СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Торопливый ножик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Торопливый ножик"»

МКОУ «Уллуаинская СОШ»

Учитель нач. классов Омарова Х.А.

Тема урока: Е.Пермяк. Торопливый ножик.

Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу.


Цель: создать условия для знакомства с жизнью и творчеством Е. Пермяка.

Задачи:

  • чтение со звуковым ориентиром рассказа Е. Пермяка «Торопливый ножик», сказки «Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу»;

  • развитие устной речи учащихся, обогащение словарного запаса;

  • воспитание усердия, терпения, усидчивости, аккуратности.

Оборудование: учебники: В. А.Воропаева.,Т. С. Куцанова «Радуга 2 класс«Литературное чтение 1 класс. Хрестоматия»; индивидуальные тренажеры для глаз; контрольно- оценочные листы «Проверь себя»; красный круг; диск с записью песни; портрет писателя; выставка книг; слова- опоры; пословицы и поговорки; маски для инсценировки отрывка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прежде, чем урок начать

Я хочу вам пожелать:

Быть внимательным в ученье

И учиться с увлечением.

Мы к друг другу повернемся

И друг другу улыбнемся.

И удачи вам во всем,

А теперь урок начнем.

II. Речевая разминка.

Очки прозрачные на глазах у ребят.

Брассом плывут, победить хотят.

- Прочитать:

а) глазами,

б) шепотом;

в) громче;

г) проговорить в быстром темпе, работая в паре;

д) чтение по вариантам, используя вопросительную и утвер-

дительную интонацию с постановкой логического ударения.

-Какой стиль плавания любят ребята?

-Герой какого произведения тоже любил заниматься плаванием?

III. Проверка домашнего задания.

-Перескажите кратко текст В. Драгунского «Третье место в стиле баттерфляй», используя сюжетную линию.

- Как пересказывали ребята?

- Какой совет поможет Дениске вернуть хорошее настроение?

IV. Основная часть урока

Введение в тему.

1) Тренажер для глаз.

«Числовая пирамидка», стр. 14, 15.

Установка: сконцентрировать внимание.

2) Чтение со звуковым ориентиром песни «Антошка» сл.Ю. Энтина, муз. В. Шаинского.

- Чем любил заниматься герой песни, узнаем, пропев эту песню. Ученики поют с одновременным слежением пальчиком. (Звучит в записи песня.)

- Какой ему совет предложите?

3) Сообщение темы и цели урока. Мотивация.

-Продолжаем путешествие в страну детства. Много писателей посвятили свои произведения детям и писали о детях, рассказывали о жизненных историях ребят - ваших ровесниках. Познакомимся с жизнью и творчеством еще одного писателя, с героями его произведений. Узнаете, как они трудились, и что из этого получалось.

- Зачем читаем такие произведения?

4) Жизнь и творчество Е. Пермяка.

- Евгений Андреевич Пермяк родился на Урале в г. Перми. Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов- предпочел псевдоним Пермяк. Отец его умер, когда ему было 3 года. Детство провел в обществе бабушки, дедушки и тети, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием.

На Урале он прожил более 30 лет, изучил 5 ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Окончив педагогический факультет Пермского университета, переехал в г. Москву и начал писательскую карьеру. Он написал 30 книг. Это повести, рассказы, сказки.

- Посмотрите на выставку его книг. Они есть в библиотеке.

Почти все книги - о людях- тружениках, мастерах своего дела, о людях, украшающих своим трудом землю. Е. А. Пермяку очень хотелось, чтобы юные читатели поняли: красота человека « не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке». А в том, что руки эти делать могут.

-Прочитать название первого рассказа Е. Пермяка.

- Как понимаете название рассказа?

Собственно чтение рассказа Е. Пермяка «Торопливый ножик»

1) Словарная работа.

Орфоэпическая работа: Лексическая работа:

потихонечку то вкривь, то вкось -- сделать не так как надо.

помаленечку норовил вильнуть --старался уйти в сторону,

-Ученики показывают пальчиками правила чтения длинных слов.

2) Установка на содержание. Виды чтения:

- Чтение учителя.

