ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата проведения | |
Класс | 9 |
Предмет | Искусство |
Тема урока | Ученый и художник |
Цель урока | Образовательная: формировать познавательную активность и интерес к изучению предмета «Искусство»; сформировать представления уч-ся об ассиметрии, диссимметрии в искусстве совершенствовать навыки работы с текстовым источником; Развивающая: развитие у обучающихся умения анализировать свои действия и координировать их со своими партнерами - участниками учебного процесса. развитие способности анализировать учебный текст с целью поиска определенной информации Воспитательная: |
Ожидаемые результаты: | Личностные результаты: понимание различных жанров современного искусства уважение культуры другого народа формирование мотивации к дальнейшему изучению предмета «Искусство» Метапредметные результаты: развитие способности решать творческие задачи формулирование собственного мнения, позиции, аргументирование и координация её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения и совместной деятельности развитие навыков работы с информацией, поиск и выделение нужной информации, анализ, обобщение и фиксация информации. Предметные результаты: умение систематизировать уже полученные культурологические знания умение и готовность применять культурологические знания. |
Место урока в системе уроков данного раздела | Урок №9 |
Тип урока | Комбинированный урок |
Межпредметные связи | история, ИЗО. физика |
УМК | Искусство. 8-9 классы. учебник для общеобразовательных учреждений \ Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская CD. Комплекс уроков искусства. 9 класс |
Средства обучения | Мультимедиа презентация Power Point, компьютер, проектор, аудиозапись презентация к уроку «Ученый и художник» Искусство. 8-9 классы. учебник для общеобразовательных учреждений \ Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская |
План урок | Записать план подготовки Д.З. Работа с учебным текстом Анализ иллюстраций Сравнительный анализ иллюстраций |
Формы работы | групповая, индивидуальная |
Приемы обучения | работа с учебным текстом, работа с иллюстрациями, решение творческих задач, работа с видеорядом |
Домашнее задание | План подготовки Д.З. Пересказ «Художник и ученый» (стр.133-135) Выполнить (по выбору) художественно-творческое задание (стр.135) Подготовить презентацию «Фракталы в искусстве» |
КОНСПЕКТ УРОКА
Французский физик XIX в. Пьер Кюри провел исследования по симметрии кристаллов. Он обнаружил интересную и важную для науки и искусства вещь: частичное отсутствие симметрии порождает развитие предмета, в то время как полная симметрия стабилизирует его вид и состояние. Это явление было названо диссимметрией (не симметрия). Закон Кюри гласит: диссимметрия творит явление.
В середине ХХ в. в науке появилось еще и понятие «антисимметрия», т. е. против (противоположно) симметрии. Если общепризнанное понятие «асимметрия» как для науки, так и для искусства означает «не совсем точная симметрия», то антисимметрия — некоторое свойство и его отрицание, т. е. противопоставление. В жизни и в искусстве — это извечные противоположности: добро — зло, жизнь — смерть, лево — право, верх — низ и т. д.
Голландский художник и геометр Мауриц Эшер (1898—1972) на основе антисимметрии строил свои декоративные работы. Он, так же, как Бах в музыке, был очень сильным математиком в графике. Изображение города в гравюре «День и ночь» зеркально симметрично, но в левой его части день, в правой — ночь. Образы белых птиц, улетающих в ночь, формируют силуэты черных птиц, устремившихся в день. Особенно интересно наблюдать, как из неправильных асимметричных форм фона постепенно проявляются фигуры.
Под влиянием открытий радиоактивности и ультрафиолетовых лучей в науке русский художник Михаил Федорович Ларионов (1881—1964) в 1912 г. основал одно из первых в России абстрактных течений — лучизм. Он считал, что изображать надо не сами предметы, а идущие от них энергетические потоки, представляемые в виде лучей.
Изучение проблем оптического восприятия натолкнуло французского живописца Робера Делоне (1885—1941) в начале ХХ в. на идею образования характерных кругообразных поверхностей и плоскостей, которые, создавая разноцветную бурю, динамично овладевали пространством картины. Абстрактный цветовой ритм возбуждал эмоции зрителей. Взаимопроникновение основных цветов спектра и пересечение криволинейных поверхностей в работах Делоне создают динамику и истинно музыкальное развитие ритма.
