Тема урока: «Третье склонение имён существительных».
Цель: познакомить учащихся с существительными третьего склонения.
Развивать умение классифицировать имена существительные по типу склонения,Развитие умение самостоятельно искать правильное решение, применять полученные знания на практике, обогащение словарного запаса.
развивать познавательные процессы: память, внимание, логическое мышление, речь.
воспитывать аккуратность, интерес к русскому языку;
умение работать в коллективе.
Ход урока:
Орг. момент. (1 сл.)
Здравствуйте, ребята!
- Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя в себя чистоту сегодняшнего утра, выдохните все неприятности и обиды. Хоть на улице и хмуро мы не будем расстраиваться, ведь у осени свои прелести. А чтобы поднять настроение себе и гостям постараемся работать хорошо. Покажем все свои знания и умения.
II. Актуализация знаний (Чтобы размяться поиграем в игру)
Игра «Будь внимательным» (2 сл.)
Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.
Называется по 2 слова - записать только то, написание которого нельзя проверить.
Дерево, берёза; стакан, ведро; зерно, пшеница; ягода, черника; овца, заяц.
-На какие 2 группы можно разделить эти слова? (1 гр. – сущ. 1 скл., 2 гр. – сущ. 2 скл.)
-Какие существительные относятся к 1 склонению?
Ко 2 склонению?
-Что надо знать, чтобы правильно определить, к какому склонению относится имя существительное?
-С какой целью каждому из вас необходимо хорошо и быстро научиться узнавать, к какому склонению относится имя существительное?
III. Самоопределение к деятельности (3 сл.)
Распределение имён существительных в 2 столбика, учитывая тип склонения.
Работа в группах. Карточка №1 со словами, которые нужно распределить на 2 группы, учитывая тип склонения. В каждом конверте 3 слова лишних (3 склонения).
Улыбка, сынишка, сын, дядя, карась, зверь, остров, ночь, солнце,
храбрость, Витя, ладонь, бабочка. (распечатать)
-У каких слов не определили склонение?
Почему? Что общего у слов третьего столбика?
Как вы думаете, относятся они к какому-нибудь другому склонению?
К какому?
Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о третьем склонении имён существительных. Тема урока «3-е склонение имен существительных»(4 сл.)2 щелчка
Значит, что мы сегодня узнаем на уроке?
Чему будем учиться?
Как вы думаете, какие существительные относятся к 3-му склонению?
IV.Усвоение новых знаний
Работа по учебнику
Откройте учебники на стр. 96. (5 сл.)
Упр. 169, с. 96 коллективное выполнение. Учащиеся по цепочке выходят к доске, произносят и записывают слова.
- Какие части речи вы записали?
- Что общего у этих имен существительных? (У них нулевое окончание и оканчиваются на мягкий знак)
- Укажите род и число имен существительных. Какой ещё общий признак заметили?
- Прочитаем материал рубрики «Обрати внимание»
-Проверим ваши предположения и узнаем, какие существительные относятся к 3 склонению.
V.Первичная проверка понимания.
Распознавание склонения имён существительных, имеющих одинаковые окончания
Учебник упр.170, с. 97 самостоятельно(1 у доски)
- К какому склонению могут относиться имена существительные с ь на конце?
Ещё раз вспомним. Какого рода существительные 3 склонения?
Какое окончание имеют имена существительные третьего склонения?
VI. Физкультминутка.
Игра «Раз, два, три – склонение назови».
Называются имена существительные. Если существительное 1-ого склонения все хлопают, 2-ого – приседают, 3-его – спокойно стоят.
Морковь, словарь, телефон, ласточка, метель, мыло, облако, поле, лошадь, лошадка, ладонь, ладошка, метро, кисточка, кисть.
VII. Закрепление изученного материала
8.Итог урока.
- С чем познакомились сегодня на уроке? (Мы познакомились с существительными, которые относятся к 3 склонению).
- И какие же существительные относятся к 3 склонению? (Имена существительные ж.р. имеющие в начальной форме нулевое окончание)
- Приведите примеры существительных 3 склонения
9. Рефлексия.
Если вам было спокойно и комфортно, нарисуйте солнышко, а если не совсем комфортно и спокойно нарисуйте облачко.
А теперь скажите, за что вы можете похвалить себя или своего товарища.
Спасибо всем за хорошую, плодотворную работу.
10. Домашнее задание: С.97 правило, упр.171
3