СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению на тему: Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Самое страшное»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению»

Конспект урока литературного чтения

Предмет: литературное чтение.

Тема: Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Самое страшное»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков, формирование у детей позитивного отношения к слушанию и чтению рассказа.

Задачи формирования УУД.

Личностные: развитие учебно-познавательного интереса, желания учиться, формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование нравственно - этических ориентиров; принимать и выполнять поставленную задачу

Регулятивные - умение применять учебную задачу; формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Коммуникативные - умение ясно и понятно выражать свои мысли, развивать речь; формирование умения слушать и понимать других; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; аргументировать высказывания.

Познавательные- формирование умения прогнозировать, анализировать текст для выявления причинно- следственных связей, ориентироваться в тексте, на основе анализа объектов делать выводы; ориентироваться в тексте, определять главное, ориентироваться в книгах, анализировать произведения с целью характеристики персонажей.

Планируемые результаты:

Знать: текст произведения;

Уметь: определять эмоциональный характер произведения, мотивацию персонажей. Иллюстрировать (словесно) прочитанное, выполнять навыки элементарного анализа произведения.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники «Литературное чтение».


Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент. Психолого-эмоциональный настрой на урок.


-Здравствуйте, ребята!

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.


Настраиваются на урок





Читатель должен быть внимательным и думающим.

II. Речевая разминка.



Работа со скороговоркой.

-Речевая разминка.

Чижик в клеточке сидел,

Чижик в клетке громко пел:

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Я на волю улечу».

- Прочитайте:

а) глазами,

б) шепотом,

в) громче,

г) прочитать в быстром темпе.

–Молодцы! Вы хорошо подготовились к чтению.


Учащиеся выполняют речевую разминку.

III. Актуализация ранее изученного. Проверка домашнего задания.






V. Целеполагание


-Ребята, какое произведение вы изучали на прошлом уроке?

-Почему рассказ называется живая шляпа?

-Можно ли назвать этот рассказ юмористическим?

-Почему?

-Зачитайте интересный отрывок на ваш взгляд.



-Сегодня мы будем, знакомится с творчеством Евгения Пермяк.

- Что бы вы хотели сегодня узнать?


-Н. Носов – Живая шляпа.

-Потому, что Васька попал под шляпу и она двигалась.

-Да.









VI. Организация учебной деятельности по решению цели и задач урока.

Подготовительная работа.



Жизнь и творчество Е. Пермяка.

- Много писателей посвятили свои произведения детям и писали о детях, рассказывали о жизненных историях ребят - ваших ровесниках. Познакомимся с жизнью и творчеством еще одного писателя, с героями его произведений. Узнаете, как они трудились, и что из этого получалось.

Евгений Андреевич Пермяк родился на Урале в г. Перми. Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов- предпочел псевдоним Пермяк. Отец его умер, когда ему было 3 года. Детство провел в обществе бабушки, дедушки и тети, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием. На Урале он прожил более 30 лет, изучил 5 ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Окончив педагогический факультет Пермского университета, переехал в г. Москву и начал писательскую карьеру. Он написал 30 книг. Это повести, рассказы, сказки.

Выставка книг.

- Посмотрите на выставку его книг. Они есть в библиотеке. Почти все книги - о людях- тружениках, мастерах своего дела, о людях, украшающих своим трудом землю. Е. А. Пермяку очень хотелось, чтобы юные читатели поняли: красота человека « не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке». А в том, что руки эти делать могут.

-Ребята, давайте откроем учебник на странице 136 и рассмотрим обложку книги.

-Что вы можете о ней сказать?

-Давайте прочитаем обращение автора на странице 137.

- Ребята, давайте прочитаем фамилию автора, заглавие текста на странице 138.

- Ребята, а как вы понимаете выражение «торопливый»? Кто у нас может торопится? Человек или животное – живое существо, а как же тогда может торопиться неодушевленный предмет - ножик?

- А теперь я буду читать текст, а вы внимательно следите.

-Примите позу слушателя.

- Сейчас вы прочитайте текст по цепочке.

- Скажите, произошло с ножиком что-то волшебное?

– Так, может быть, это сказка?

- А тогда что?

- Почему?

- Почему Митя бросил работу?

- Какой совет дал отец сыну?

- Что значит терпению учить?

- Как вы думаете, какое настроение было у Мити, когда он увидел результат своего труда?

Работа в парах.

