СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Ученый и художник"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока, посвященного ассиметрии и диссиметрии в искусстве

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Ученый и художник"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата проведения


Класс

9

Предмет

Искусство

Тема урока

Ученый и художник


Цель урока

Образовательная:

  • формировать познавательную активность и интерес к изучению предмета «Искусство»;

  • сформировать представления уч-ся об ассиметрии, диссимметрии в искусстве

  • совершенствовать навыки работы с текстовым источником;

Развивающая:

  • развитие у обучающихся умения анализировать свои действия и координировать их со своими партнерами - участниками учебного процесса.

  • развитие способности анализировать учебный текст с целью поиска определенной информации

Воспитательная:

  • воспитание толерантного отношения к культурологическим предпочтениям окружающих

Ожидаемые

результаты:


Личностные результаты:

  • понимание различных жанров современного искусства

  • уважение культуры другого народа

  • формирование мотивации к дальнейшему изучению предмета «Искусство»

 Метапредметные результаты:

  • развитие способности решать творческие задачи

  • формулирование собственного мнения, позиции, аргументирование и координация её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения и совместной деятельности

  • развитие навыков  работы с информацией, поиск и выделение нужной информации, анализ, обобщение и фиксация информации.

Предметные результаты:

  • умение систематизировать уже полученные культурологические знания

  • умение и готовность применять культурологические знания.

Место урока в системе уроков данного раздела

Урок №9

Тип урока

Комбинированный урок


Межпредметные связи

история, ИЗО. физика

УМК

  • Искусство. 8-9 классы. учебник для общеобразовательных учреждений \ Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская

  • CD. Комплекс уроков искусства. 9 класс

Средства обучения

Мультимедиа презентация   Power Point, компьютер, проектор, аудиозапись

  1. презентация к уроку «Ученый и художник»

  2. Искусство. 8-9 классы. учебник для общеобразовательных учреждений \ Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская

План урок

  1. Записать план подготовки Д.З.

  2. Работа с учебным текстом

  3. Анализ иллюстраций

  4. Сравнительный анализ иллюстраций

Формы работы


групповая, индивидуальная

Приемы обучения

работа с учебным текстом, работа с иллюстрациями, решение творческих задач, работа с видеорядом

Домашнее задание

План подготовки Д.З.

  • Пересказ «Художник и ученый» (стр.133-135)

  • Выполнить (по выбору) художественно-творческое задание (стр.135)

  • Подготовить презентацию «Фракталы в искусстве»



КОНСПЕКТ УРОКА

Французский  физик  XIX  в.  Пьер Кюри  провел  исследования  по  симметрии  кристаллов.  Он  обнаружил интересную и  важную  для науки и искусства  вещь:  частичное  отсутствие  симметрии порождает  развитие  предмета,  в  то  время  как полная  симметрия  стабилизирует  его  вид  и  состояние.  Это  явление  было  названо  диссимметрией  (не  симметрия).  Закон  Кюри  гласит:  диссимметрия  творит  явление.

В  середине  ХХ  в.  в  науке  появилось  еще  и  понятие  «антисимметрия»,  т.  е.  против  (противоположно) симметрии. Если общепризнанное понятие «асимметрия»  как  для  науки,  так  и  для  искусства означает  «не  совсем  точная  симметрия»,  то  антисимметрия — некоторое свойство и его отрицание, т.  е.  противопоставление.  В  жизни  и  в  искусстве —  это извечные противоположности:  добро —  зло, жизнь —  смерть,  лево — право,  верх —  низ  и  т.  д.

Голландский  художник  и  геометр  Мауриц Эшер  (1898—1972)  на  основе  антисимметрии строил  свои  декоративные  работы.  Он,  так  же, как  Бах  в  музыке,  был  очень  сильным  математиком  в  графике.  Изображение  города  в  гравюре  «День  и  ночь»  зеркально  симметрично,  но  в левой  его  части  день,  в  правой  —  ночь.  Образы  белых  птиц,  улетающих  в  ночь,  формируют силуэты  черных  птиц,  устремившихся  в  день. Особенно  интересно  наблюдать,  как  из  неправильных  асимметричных  форм  фона  постепенно  проявляются  фигуры.


Под  влиянием  открытий  радиоактивности  и  ультрафиолетовых  лучей  в науке  русский  художник  Михаил  Федорович  Ларионов  (1881—1964)  в  1912  г. основал  одно  из  первых  в  России  абстрактных  течений  —  лучизм.  Он  считал, что изображать надо не  сами предметы,  а  идущие  от  них  энергетические потоки,  представляемые  в  виде  лучей.

Изучение проблем оптического восприятия натолкнуло французского живописца  Робера  Делоне  (1885—1941) в  начале  ХХ  в.  на  идею  образования характерных  кругообразных  поверхностей  и  плоскостей,  которые,  создавая  разноцветную  бурю,  динамично овладевали  пространством  картины. Абстрактный  цветовой  ритм  возбуждал  эмоции  зрителей.  Взаимопроникновение  основных  цветов  спектра  и пересечение  криволинейных  поверхностей  в  работах  Делоне  создают  динамику  и  истинно  музыкальное  развитие  ритма.  