- Жужжащее чтение.

- Синхронное чтение.

Работа над текстом.

1) Вопросы на понимание.

-Что в тексте было непонятно?

2) Тест-опрос по содержанию:

+ 1. Митя строгал палочку да бросил?

- 2. Палочка получилась ровная, красивая?(Неровная, некрасивая)

+ 3. Митя сказал, что палочка получилась косая, потому что ножик плохой?

- 4. Папа посоветовал Мите заточить ножик? (Его нужно терпению учить)

+ 5. Папа строгал палочку потихонечку, помаленечку, осторожно?

+ 6. Митя понял, как нужно ножик терпению учить?

- 7. Быстро Митя научил ножик слушаться? (Долго)

+ 8. Ножик сначала торопился, спешил?

+ 9. Митя заставил ножик терпеливым быть?

- 10. Это ножик научился терпению? (Митя)

3) Взаимопроверка. (Сверь с образцом)

Анализ результатов.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- Как вы думаете, почему допустили ошибки?

4) а) Отношение к прочитанному.

- Почему Митя бросил работу?

- Какой совет дал сыну отец?

- Что значит терпению учить?

- Как вы думаете, какое настроение было у Мити, когда он увидел результат своего труда?

б) Личностная характеристика.

-Какие качества стремился воспитать отец у сына?

- Выберите нужные качества из предложенных. Докажи на примерах.

аккуратность терпение

лень усидчивость

старание небрежность

поспешность усердие

-Когда эти качества пригодятся любому человеку?

- Правильно вы предположили, про что будет рассказ?

в) Метод «Четыре угла»

-Поиграем в игру «Четыре угла».

- Какая пословица выражает главную мысль рассказа ,к той табличке и подойдите. Докажите

Если вы знаете еще одну пословицу, то подойдите к табличке с вопросом.

Объясните смысл этих пословиц.

(В разных угла находятся 4 таблички:

« Не будь тороплив, а будь терпелив»,

«Делано наспех - сделано на смех»,

«У страха глаза велики»,)

- Молодцы! Много пословиц знаете. А эта пословица подойдет: «Была бы охота - будет ладиться работа».

Собственно чтение сказки Е. Пермяка «Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу».

1) Физкультминутка для глаз. «Красный круг».

Понравился рассказ? Хотите прочитать еще произведение Е. Пермяка?

Прочитайте, как оно называется? О ком будет произведение? К какому жанру художественной литературы отнесете это произведение?

- Что знаете о кунице и синице?

2) Словарная работа.

искромсала - грубо, неаккуратно резать на части

лоскутки - обрывки, отходы ткани

холстина - кусок льняной ткани, обычно ручной выделки

фартук - передник- одежда, защищающая перед платья от грязи

не пропало даром - не осталось ни одного неиспользованного лоскутка

3) Работа с иллюстрацией в «Хрестоматии,1 класс» на стр.154

4) Установка на содержание. Виды чтения:

- Чтение учителя.

- Жужжащее чтение.

5) Вопросы на понимание.

- Что было непонятно в тексте?

6) Тест - опрос по содержанию/

- 1. Стала Куница шелковый сарафан к весне кроить? (К лету)

+ 2. Весь шелк изрезала на куски?

- 3. Платок из этих лоскутков можно было сшить? (Нельзя)

- 4. Терпеливая Синица стала юбку кроить? (Фартук)

+ 5. Она все высчитала, все вычертила, а потом за ножницы взялась?

+ 6. Ни одного лоскутика не пропало даром?

+ 7. Куница на фартук глядит- завидует?

- 8. Мама выучила шитью Синицу? (Бабушка)

+ 9. Пять волшебных слов она велела запомнить?

+ 10. «Семь раз отмерь - один отрежь»- эти слова?

7) Взаимопроверка. Анализ результатов.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- + - - + + + - + +

8) Работа по целостному восприятию.

а) Вопросы по тексту.

- Какой трудовой деятельностью занимались Куница и Синица?

- Как работала Куница? Как работала Синица? Прочитайте.

б) Инсценировка отрывка.

- Послушайте разговор Куницы и Синицы и подумайте, почему этот

совет был волшебным.

