СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Треугольники. Классификация по видам углов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

знакомство обучающихся со способами классификации треугольников по видам углов

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Треугольники. Классификация по видам углов"»

Урок математики во 2 классе на тему "Треугольники"



Цель: создание условий для формирования представлений обучающихся о разных видах треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный).

Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить обучающихсясо способами классификации треугольников по видам углов;

- формировать у обучающихся умение различать разные виды треугольников на рисунках;

- продолжить формирование навыка построения геометрических фигур с помощью линейки, угольника;

Развивающие:

- развивать у обучающихся навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах, группах;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- способствовать развитию пространственного воображения.

Воспитательные:

- воспитывать у обучающихся уважительное отношение к мнению одноклассников, чувство дружбы, товарищества;

- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Планируемые результаты:

Личностные УУД

Метапредметные УУД


Предметные УУД

развитие адекватного представления об учении и поведении в процессе учебной деятельности, познавательных интересов, учебных мотивов, первичное понимание значения математических знаний в жизни человека, развитие математической речи.


регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять контроль и самоконтроль выполненного задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

познавательные: умение формулировать проблемы, выдвигать гипотезы; осуществлять поиск нужной информации в материале учебника, сравнивать, анализировать, классифицировать геометрические фигуры;

извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; умение на основе анализа делать выводы.

коммуникативные: развивать умения обосновывать и отстаивать высказанное суждение и умение принимать суждения других, строить речевое высказывание в устной форме, уметь работать в группах, контролировать действия партнёра, уметь вести диалог с учителем и товарищами.

продолжить формирование умения пользоваться изученной математической терминологией;

продолжить знакомство с треугольником; формировать умение определять виды треугольников по содержащимся в них углам (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный); научить различать виды треугольников на рисунках; выполнять чертёж разных видов треугольников в соответствии с инструкцией; закреплять умение решать задачи на нахождение неизвестной стороны треугольника по известному периметру и двум другим сторонам; продолжать совершенствовать вычислительные навыки.


Тип урока: изучение нового материала

Используемые технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучения, уровневая дифференциация, интерактивная и ИКТ-технология.

Методы обучения: словесные (беседа, диалог), наглядные, практические, исследовательский метод изучения нового материала.

Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, работа в парах, в группах.

Оборудование: “Математика” (учебник). М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. 2 класс (часть 1), мультимедийная презентация; 1ПК, интерактивная доска, угольники, линейки, конверты с набором геометрических фигур из цветного картона, карточки для индивидуальной работы, карточки-помощницы для дифференцированной работы.

План

1.

Оргмомент

1 мин

2.

Актуализация опорных знаний о геометрических фигурах

3 мин

3.

Минутка чистописания

3 мин

5.

Изучение нового материала:

а) постановка учебной задачи;

б) построение проекта выхода из затруднения (практическая работа в группах);

в) реализация построенного проекта

(практическая работа в группах);

15 мин


6.

Первичное закрепление (чертёж треугольников в тетради)

5 мин

7.

Физминутка (игра на внимание «Запрещённое движение»)

1 мин

8.

Повторение пройденного

а) Решение примеров

б) Решение задачи (самостоятельная работа)

в) Упражнение в распознавании треугольников на рисунке

(работа в парах)

11 мин

9

Домашнее задание

2 мин

10.

Рефлексия учебной деятельности

2мин



Ход урока:

Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

I. Орг. момент

Приветствие учащихся, создание эмоционального настроя на успешную работу на уроке.

СЛАЙД 1 Сегодня , друзья, мы отправимся в путь.

Хорошее настроение взять с собой не забудь!,

- Сегодня у нас урок-путешествие. Мы отправляемся в морское путешествие на поиск сокровищ.

- Отгадайте, на чём мы поедем.

По морям и по волнам
Его водит капитан.
Он не плавает, а ходит
Якоря бросает в воду.
Он с волною дружбу водит.
И не любит непогоду. (корабль) СЛАЙД 2

- А как называется наш корабль, вы узнаете, если сложите его название из букв: Р, У, Д, Ж, А, Б (Дружба). В пути нас ждёт много испытаний, и преодолеть их мы сможем только все вместе. Помните морской закон: «Один за всех…»?

Проверяют готовность своего рабочего места к уроку




















Личностные: смыслообразование (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности); самоопределение (идентифиция себя с позицией школьника).

Регулятивные: волевая саморегуляция (самостоятельно организовывают свое рабочее место).

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

II.Актуализация опорных знаний о геометрических фигурах


Устный опрос по пройденному материалу с целью актуализации знаний учащихся.

