СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МКОУ «Уллуаинская СОШ»
Учитель нач. классов Омарова Х.А.
Тема урока: Е.Пермяк. Торопливый ножик.
Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу.
Цель: создать условия для знакомства с жизнью и творчеством Е. Пермяка.
Задачи:
чтение со звуковым ориентиром рассказа Е. Пермяка «Торопливый ножик», сказки «Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу»;
развитие устной речи учащихся, обогащение словарного запаса;
воспитание усердия, терпения, усидчивости, аккуратности.
Оборудование: учебники: В. А.Воропаева.,Т. С. Куцанова «Радуга 2 класс«Литературное чтение 1 класс. Хрестоматия»; индивидуальные тренажеры для глаз; контрольно- оценочные листы «Проверь себя»; красный круг; диск с записью песни; портрет писателя; выставка книг; слова- опоры; пословицы и поговорки; маски для инсценировки отрывка.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прежде, чем урок начать
Я хочу вам пожелать:
Быть внимательным в ученье
И учиться с увлечением.
Мы к друг другу повернемся
И друг другу улыбнемся.
И удачи вам во всем,
А теперь урок начнем.
II. Речевая разминка.
Очки прозрачные на глазах у ребят.
Брассом плывут, победить хотят.
- Прочитать:
а) глазами,
б) шепотом;
в) громче;
г) проговорить в быстром темпе, работая в паре;
д) чтение по вариантам, используя вопросительную и утвер-
дительную интонацию с постановкой логического ударения.
-Какой стиль плавания любят ребята?
-Герой какого произведения тоже любил заниматься плаванием?
III. Проверка домашнего задания.
-Перескажите кратко текст В. Драгунского «Третье место в стиле баттерфляй», используя сюжетную линию.
- Как пересказывали ребята?
- Какой совет поможет Дениске вернуть хорошее настроение?
IV. Основная часть урока
Введение в тему.
1) Тренажер для глаз.
«Числовая пирамидка», стр. 14, 15.
Установка: сконцентрировать внимание.
2) Чтение со звуковым ориентиром песни «Антошка» сл.Ю. Энтина, муз. В. Шаинского.
- Чем любил заниматься герой песни, узнаем, пропев эту песню. Ученики поют с одновременным слежением пальчиком. (Звучит в записи песня.)
- Какой ему совет предложите?
3) Сообщение темы и цели урока. Мотивация.
-Продолжаем путешествие в страну детства. Много писателей посвятили свои произведения детям и писали о детях, рассказывали о жизненных историях ребят - ваших ровесниках. Познакомимся с жизнью и творчеством еще одного писателя, с героями его произведений. Узнаете, как они трудились, и что из этого получалось.
- Зачем читаем такие произведения?
4) Жизнь и творчество Е. Пермяка.
- Евгений Андреевич Пермяк родился на Урале в г. Перми. Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов- предпочел псевдоним Пермяк. Отец его умер, когда ему было 3 года. Детство провел в обществе бабушки, дедушки и тети, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием.
На Урале он прожил более 30 лет, изучил 5 ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Окончив педагогический факультет Пермского университета, переехал в г. Москву и начал писательскую карьеру. Он написал 30 книг. Это повести, рассказы, сказки.
- Посмотрите на выставку его книг. Они есть в библиотеке.
Почти все книги - о людях- тружениках, мастерах своего дела, о людях, украшающих своим трудом землю. Е. А. Пермяку очень хотелось, чтобы юные читатели поняли: красота человека « не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке». А в том, что руки эти делать могут.
-Прочитать название первого рассказа Е. Пермяка.
- Как понимаете название рассказа?
Собственно чтение рассказа Е. Пермяка «Торопливый ножик»
1) Словарная работа.
Орфоэпическая работа: Лексическая работа:
потихонечку то вкривь, то вкось -- сделать не так как надо.
помаленечку норовил вильнуть --старался уйти в сторону,
-Ученики показывают пальчиками правила чтения длинных слов.
2) Установка на содержание. Виды чтения:
- Чтение учителя.
- Жужжащее чтение.
- Синхронное чтение.
Работа над текстом.