- В каких ситуациях пригодится вам этот совет?

- Какой бы совет дали Кунице?

- Докажите, что это сказка?

- Что объединяет эти два произведения?


V. Домашнее задание.

- А вот какой еще один мудрый совет дал отец сыну, вы прочитаете дома.

- стр. 100- 101, подготовить подробный пересказ.


VI. Итог урока.

- С жизнью и творчеством какого писателя вы познакомились?

- Как называется рассказ, который мы прочитали? Сказка?


VII. Рефлексия.

- Какое произведение тебя больше впечатлило? Почему?

- Книги Е. Пермяка надо читать внимательно, не торопясь. Потому, что как считал Е. Пермяк

« торопливый читатель и хорошее может принять за плохое».

- Закончи предложение: «Я хочу воспитать в себе…».







Технологическая карта вводного урока по литературному чтению

по теме: «Е.Пермяк. Торопливый ножик. Про торопливую Куницу и терпеливую Синицу»


Речевая разминка

Проверка домашнего задания

Основная часть

Домашнее задание

Итог урока

Рефлексия

Введение в тему

Собственно чтение

Е. Пермяк. Торопливый ножик

Работа над текстом

Собственно чтение

Е. Пермяк. Про торопливую

Куницу и терпеливую Синицу

Работа над текстом

Тренажер для глаз

Чтение со звуковым ориентиром песни


Сообщение темы и цели урока. Мотивация.

Жизнь и творчество

Е. Пермяка

Словарная работа

Чтение учителем

Жужжащее чтение

Синхронное чтение

Вопросы на понимание

Тест- опрос по содержанию

Взаимопроверка. Анализ результатов

Отношение к прочитанному

Физкультминутка

для глаз

Словарная работа

Чтение учителем

Жужжащее чтение

Тест- опрос по содержанию

Взаимопроверка.

Анализ результатов

Работа по целостному восприятию




Цель: подготовка речевого аппарата к чтению

Цель: проверить умение кратко пересказывать текст по сюжетной линии

Цель: познакомить с жизнью и творчеством

Е. Пермяка

Цель: прочитать рассказ со звуковым ориентиром

Цель: определить уровень усвоения содержания

Цель: прочитать со звуковым ориентиром сказку

Цель: определить уровень усвоения содержания сказки

Цель: развивать устную речь учащихся

Цель: подвести к осознанию достижения цели урока

Цель: определить эмоционально- чувственное состояние учащихся

Цель: расширить поле зрения, подготовить глаза к чтению

Цель: прочитать песню и подготовить к чтению текста

Цель: установка на изучение нового материала. Мотивация.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя

Цель: объяснить значение слов и выражений

Цель: дать установку на содержание

Цель: учить читать в заданном темпе с одновременным слежением

Цель: дать быстро читающим детям проявить свои возможности

Цель: определить трудности первичного восприятия

Цель: проверка качества усвоения содержания

Цель: помочь осмыслить прочитанное

Цель: дать возможность каждому высказать свое мнение

Цель: снять напряжение, активизировать работу глаз на расстоянии

Цель: объяснить значение трудных слов и выражений

Цель: дать установку на содержание

Цель: учить читать вслух с одновременным слежением

Цель: проверить качество усвоения содержания

Цель: помочь осмыслить прочитанное

Цель: дать возможность высказаться каждому




Скороговорка. Разные виды чтения интонирования

Опора: сюжетная линия

Цифровая пирамидка

Запись песни «Антошка»


Портрет писателя, выставка книг

Потихонечку; то вкривь, то вкось норовил вильнуть




Что было в тексте непонятно?

10 вопросительных вопросов

Сверь с образцом

1. Вопросы по тексту

2. Определение качеств героя

3.Метод «Четыре угла»

«Красная точка»

Слова: искромсала, лоскутки, холстина, фартук.

Выражение: не пропало даром



10 вопросительных предложений

Сверь с образцом

1. Вопросы по тексту

2. Инсценировка отрывка

Стр. 100-101, подробный пересказ


Закончи предложение: «Я хочу воспитывать в себе...»
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс