- познакомить обучающихсясо способами классификации треугольников по видам углов;
- формировать у обучающихся умение различать разные виды треугольников на рисунках;
- продолжить формирование навыка построения геометрических фигур с помощью линейки, угольника;
- развивать у обучающихся навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах, группах;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- способствовать развитию пространственного воображения.
- воспитывать у обучающихся уважительное отношение к мнению одноклассников, чувство дружбы, товарищества;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Используемые технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучения, уровневая дифференциация, интерактивная и ИКТ-технология.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
I. Орг. момент | Приветствие учащихся, создание эмоционального настроя на успешную работу на уроке. СЛАЙД 1 Сегодня , друзья, мы отправимся в путь. Хорошее настроение взять с собой не забудь!, - Сегодня у нас урок-путешествие. Мы отправляемся в морское путешествие на поиск сокровищ. - Отгадайте, на чём мы поедем. По морям и по волнам Его водит капитан. Он не плавает, а ходит Якоря бросает в воду. Он с волною дружбу водит. И не любит непогоду. (корабль) СЛАЙД 2 - А как называется наш корабль, вы узнаете, если сложите его название из букв: Р, У, Д, Ж, А, Б (Дружба). В пути нас ждёт много испытаний, и преодолеть их мы сможем только все вместе. Помните морской закон: «Один за всех…»? | Проверяют готовность своего рабочего места к уроку | Личностные: смыслообразование (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности); самоопределение (идентифиция себя с позицией школьника). Регулятивные: волевая саморегуляция (самостоятельно организовывают свое рабочее место). Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
II.Актуализация опорных знаний о геометрических фигурах | Устный опрос по пройденному материалу с целью актуализации знаний учащихся. - Проверим, готовность корабля к путешествию. - Отвечайте на мои вопросы правильно и быстро. У каждого на столе лежит геометрический словарь, с которым мы сегодня будем работать. Основные понятия мы будем вписывать туда и им пользоваться в нашем путешествии. СЛАЙД 3 - Какой раздел математики мы изучали на последних уроках? (Геометрию) - Что такое геометрия? (Наука о геометрических фигурах и их свойствах). Впишите название этой науки в словарик. - Я уверена, геометрия поможет нам найти заветные сокровища. Посмотрите, в трюмах корабля необычный груз. СЛАЙД 4 Рассмотрите его внимательно. - Назовите фигуры, расположенные в первом столбике, в третьей строке. По какому признаку их можно разделить на 2 группы? - Как назвать одним словом фигуры, расположенные во втором столбце? (Многоугольники, замкнутые ломаные) - Как называется третья слева фигура в первом ряду? (Луч) Что вы о нём знаете? - Какая фигура лишняя в четвёртом столбце? (пятиугольник – плоская фигура, а остальные объёмные; куб – по размеру) | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока, заполняют геометрический словарь См.приложение №1) | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Познавательные: общеучебные – структурирование знания; логические – умение осуществлять анализ, сравнение, обобщение, классификацию. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: волевая саморегуляция. |
III. Проверка домашнего задания | СЛАЙД 5 Проверка д/з. - Дома вы готовились к путешествию – рисовали флаг корабля. Как вы справились с № 5 на с.79 ? (Мы начертили прямоугольник, соединили середины его сторон, получили ромб, соединили середины сторон ромба и получился прямоугольник.) - Сравните с образцом на доске. У кого также? - Кто догадался, какая фигура получится, если вновь соединить середины сторон прямоугольника?.. -Что происходит с геометрическими фигурами, если мы располагаем внутри другой фигуры? | Проверяют д/з, отвечают на вопросы учителя. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: самоконтроль. |
IV.Минутка чистописания | СЛАЙД 6 - Итак, флаг поднят, отправляемся в путь. - Пришла пора сделать первую запись в бортовом журнале. Сегодня это наши учебные тетради. - Откройте бортовые журналы. Запишите число, классная работа. Помните, что в вашем бортовом журнале все записи должны быть красивы, разборчивы. - В вашем геометрическом словарике записаны слова: трилистник, трилогия, треух, (Читает один ученик). Какая часть общая в этих словах? (часть три-) Подумайте, почему? (все слова связаны с числом 3) - Давайте проверим наши предположения. Поможет нам в этом учебник , где объясняется значение этих слов. Трилистник – это лист из трёх листиков. Трилистник изображён на гербе Ирландии. Трилогия – это роман или фильм в трёх частях. Треух - это зимняя шапка с тремя ушами -Знаете ли вы еще слова, в которых «спряталось» число 3? - Интересно, а трикотаж, это три кота? (Материал для пошива одежды) - Всегда ли часть три- в словах указывает на то, что слово связано с числом 3. Где можно узнать значение неизвестных вам слов? (В толковом словаре) СЛАЙД 7 (минутка чистописания) - Повторим написание цифры 3. (Учитель даёт образец написания на доске) – Продолжите ряд чисел. Какую закономерность вы заметили? 