1) Вопросы на понимание.
-Что в тексте было непонятно?
2) Тест-опрос по содержанию:
+ 1. Митя строгал палочку да бросил?
- 2. Палочка получилась ровная, красивая?(Неровная, некрасивая)
+ 3. Митя сказал, что палочка получилась косая, потому что ножик плохой?
- 4. Папа посоветовал Мите заточить ножик? (Его нужно терпению учить)
+ 5. Папа строгал палочку потихонечку, помаленечку, осторожно?
+ 6. Митя понял, как нужно ножик терпению учить?
- 7. Быстро Митя научил ножик слушаться? (Долго)
+ 8. Ножик сначала торопился, спешил?
+ 9. Митя заставил ножик терпеливым быть?
- 10. Это ножик научился терпению? (Митя)
3) Взаимопроверка. (Сверь с образцом)
Анализ результатов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Как вы думаете, почему допустили ошибки?
4) а) Отношение к прочитанному.
- Почему Митя бросил работу?
- Какой совет дал сыну отец?
- Что значит терпению учить?
- Как вы думаете, какое настроение было у Мити, когда он увидел результат своего труда?
б) Личностная характеристика.
-Какие качества стремился воспитать отец у сына?
- Выберите нужные качества из предложенных. Докажи на примерах.
аккуратность терпение
лень усидчивость
старание небрежность
поспешность усердие
-Когда эти качества пригодятся любому человеку?
- Правильно вы предположили, про что будет рассказ?
в) Метод «Четыре угла»
-Поиграем в игру «Четыре угла».
- Какая пословица выражает главную мысль рассказа ,к той табличке и подойдите. Докажите
Если вы знаете еще одну пословицу, то подойдите к табличке с вопросом.
Объясните смысл этих пословиц.
(В разных угла находятся 4 таблички:
« Не будь тороплив, а будь терпелив»,
«Делано наспех - сделано на смех»,
«У страха глаза велики»,)
- Молодцы! Много пословиц знаете. А эта пословица подойдет: «Была бы охота - будет ладиться работа».
Собственно чтение сказки Е. Пермяка «Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу».
1) Физкультминутка для глаз. «Красный круг».
Понравился рассказ? Хотите прочитать еще произведение Е. Пермяка?
Прочитайте, как оно называется? О ком будет произведение? К какому жанру художественной литературы отнесете это произведение?
- Что знаете о кунице и синице?
2) Словарная работа.
искромсала - грубо, неаккуратно резать на части
лоскутки - обрывки, отходы ткани
холстина - кусок льняной ткани, обычно ручной выделки
фартук - передник- одежда, защищающая перед платья от грязи
не пропало даром - не осталось ни одного неиспользованного лоскутка
3) Работа с иллюстрацией в «Хрестоматии,1 класс» на стр.154
4) Установка на содержание. Виды чтения:
- Чтение учителя.
- Жужжащее чтение.
5) Вопросы на понимание.
- Что было непонятно в тексте?
6) Тест - опрос по содержанию/
- 1. Стала Куница шелковый сарафан к весне кроить? (К лету)
+ 2. Весь шелк изрезала на куски?
- 3. Платок из этих лоскутков можно было сшить? (Нельзя)
- 4. Терпеливая Синица стала юбку кроить? (Фартук)
+ 5. Она все высчитала, все вычертила, а потом за ножницы взялась?
+ 6. Ни одного лоскутика не пропало даром?
+ 7. Куница на фартук глядит- завидует?
- 8. Мама выучила шитью Синицу? (Бабушка)
+ 9. Пять волшебных слов она велела запомнить?
+ 10. «Семь раз отмерь - один отрежь»- эти слова?
7) Взаимопроверка. Анализ результатов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- + - - + + + - + +
8) Работа по целостному восприятию.
а) Вопросы по тексту.
- Какой трудовой деятельностью занимались Куница и Синица?
- Как работала Куница? Как работала Синица? Прочитайте.
б) Инсценировка отрывка.
- Послушайте разговор Куницы и Синицы и подумайте, почему этот
совет был волшебным.
- В каких ситуациях пригодится вам этот совет?