- Проверим, готовность корабля к путешествию. - Отвечайте на мои вопросы правильно и быстро. У каждого на столе лежит геометрический словарь, с которым мы сегодня будем работать. Основные понятия мы будем вписывать туда и им пользоваться в нашем путешествии.

СЛАЙД 3

- Какой раздел математики мы изучали на последних уроках? (Геометрию)

- Что такое геометрия? (Наука о геометрических фигурах и их свойствах). Впишите название этой науки в словарик.

- Я уверена, геометрия поможет нам найти заветные сокровища. Посмотрите, в трюмах корабля необычный груз.





СЛАЙД 4





















Рассмотрите его внимательно.

- Назовите фигуры, расположенные в первом столбике, в третьей строке. По какому признаку их можно разделить на 2 группы?

- Как назвать одним словом фигуры, расположенные во втором столбце? (Многоугольники, замкнутые ломаные)

- Как называется третья слева фигура в первом ряду? (Луч) Что вы о нём знаете?

- Какая фигура лишняя в четвёртом столбце? (пятиугольник – плоская фигура, а остальные объёмные; куб – по размеру)

Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока, заполняют геометрический словарь

См.приложение №1)



Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные: общеучебные – структурирование знания; логические – умение осуществлять анализ, сравнение, обобщение, классификацию.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: волевая саморегуляция.









III. Проверка домашнего задания



СЛАЙД 5 Проверка д/з.

- Дома вы готовились к путешествию – рисовали флаг корабля. Как вы справились с № 5 на с.79 ? (Мы начертили прямоугольник, соединили середины его сторон, получили ромб, соединили середины сторон ромба и получился прямоугольник.)

- Сравните с образцом на доске. У кого также? 

- Кто догадался, какая фигура получится, если вновь соединить середины сторон прямоугольника?..

-Что происходит с геометрическими фигурами, если мы располагаем внутри другой фигуры?      

Проверяют д/з, отвечают на вопросы учителя.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: самоконтроль.



IV.Минутка чистописания

СЛАЙД 6

- Итак, флаг поднят, отправляемся в путь.

- Пришла пора сделать первую запись в бортовом журнале. Сегодня это наши учебные тетради.

- Откройте бортовые журналы. Запишите число, классная работа. Помните, что в вашем бортовом журнале все записи должны быть красивы, разборчивы.

- В вашем геометрическом словарике записаны слова: трилистник, трилогия, треух,  (Читает один ученик). Какая часть общая в этих словах? (часть три-) Подумайте, почему? (все слова связаны с числом 3)

- Давайте проверим наши предположения. Поможет нам в этом учебник , где объясняется значение этих слов.

Трилистник – это лист из трёх листиков. Трилистник изображён на гербе Ирландии.

Трилогия – это роман или фильм в трёх частях.

Треух - это зимняя шапка с тремя ушами

-Знаете ли вы еще слова, в которых «спряталось» число 3?

- Интересно, а трикотаж, это три кота? (Материал для пошива одежды)

- Всегда ли часть три- в словах указывает на то, что слово связано с числом 3. Где можно узнать значение неизвестных вам слов? (В толковом словаре)

СЛАЙД 7 (минутка чистописания)

- Повторим написание цифры 3. (Учитель даёт образец написания на доске)

– Продолжите ряд чисел. Какую закономерность вы заметили?

3 33 333 …

- Прочитайте в этом ряду пятизначное число, трёхзначное число. Что вы можете сказать о числе 333? (Число 333 – трёхзначное, нечётное, предыдущее число 332, последующее 334. В этом числе 3 сотни, 3 десятка и 3 единицы.)

Отвечают на вопросы учителя, повторяют написание цифры 3.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы; логические – умение осуществлять сравнение и анализ объектов, устанавливать закономерности, строить предположения и их обосновывать.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: самоконтроль, соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем.



V.Изучение нового материала.



а) Постановка учебной задачи



формулировка цели урока.

СЛАЙД 8

- Какая геометрическая фигура, связана с числом 3? (Треугольник)

- Тема сегодняшнего нашего урока «Треугольники».

СЛАЙД 9

- Что вы уже знаете об этой геометрической фигуре? (Имеет 3 угла, 3 вершины, 3 стороны)

- Все ли треугольники одинаковы?

СЛАЙД 10

На интерактивной доске:

- Что нового вам захотелось узнать о треугольниках, глядя на этот рисунок? (Какие бывают треугольники, на какие группы делятся). 