3 33 333 … - Прочитайте в этом ряду пятизначное число, трёхзначное число. Что вы можете сказать о числе 333? (Число 333 – трёхзначное, нечётное, предыдущее число 332, последующее 334. В этом числе 3 сотни, 3 десятка и 3 единицы.) | Отвечают на вопросы учителя, повторяют написание цифры 3. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Познавательные: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы; логические – умение осуществлять сравнение и анализ объектов, устанавливать закономерности, строить предположения и их обосновывать. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: самоконтроль, соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем. |
V.Изучение нового материала. а) Постановка учебной задачи | формулировка цели урока. СЛАЙД 8 - Какая геометрическая фигура, связана с числом 3? (Треугольник) - Тема сегодняшнего нашего урока «Треугольники». СЛАЙД 9 - Что вы уже знаете об этой геометрической фигуре? (Имеет 3 угла, 3 вершины, 3 стороны) - Все ли треугольники одинаковы? СЛАЙД 10 На интерактивной доске: - Что нового вам захотелось узнать о треугольниках, глядя на этот рисунок? (Какие бывают треугольники, на какие группы делятся). Цель нашего урока – познакомиться с разными видами треугольников, научиться различать их на рисунках и чертить. | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний, получают возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
б) Построение проекта выхода из затруднения (работа в группах) в) Реализация построенного проекта (работа в парах). | Работа в паре по изучению детьми нового материала У обучающихся на столах конверты с разными видами треугольников. - Сделаем остановку и исследуем треугольники как настоящие учёные. - Попробуйте, работая в паре, разделить эти треугольники на группы. Подумайте, по какому признаку это можно сделать. СЛАЙД 11 - Помните правила работы в паре: работайте дружно, будьте внимательны и вежливы друг к другу. Говорите спокойно и ясно. - Проверим, как разделили на группы. (1.по цвету, 2.по размеру, 3.по виду углов) - Вы все правы, но я хочу обратить ваше внимание на то, как разделили треугольники ребята из пары… по виду углов, ведь само название геометрической фигуры дает нам подсказку. СЛАЙД 12,13,14,15 Проверка на интерактивной доске - Какие углы встречаются в треугольниках? (Прямые, острые и тупые) - Попробуйте ещё раз разделить ваши треугольники по виду углов. Какой инструмент вам потребуется? (Угольник, линейка) - Проверим, как разделили. СЛАЙД 16 - Покажите треугольники с прямым углом. Предположите, как они называются? (Прямоугольные) - С тупым углом? Как они называются? (Тупоугольные) - Покажите треугольники со всеми острыми углами? Как они называются? (Остроугольные) - Проверим наше предположение по учебнику. Прочитаем правило в №2 на с.80. Наш вывод полностью совпадает с выводом в учебнике. - Мы сегодня сделали важное открытие! | Работая в группах, открывают новое знание. Работают с учебником. | Личностные: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике; ориентировка на разнообразие способов решения задач; логические – самостоятельно сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, осуществляют сериацию и классификацию по заданным критериям; наблюдают и делают самостоятельные простые выводы; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепочку рассуждений. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место, умеют следовать режиму организации учебной деятельности в группе; определяют план выполнения задания на уроках под руководством учителя. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество, умение слушать и слышать, согласовывать действия с партнером. |
VI. Первичное закрепление Упражнение в черчении треугольников | СЛАЙД 17 Работа по начертанию треугольников. - Зафиксируем результаты нашего исследования в бортовом журнале. Начертим по одному треугольнику каждого вида. Чтобы начертить прямоугольный треугольник достаточно начертить прямой угол и добавить третью сторону. Что нужно сделать, чтобы начертить остроугольный треугольник? Тупоугольный? (Дети чертят в тетрадях, а один ученик на доске) - Сколько прямых, острых и тупых углов может быть в одном треугольнике? Вывод: Прямоугольный треугольник | 1 прямой угол | 2 острых угла | Тупоугольный треугольник | 1 тупой угол | 2 острых угла | Остроугольный треугольник | - | 3 острых угла | - Какое правило мы занесём в наш геометрический словарь? Треугольник с прямым углом называется прямоугольным. Треугольник с острыми углами называется остроугольным. Треугольник с тупым углом называется тупоугольным. | Работают в тетради, упражняются в черчении треугольников разных видов. Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Познавательные: структурирование знания. Регулятивные: волевая саморегуляция , самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, коррекция. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