Русский  художник  Павел  Николаевич  Филонов  (1882—1941)  выполнил в  20-е  гг.  ХХ  в.  графическую  композицию  —  одну  из  «формул  Вселенной». В  ней  он  предугадал  движение  субатомных  частиц,  с  помощью  которых современные  физики  пытаются  найти формулу  мироздания

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Многие  выдающиеся  ученые  ценили  искусство  и  признавались,  что  без занятий музыкой, живописью,  литературным  творчеством  они  не  совершили  бы  своих  открытий  в  науке.  Возможно, именно  эмоциональный подъем  в  художественной  деятельности подготовил  и  подтолкнул  их  к  творческому  прорыву  в  науке.

Для  того  чтобы  открыть  как  для  науки  так  и  для  искусства  законы  пропорции  золотого  сечения,  древнегреческие  ученые  должны  были  в  душе быть художниками. И  это  действительно  так.

Интересовали же Пифагора музыкальные пропорции и соотношения. Более  того,  музыка  являлась  основанием  всего  пифагорейского  учения  о числе. Для Пифагора музыка была произ­водной от божественной науки мате­матики, и ее гармонии жестко конт­ролировались математическими про­порциями. Пифагорейцы утвержда­ли, что математика демонстрирует точный метод, которым Бог устано­вил и утвердил Вселенную, Числа, следовательно, предшествуют гармо­нии, так как их неизменные законы управляют всеми гармоническими пропорциями. После открытия этих гармонических соотношений Пифа­гор постепенно посвятил своих по­следователей в это учение, как в вы­сшую тайну своих Мистерий. Он раз­делил множественные части творения на большое число плоскостей или сфер, каждой из которых он приписал тон, гармонический интервал, число, имя, цвет и форму. Затем он перешел к доказательству точности его дедукций, демонстрируя их на различных плоскостях разума и суб­станций, начиная с самых абстракт­ных логических посылок и кончая наиболее конкретными геометриче­скими телами. Из общего факта со­гласованности всех этих различных методов доказательства он установил безусловное существование опреде­ленных естественных законов."

Известно,  что  А.  Эйнштейну,  в ХХ  в.  перевернувшему  многие  устоявшиеся  научные  представления,  в  его творчестве  помогала  музыка.  Игра  на скрипке  доставляла  ему  столько  же удовольствия,  сколько  работа. Близкие знакомые описывают Эйнштейна как человека общительного, дружелюбного, жизнерадостного, остроумного, с превосходным чувством юмора, отмечают его доброту, готовность помочь в любую минуту, полное отсутствие снобизма, покоряющее человеческое обаяние[55].

Эйнштейн страстно любил музыку, особенно сочинения XVIII века. В разные годы среди предпочитаемых им композиторов были БахМоцартШуманГайдн и Шуберт, а в последние годы — Брамс. Хорошо играл на скрипке, с которой нигде не расставался. Из художественной литературы с восхищением отзывался о прозе Льва ТолстогоДостоевскогоДиккенса, пьесах Брехта. Увлекался также филателиейсадоводствомплаванием на яхте (даже написал статью о теории управления яхтой). В частной жизни был неприхотлив, в конце жизни неизменно появлялся в любимом тёплом свитере.

Несмотря на свой колоссальный научный авторитет, он не страдал излишним самомнением, охотно допускал, что может ошибаться, и если это случалось, публично признавал своё заблуждение. Так произошло, например, в 1922 году, когда он раскритиковал статью Александра Фридмана, предсказавшего расширение Вселенной. Получив затем письмо от Фридмана с разъяснением спорных деталей, Эйнштейн в том же журнале сообщил, что был неправ, а результаты Фридмана ценны и «проливают новый свет» на возможные модели космологической динамики.










КАРТОЧКА по теме «Искусство предвосхищает будущее»

Задание №1. Прообразом каких научных открытий и достижения являются:

  • Избушка на курьих ножках, ступа Бабы Яги, серебряное блюдце с золотыми яблочками, мертвая и живая вода, волшебный клубочек, молодильные яблоки

Задание №2. Установите соответствие между произведениями и авторами


Авторы

Произведения


1) Ж.Э.Лиотер

А. «20 тысяч лье под водой»


2) Ж.Верн

Б. «Гиперболоид инженера Гарина»


3) А.Толстой

В.»Шоколадница»


4) А.Дюрер

Г. «Большевик»



Д. «Апокалипсис»









1

2

3

4







Задание №3. Дайте ответ на вопросы

А) Кто из русских художников стремился выразить внутреннюю энергию объекта? Назовите произведение этого художника.

Б) В произведении какого художника четыре всадника яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов

В) Кто из художников разложил свет по законам физики, еще неизвестным в 18 веке?

Г) Какие предсказания сделали в своих произведениях Ж.Верн и А.Толстой?

Задание №4. Объясните понятия:

Метафора, Апокалипсис, артерапия






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!