Цель нашего урока – познакомиться с разными видами треугольников, научиться различать их на рисунках и чертить.

Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока















Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: определяют тему

и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний, получают возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.









б) Построение проекта выхода из затруднения (работа в группах)





























в) Реализация построенного проекта (работа в парах).



Работа в паре по изучению детьми нового материала

У обучающихся на столах конверты с разными видами треугольников.

- Сделаем остановку и исследуем треугольники как настоящие учёные.

- Попробуйте, работая в паре, разделить эти треугольники на группы. Подумайте, по какому признаку это можно сделать.

СЛАЙД 11

- Помните правила работы в паре: работайте дружно, будьте внимательны и вежливы друг к другу. Говорите спокойно и ясно.

- Проверим, как разделили на группы. (1.по цвету, 2.по размеру, 3.по виду углов)

- Вы все правы, но я хочу обратить ваше внимание на то, как разделили треугольники ребята из пары… по виду углов, ведь само название геометрической фигуры дает нам подсказку.

СЛАЙД 12,13,14,15

Проверка на интерактивной доске

- Какие углы встречаются в треугольниках? (Прямые, острые и тупые)

- Попробуйте ещё раз разделить ваши треугольники по виду углов. Какой инструмент вам потребуется? (Угольник, линейка) - Проверим, как разделили.

СЛАЙД 16

- Покажите треугольники с прямым углом. Предположите, как они называются? (Прямоугольные)

- С тупым углом? Как они называются? (Тупоугольные)

- Покажите треугольники со всеми острыми углами? Как они называются? (Остроугольные) 

 Проверим наше предположение по учебнику. Прочитаем правило в №2 на с.80.

Наш вывод полностью совпадает с выводом в учебнике.

- Мы сегодня сделали важное открытие!

Работая в группах, открывают новое знание.





























Работают с учебником.



Личностные: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация.

Познавательные: общеучебные –

умеют ориентироваться в учебнике; ориентировка на разнообразие способов решения задач; логические – самостоятельно сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, осуществляют сериацию и классификацию по заданным критериям; наблюдают и делают самостоятельные простые выводы; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепочку рассуждений.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место, умеют следовать режиму организации учебной деятельности в группе; определяют план выполнения задания на уроках под руководством учителя.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество, умение слушать и слышать, согласовывать действия с партнером.

VI. Первичное закрепление



Упражнение в черчении треугольников

СЛАЙД 17

Работа по начертанию треугольников.

- Зафиксируем результаты нашего исследования в бортовом журнале. Начертим по одному треугольнику каждого вида. Чтобы начертить прямоугольный треугольник достаточно начертить прямой угол и добавить третью сторону. Что нужно сделать, чтобы начертить остроугольный треугольник?

Тупоугольный?

(Дети чертят в тетрадях, а один ученик на доске)

- Сколько прямых, острых и тупых углов может быть в одном треугольнике?

Вывод:

Прямоугольный треугольник

1 прямой угол

2 острых угла

Тупоугольный треугольник

1 тупой угол

2 острых угла

Остроугольный треугольник

-

3 острых угла

- Какое правило мы занесём в наш геометрический словарь?

Треугольник с прямым углом называется прямоугольным.

Треугольник с острыми углами называется остроугольным.

Треугольник с тупым углом называется тупоугольным.

Работают в тетради, упражняются в черчении треугольников разных видов. Отвечают на вопросы учителя.





















Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные: структурирование знания. Регулятивные: волевая саморегуляция , самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, коррекция. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

VII. Физминутка

Дидактическая игра на внимание «Запрещённое движение»



СЛАЙД 18 Проведение дидактической игры.

- Мы так увлеклись изучением треугольников, что не заметили незнакомый корабль по правому борту. Кто это? (Пираты)

- Встреча с морскими разбойниками не принесёт ничего хорошего. Но на нашем корабле есть одно запрещённое движение – нельзя поднимать руки вверх, ведь настоящие моряки никогда не сдаются. Свистать всех наверх!!! (Дети встают около парт)

- Поиграем в игру. Вы повторяете за мной все движения, кроме одного, если я поднимаю обе руки вверх – вы хлопаете. Будьте внимательны. Молодцы!

Выполняют физические упражнения.





Личностные: смыслообразование (формирование заботы о здоровье)

Познавательные: развитие внимания





VIII. Повторение пройденного

а) Решение примеров с переходом через десяток в пределах 20 (устно).

Устный счёт с использованием интерактивной доски.

- Дадим пиратам интеллектуальный бой. Посмотрим, кто лучше решает примеры.