- Какие качества стремился воспитать отец у сына?

- У вас на партах лежат карточки. Вам необходимо выбрать нужные качества из предложенных и подчеркнуть их.

Карточка.

Аккуратность Терпение

Лень Усидчивость

Старание Небрежность

Поспешность Усердие

- Когда эти качества пригодятся любому человеку?

Учащиеся слушают рассказ биографии учителя.

































-Е. Пермяк


-Торопиться значит выполнять работу быстро.

-Так как им не умеют управлять.



Учащиеся слушаю рассказ.


-Читают по цепочке.


-Нет.

-Нет, это не сказка.

-Рассказ.

- Потому что ножик не сам строгал, а Митя строгал ножиком

- Нужно строгать потихонечку, полегонечку, осторожно, старательно.

-Не торопиться и выполнять работу аккуратно.

-Терпение, аккуратность, усидчивость, усердие.

















-Когда он будет выполнять любую работу.

Физкультминутка


Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


VI. Организация учебной деятельности по решению цели и задач урока.

Подготовительная работа.


-Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним произведением Евгения Пермяки, «Самое страшное».

Примите позу слушателя. Приготовьтесь слушать. Сейчас произведение Евгения Андреевича Пермяка «Самое страшное» прочитаю вам я.

-Что можно сказать о мальчике?

- Как относятся к мальчику другие люди? -Почему животные боятся Вовы? Значит мальчик кто?

-Чем мог оттолкнуть стариков?

-Детей?

-Какое чувство вызывает этот мальчик у людей? Как вы думаете, что «самое страшное» мог описать Пермяк в своем произведении? Что ожидает героя, который так относится к людям? Хорошо ли быть таким?

-Понравилась ли вам история?

- Вы хотели бы дружить с Вовой? Вам встречались такие дети?

-К какому жанру относится это произведение?

-Докажите.

-А сейчас вы прочитаете рассказ по цепочке.

-Найдите в тексте, как автор описывает мальчика.





















Какую реакцию вызвало поведение Вовы у других людей? Найдите подтверждение в тексте.







-Для чего был написан этот рассказ?

-Найдите в тексте предложения, которые раскрывают нам главную мысль рассказа? Что может случиться с человеком?

-Как вы понимаете главную мысль этого рассказа?









-Для плохих поступков.

-Боятся его.

-Живодер.


-Грубиян.

-Драчун.


-Он им не нравится, они его бояться.

-Он может остаться один.

-Нет, таким быть плохо.



Учащиеся слушают рассказ.




-Да понравилась.

-Нет, не хотели бы дружить с Вовой.

-Рассказ.(Нет рифмы, значит это не стихотворение. Нет волшебства и сказочных героев, значит это не сказка. История могла произойти на самом деле, значит это рассказ.)

-Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.


Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

-Мальчики не захотели играть, оставили его. Девочки от него отвернулись. Пушок на улицу убежал. Кот на шкаф забрался, недобрыми глазами смотрит, сердится. Ёж в другой дом жить перебрался. Обиженная бабушка глаз не подняла, слезинки утирает.

-Дети не должны поступать так, как Вова.


Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.

VIII. Самостоятельная работа.


Творческое задание.

-Ребята поработайте в паре, придумайте продолжения рассказа.

Проверка

3–4 ученика высказывают свои версии.

IX. Итог работы. Рефлексия деятельности.


-Как можно помочь мальчику в этой ситуации? Что вы ему посоветуете?

-Чтобы не остаться одному, нужны друзья. Страшно быть одиноким, без друзей. Как нужно поступать с друзьями?

-С каким произведениями мы сегодня познакомились?

-Чему научил нас автор своим рассказом? Что понравилось на уроке?

-Какие задания понравились больше всего?

-Сегодня очень хорошо читали.

Попросить прощения, завести друга.




Подводят итог урока.


X. Домашнее задание



- Откройте свои дневники и запишите домашнее задание: с. 138-140 – читать и задание на странице 141.



XI. Анализ активности учащихся



Анализ активности учащихся

Сегодня на уроке хорошо работали.....

(Оценка «5» ставится, если чтение было хорошим, без ошибок, ученик отвечал на вопросы.

Оценка «4» ставится, если ученик читал хорошо, но допустил несколько ошибок, но хорошо отвечал на вопросы по тексту.

Оценка «3» ставится, если ученик читал, допуская много ошибок, плохо отвечал на вопросы).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!