VII. Физминутка Дидактическая игра на внимание «Запрещённое движение» | СЛАЙД 18 Проведение дидактической игры. - Мы так увлеклись изучением треугольников, что не заметили незнакомый корабль по правому борту. Кто это? (Пираты) - Встреча с морскими разбойниками не принесёт ничего хорошего. Но на нашем корабле есть одно запрещённое движение – нельзя поднимать руки вверх, ведь настоящие моряки никогда не сдаются. Свистать всех наверх!!! (Дети встают около парт) - Поиграем в игру. Вы повторяете за мной все движения, кроме одного, если я поднимаю обе руки вверх – вы хлопаете. Будьте внимательны. Молодцы! | Выполняют физические упражнения. | Личностные: смыслообразование (формирование заботы о здоровье) Познавательные: развитие внимания |
VIII. Повторение пройденного а) Решение примеров с переходом через десяток в пределах 20 (устно). | Устный счёт с использованием интерактивной доски. - Дадим пиратам интеллектуальный бой. Посмотрим, кто лучше решает примеры. 98 – 47 = 8 + 9 = 25 + 5 = 14 – 6 = 90 – 1 = 7 + 5 = 59 - 30 = 11 – 7 = - Посмотрите, пиратов и след простыл. Они испугались такой дружной и умной команды! | Устно решают примеры. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Познавательные: формирование мыслительных операций. Регулятивные: волевая саморегуляция. |
б) Решение задачи (самостоятельная дифференцированная работа) | СЛАЙД 19 Дифференцированная работа по решению геометрической задачи (критерий дифференциации – уровень обученности, способ – по уровню сложности). Задаёт вопросы. Наблюдение за работой учащихся. - Лево руля. Прямо по курсу треугольник с необычным названием Бермудский. Почему он так назван? - Посмотрите на схему этого района в Саргассовом море Атлантического океана. Форму какого треугольника он имеет? (Остроугольного). Обследуем его. Предлагаю решить задачу. Периметр треугольника 17 км. Длина первой стороны 5 км, второй 4 км. Чему равна длина третьей стороны треугольника? - Повторите условие задачи? Вопрос? Как найти длину неизвестной стороны треугольника? (Сложить длины двух известных сторон и вычесть из периметра) Во сколько действий задача? Что узнаем первым действием? Вторым? - Решите задачу в тетради самостоятельно. (решают по действиям, слабым детям предлагаю карточки-помощницы. (См. приложение №2) Один ученик работает на индивидуальной доске. Проверка фронтальная. СЛАЙД 20 Решение задачи. 1) 5+4=9 (км) – длина 1 и 2 стороны 2) 17 – 9 = 8 (км) – длина 3 стороны | Решают геометрическую задачу разными способами | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения задач; логические – осуществляют анализ объекта. Регулятивные: волевая саморегуляция , самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, коррекция. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
IX. Домашнее задание | СЛАЙД 21,22 - 1. Но ведь не случайно мы изучаем эту геометрическую фигуру, треугольники часто встречаются и в нашей жизни, подумайте где. Постарайтесь быть наблюдательны по дороге из школы и дома. Нарисуйте эти предметы треугольной формы на белом листе и подпишите, какой это треугольник прямоугольный, остроугольный или тупоугольный. 2.На листе собран геометрический рисунок из треугольников. Вам нужно раскрасить остроугольные треугольники желтым цветом, прямоугольные треугольники – красным, а тупоугольные треугольники – зелёным цветом. | Слушают инструктаж учителя. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания. Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы |
X. Итог урока | -Вот мы и дома. В путешествии мы не нашли сундуков с золотом и драгоценными камнями. Однако мы вернулись сказочно богатыми. Какие сокровища мы приобрели в путешествии? (знания) Верно, они намного ценнее любых богатств. - Закончите фразу «Теперь я знаю…». (Треугольники с прямым углом называются прямоугольные, с острым – остроугольные, с тупым – тупоугольные) А на следующем уроке мы узнаем, какими бывают треугольники, в зависимости от длины их сторон. СЛАЙД 23 -Перед вами на столе лежат треугольники зеленого и красного цвета. - Как вы оцениваете свою работу? Зеленый треугольник - мне всё понятно, всё выполнил верно; красный треугольник - ещё сомневаюсь, допускаю ошибки, мне нужна помощь. - Чья работа на уроке вам больше всего понравилась? Прошу вас отразить это в вашем бортовом журнале. (Выставление оценок за работу на уроке.) - Благодарю за работу! Впереди вас ждёт ещё много интересных путешествий! Урок окончен. | Отвечают на вопросы учителя, определяют уровень своей успешности на уроке. | Личностные: понимают значение знания для человека и принимают его; структурируют знания, оценивают себя на основе критерия успешности. Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы. |
1) 5 + 4 =… (км) – длина 1 и 2 стороны.
Ответ:… длина 3 стороны.
Раскрась остроугольные треугольники желтым цветом, прямоугольные треугольники – красным, а тупоугольные треугольники – зелёным цветом.