98 – 47 = 8 + 9 =

25 + 5 = 14 – 6 =

90 – 1 = 7 + 5 =

59 - 30 = 11 – 7 =



- Посмотрите, пиратов и след простыл. Они испугались такой дружной и умной команды!



Устно решают примеры.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные: формирование мыслительных операций. Регулятивные: волевая саморегуляция.

б) Решение задачи (самостоятельная дифференцированная работа)

СЛАЙД 19 Дифференцированная работа по решению геометрической задачи (критерий дифференциации – уровень обученности, способ – по уровню сложности). Задаёт вопросы. Наблюдение за работой учащихся.

- Лево руля. Прямо по курсу треугольник с необычным названием Бермудский. Почему он так назван?

- Посмотрите на схему этого района в Саргассовом море Атлантического океана. Форму какого треугольника он имеет? (Остроугольного). Обследуем его. Предлагаю решить задачу.

Периметр треугольника 17 км. Длина первой стороны 5 км, второй 4 км. Чему равна длина третьей стороны треугольника?

- Повторите условие задачи? Вопрос? Как найти длину неизвестной стороны треугольника? (Сложить длины двух известных сторон и вычесть из периметра) Во сколько действий задача? Что узнаем первым действием? Вторым?

- Решите задачу в тетради самостоятельно. (решают по действиям, слабым детям предлагаю карточки-помощницы.

(См. приложение №2)

Один ученик работает на индивидуальной доске. Проверка фронтальная.

СЛАЙД 20 Решение задачи.

1) 5+4=9 (км) – длина 1 и 2 стороны

2) 17 – 9 = 8 (км) – длина 3 стороны

Решают геометрическую задачу разными способами

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения задач; логические – осуществляют анализ объекта.

Регулятивные: волевая саморегуляция , самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, коррекция. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

IX. Домашнее задание

СЛАЙД 21,22

- 1. Но ведь не случайно мы изучаем эту геометрическую фигуру, треугольники часто встречаются и в нашей жизни, подумайте где. Постарайтесь быть наблюдательны по дороге из школы и дома. Нарисуйте эти предметы треугольной формы на белом листе и подпишите, какой это треугольник прямоугольный, остроугольный или тупоугольный.

2.На листе собран геометрический рисунок из треугольников. Вам нужно раскрасить остроугольные треугольники желтым цветом, прямоугольные треугольники – красным, а тупоугольные треугольники – зелёным цветом.



Слушают инструктаж учителя.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания.

Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы

X. Итог урока





-Вот мы и дома. В путешествии мы не нашли сундуков с золотом и драгоценными камнями. Однако мы вернулись сказочно богатыми. Какие сокровища мы приобрели в путешествии? (знания) Верно, они намного ценнее любых богатств. - Закончите фразу «Теперь я знаю…». (Треугольники с прямым углом называются прямоугольные, с острым – остроугольные, с тупым – тупоугольные)

 А на следующем уроке мы узнаем, какими бывают треугольники, в зависимости от длины их сторон.

СЛАЙД 23 -Перед вами на столе лежат треугольники зеленого и красного цвета.

 - Как вы оцениваете свою работу?

 Зеленый треугольник - мне всё понятно, всё выполнил верно;

красный треугольник - ещё сомневаюсь, допускаю ошибки, мне нужна помощь.

- Чья работа на уроке вам больше всего понравилась? Прошу вас отразить это в вашем бортовом журнале. (Выставление оценок за работу на уроке.) - Благодарю за работу! Впереди вас ждёт ещё много интересных путешествий! Урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя, определяют уровень своей успешности на уроке.

Личностные: понимают значение знания для человека и принимают его; структурируют знания, оценивают себя на основе критерия успешности.

Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы.













Приложение №1

_____________________________________________(фамилия, имя)







наука о геометрических фигурах и их свойствах


трилистник




трилогия




треух





геометрическая фигура, которая имеет 3 угла, 3 вершины, 3 стороны




Треугольник с прямым углом



Треугольник с острыми углами



Треугольник с тупым углом

Прямоугольный треугольник



Тупоугольный треугольник



Остроугольный треугольник



Приложение №2



Выставление оценок за работу на уроке

фамилия, имя

оценка















​​​​​​​Приложение №3

Карточка-помощница

1) 5 + 4 =… (км) – длина 1 и 2 стороны.

2) 17 -… =… (км)

Ответ:… длина 3 стороны.









Приложение №4





Раскрась остроугольные треугольники желтым цветом, прямоугольные треугольники – красным, а тупоугольные треугольники – зелёным цветом.