. Определение темы урока, постановка целей:

познакомиться с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым: учиться находит предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.


4. Формулировка гипотезы

Давайте еще раз посмотрим на предложения, выдвинем гипотезу, предположение, которое в ходе урока будем доказывать.

Тире ставится всегда между подлежащим и сказуемым.


  1. Закрепление изученного материала.

Выпишите предложения с тире
1. Ранняя осень пора грибов. 
Сырой октябрь дышит мне в окно. 
Осыпал лес свои вершины, 
Сад обнажил своё чёло. 
Осень это таинственное, отмеченное особой красотой время года. 
Осенняя пора прекрасна! 
Октябрь второй месяц осени. 

Распустил он свои сильные корни под з...млей, пробился через травы и начал на лугу р...сти.

Терн кустарник хитрый, к...рнями размножается.

Расчистил землю вокруг, окружил себя подру...ками.

Так и отв...евал терн землю для леса и луга.

Б...ре...ки белолицые кр...савииы.

Осинки милые ш...птуньи.

Физкульминутка:

Одолела вас дремота,

Шевельнуться неохота?

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре – и на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

Ручки вверх, ручки вниз.

На носочки подтянись.

Ручки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем поприседаем,

И теперь мы не зеваем.


—Прочитайте предложения. Напишите их в логической последовательности так, чтобы у вас получился текст. Расставьте знаки препинания.

Терн — кустарник хитрый, корнями размножается. Распустил он свои сильные корни под землей, пробился через травы и начал на лугу расти. Расчистил землю вокруг, окружил себя подружками. Березки — белолицые красавицы. Осинки — милые шептуньи. Так и отвоевал терн земли для леса и луга.

—Прочитай составленный текст. Назовите предложения, которые соответствуют теме сегодняшнего урока.

Скажите, почему в них ставится тире.

Расскажите о правописании слов с пропущенными буквами.


6. Подведение итогов.

— С каким новым материалом мы сегодня познакомились?

Мы познакомились с постановкой тире между подлежащим и сказуемым.

Ребята, смогли ли мы с вами доказать гипотезу?

—Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?

Ответы учеников.


7. Проверочный тест. 
1.Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире? 
А) Осенняя пора прекрасна! 
Б) Осень пора грибов. 
В) Осенние пейзажи радуют душу 
Г) В чистом воздухе витают осенние запахи. 

2.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 

А) Мчатся по небу хмурые тучи. 
Б) Люблю дымок спалённой жнивы. 
В) Птицы жители леса. 
Г) Луг и озеро окутал густой туман. 

3. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире. 
А) Мой отец капитан дальнего плаванья. 
Б) Сказка мечта человека о прекрасном. 
В) Моя мама шьет одежду. 
Г) Октябрь второй месяц осени. 


Ответы: 1 – Б; 2 – В; 3 – В.


Оценивание учащихся.

Домашнее задание: (На выбор) 1. Пар. 34 , упр.172

2. Написать мини-сочинение с использованием предложений с тире между подлежащим и сказуемым.




























Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Черемшанская средняя общеобразовательная школа – Прокуткинская средняя общеобразовательная школа

с. Прокуткино, Ишимский район, Тюменская область













Конспект открытого урока

по русскому языку в 5 кассе:

«Тире между подлежащим и сказуемым»







Подготовила: учитель

русского языка и литератуы

Горохова А.А.












с. Прокуткино

2017