- Какой бы совет дали Кунице?
- Докажите, что это сказка?
- Что объединяет эти два произведения?
V. Домашнее задание.
- А вот какой еще один мудрый совет дал отец сыну, вы прочитаете дома.
- стр. 100- 101, подготовить подробный пересказ.
VI. Итог урока.
- С жизнью и творчеством какого писателя вы познакомились?
- Как называется рассказ, который мы прочитали? Сказка?
VII. Рефлексия.
- Какое произведение тебя больше впечатлило? Почему?
- Книги Е. Пермяка надо читать внимательно, не торопясь. Потому, что как считал Е. Пермяк
« торопливый читатель и хорошее может принять за плохое».
- Закончи предложение: «Я хочу воспитать в себе…».
Технологическая карта вводного урока по литературному чтению
по теме: «Е.Пермяк. Торопливый ножик. Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу»
Речевая разминка | Проверка домашнего задания | Основная часть | Домашнее задание | Итог урока | Рефлексия | ||||||||||||||||||||||||
Введение в тему | Собственно чтение Е. Пермяк. Торопливый ножик | Работа над текстом | Собственно чтение Е. Пермяк. Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу | Работа над текстом | |||||||||||||||||||||||||
Тренажер для глаз | Чтение со звуковым ориентиром песни | Сообщение темы и цели урока. Мотивация. | Жизнь и творчество Е. Пермяка | Словарная работа | Чтение учителем | Жужжащее чтение | Синхронное чтение | Вопросы на понимание | Тест- опрос по содержанию | Взаимопроверка. Анализ результатов | Отношение к прочитанному | Физкультминутка для глаз
| Словарная работа | Чтение учителем | Жужжащее чтение | Тест- опрос по содержанию | Взаимопроверка. Анализ результатов | Работа по целостному восприятию |
|
|
| ||||||||
Цель: подготовка речевого аппарата к чтению | Цель: проверить умение кратко пересказывать текст по сюжетной линии | Цель: познакомить с жизнью и творчеством Е. Пермяка | Цель: прочитать рассказ со звуковым ориентиром | Цель: определить уровень усвоения содержания | Цель: прочитать со звуковым ориентиром сказку | Цель: определить уровень усвоения содержания сказки | Цель: развивать устную речь учащихся | Цель: подвести к осознанию достижения цели урока | Цель: определить эмоционально- чувственное состояние учащихся | ||||||||||||||||||||
Цель: расширить поле зрения, подготовить глаза к чтению | Цель: прочитать песню и подготовить к чтению текста | Цель: установка на изучение нового материала. Мотивация. | Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя | Цель: объяснить значение слов и выражений | Цель: дать установку на содержание | Цель: учить читать в заданном темпе с одновременным слежением | Цель: дать быстро читающим детям проявить свои возможности | Цель: определить трудности первичного восприятия | Цель: проверка качества усвоения содержания | Цель: помочь осмыслить прочитанное | Цель: дать возможность каждому высказать свое мнение | Цель: снять напряжение, активизировать работу глаз на расстоянии | Цель: объяснить значение трудных слов и выражений | Цель: дать установку на содержание | Цель: учить читать вслух с одновременным слежением | Цель: проверить качество усвоения содержания | Цель: помочь осмыслить прочитанное | Цель: дать возможность высказаться каждому |
|
|
| ||||||||
Скороговорка. Разные виды чтения интонирования | Опора: сюжетная линия | Цифровая пирамидка | Запись песни «Антошка» |
| Портрет писателя, выставка книг | Потихонечку; то вкривь, то вкось норовил вильнуть |
|
|
| Что было в тексте непонятно? | 10 вопросительных вопросов | Сверь с образцом | 1. Вопросы по тексту 2. Определение качеств героя 3.Метод «Четыре угла» | «Красная точка» | Слова: искромсала, лоскутки, холстина, фартук. Выражение: не пропало даром |
|
| 10 вопросительных предложений | Сверь с образцом | 1. Вопросы по тексту 2. Инсценировка отрывка | Стр. 100-101, подробный пересказ |
| Закончи предложение: «Я хочу воспитывать в себе...» |