Урок № 14
Тема: Цвет в натюрморте. 6 класс
Цели: научить детей рисовать натюрморт в цвете, применяя знания, полученные на занятии
Задачи:
Образовательные: Закрепить знания о жанре изобразительного искусства – натюрморт. Систематизировать знания о цвете. Научить выполнять цветовое решение натюрморта в контрастной цветовой гамме и натюрморта на сближенную цветовую гамму.
Развивающие: Формировать умение передавать колористическую красоту окружающих человека предметов; Формировать умение выбирать подходящую цветовую гамму; Развивать эстетическое восприятие цвета.
Воспитательные: Воспитывать культуру восприятия произведений изобразительного искусства. Воспитывать художественный вкус. Воспитывать культуру труда.
Оснащение урока: Зрительный ряд: Шаблоны для составления натюрморта.
Оборудование: Бумага, кисти, акварельные краски, баночки для воды, цветная бумага
Тип урока: комбинированный
Ход урока
-
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь пожалуйста. Проверьте, всё ли готово к уроку.
-
Актуализация знаний
Давайте вспомним, какая тема была у нас на прошлом уроке. (Натюрморт в графике).
А в графике это значит как? (Карандашом, в черно-белом изображении).
Как вы думаете какая сегодня у нас будет тема урока, если в ней тоже есть слово «натюрморт»? (Натюрморт в цвете).
Совершенно верно. Но в нашей теме есть ещё один подзаголовок: Цвет в натюрморте.
Как вы это понимаете? (В первом случае главное слово- «натюрморт», а во втором – «цвет»).
Здесь есть ещё 2 слова: чиароскуро и фовизм. Как вы думаете, что это? Для чего они написаны? (Ответы детей)
Да, это новые способы рисования с которыми мы сегодня познакомимся.
-
Изучение нового материала
Посмотрите три репродукции известных работ Леонардо да Винчи. Что в них общего? Обратите внимание на цветовое решение.
На очень тёмном фоне очень светлые фигуры. Такой способ рисования называется чиароскуро.
Запись в тетрадь
Чиароскуро- это техника, созданная для передачи эффектных драматических контрастов. Чиаро – это свет, а скуро – это тень. Светотень.
Контрасты — излюбленный многими мастерами прием, позволяющий автору донести идею своего произведения до зрителя.
Некоторые художники, в число которых входили непревзойденные мастера Леонардо да Винчи и Рембрандт, усиливали драматизм изображенных ими сцен за счет подчеркнуто контрастного распределения света и тени — приема, известного в живописи как чиароскуро.
Чаще всего сцена на тех картинах, где используется чиароскуро. освещена сильным источником света, благодаря чему большая часть находящихся в тени деталей становится неразличимой. Это позволяет художнику сконцентрировать внимание зрителя только на залитых светом участках сцены и одновременно набросить на картину завесу таинственности.
Первым мастером чиароскуро был великий Леонардо (1452—1519). Его «Мона Лиза» отличается тонким, идеальным балансом светотени. Лицо и руки на этом портрете ярко выделяются на фоне темного платья и тающих в дымке деталей заднего плана.
Способ чиароскуро используют также и в современной фотографии
А сейчас посмотрите работы французского художника Анри Матисса и скажите, что в них общего, необычного?
Эти работы напоминают работы детей.
Запись в тетрадь
Фовизм (от фр. fauve — дикий)— направление во французской живописи начала XX ст. , характеризующееся яркостью цветов и упрощением формы. Как направление просуществовало недолго – примерно с 1898 по 1908 год.
Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1905 года. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, и французский критик Луи Восель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves). Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета.
К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Дополняет образ острота ритма. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам.
Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало ей выразительности и композиции. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин; я рисую картины».
-
Практическая часть
Я предлагаю вам разбиться на пары. Способ рисования вы должны выбрать сами. Так как форма для нас не важна- я дам вам уже нарисованные карандашом одинаковые натюрморты. Вы должны написать их каждый своим способом. Фовизм или чиароскуро. После выполнения задания мы увидим какое значение имеет цвет в натюрморте.
Ещё раз, фовизм- это…
Чиароскуро – это…. Приступаем к выполнению задания.
(Работа в парах)
Дети рисуют, затем каждая пара защищает свою работу. Кто что рисовал, что на их взгляд получилось, а что нет. Анализируют свою деятельность. Дети видят , что при помощи цвета у нас получились совершенно разные натюрморты. Значит цвет имеет огромное значение!
-
Физкультминутка
-
Рефлексия
Давайте вспомним какие цели мы ставили себе сегодня на уроке. (Слайд№13)
Добились ли мы этих целей? Какие оценки вы можете себе поставить?А теперь я предлагаю вам из нескольких фраз выбрать те , которые вам наиболее близки и закончить их.
-
сегодня я узнал…
-
было интересно узнать…
-
было трудно выполнять…
-
я научился…
-
Домашнее задание
Нарисовать натюрморт в другой технике