Русский художник Павел Николаевич Филонов (1882—1941) выполнил в 20-е гг. ХХ в. графическую композицию — одну из «формул Вселенной». В ней он предугадал движение субатомных частиц, с помощью которых современные физики пытаются найти формулу мироздания
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.
Для того чтобы открыть как для науки так и для искусства законы пропорции золотого сечения, древнегреческие ученые должны были в душе быть художниками. И это действительно так.
Интересовали же Пифагора музыкальные пропорции и соотношения. Более того, музыка являлась основанием всего пифагорейского учения о числе. Для Пифагора музыка была производной от божественной науки математики, и ее гармонии жестко контролировались математическими пропорциями. Пифагорейцы утверждали, что математика демонстрирует точный метод, которым Бог установил и утвердил Вселенную, Числа, следовательно, предшествуют гармонии, так как их неизменные законы управляют всеми гармоническими пропорциями. После открытия этих гармонических соотношений Пифагор постепенно посвятил своих последователей в это учение, как в высшую тайну своих Мистерий. Он разделил множественные части творения на большое число плоскостей или сфер, каждой из которых он приписал тон, гармонический интервал, число, имя, цвет и форму. Затем он перешел к доказательству точности его дедукций, демонстрируя их на различных плоскостях разума и субстанций, начиная с самых абстрактных логических посылок и кончая наиболее конкретными геометрическими телами. Из общего факта согласованности всех этих различных методов доказательства он установил безусловное существование определенных естественных законов."
Известно, что А. Эйнштейну, в ХХ в. перевернувшему многие устоявшиеся научные представления, в его творчестве помогала музыка. Игра на скрипке доставляла ему столько же удовольствия, сколько работа. Близкие знакомые описывают Эйнштейна как человека общительного, дружелюбного, жизнерадостного, остроумного, с превосходным чувством юмора, отмечают его доброту, готовность помочь в любую минуту, полное отсутствие снобизма, покоряющее человеческое обаяние[55].
Эйнштейн страстно любил музыку, особенно сочинения XVIII века. В разные годы среди предпочитаемых им композиторов были Бах, Моцарт, Шуман, Гайдн и Шуберт, а в последние годы — Брамс. Хорошо играл на скрипке, с которой нигде не расставался. Из художественной литературы с восхищением отзывался о прозе Льва Толстого, Достоевского, Диккенса, пьесах Брехта. Увлекался также филателией, садоводством, плаванием на яхте (даже написал статью о теории управления яхтой). В частной жизни был неприхотлив, в конце жизни неизменно появлялся в любимом тёплом свитере.
Несмотря на свой колоссальный научный авторитет, он не страдал излишним самомнением, охотно допускал, что может ошибаться, и если это случалось, публично признавал своё заблуждение. Так произошло, например, в 1922 году, когда он раскритиковал статью Александра Фридмана, предсказавшего расширение Вселенной. Получив затем письмо от Фридмана с разъяснением спорных деталей, Эйнштейн в том же журнале сообщил, что был неправ, а результаты Фридмана ценны и «проливают новый свет» на возможные модели космологической динамики.
КАРТОЧКА по теме «Искусство предвосхищает будущее»
Задание №1. Прообразом каких научных открытий и достижения являются:
Избушка на курьих ножках, ступа Бабы Яги, серебряное блюдце с золотыми яблочками, мертвая и живая вода, волшебный клубочек, молодильные яблоки
Задание №2. Установите соответствие между произведениями и авторами
| Авторы | Произведения |
| 1) Ж.Э.Лиотер | А. «20 тысяч лье под водой» |
| 2) Ж.Верн | Б. «Гиперболоид инженера Гарина» |
| 3) А.Толстой | В.»Шоколадница» |
| 4) А.Дюрер | Г. «Большевик» |
| | Д. «Апокалипсис» |
| | | | |
| | |
Задание №3. Дайте ответ на вопросы
А) Кто из русских художников стремился выразить внутреннюю энергию объекта? Назовите произведение этого художника.
Б) В произведении какого художника четыре всадника яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов
В) Кто из художников разложил свет по законам физики, еще неизвестным в 18 веке?
Г) Какие предсказания сделали в своих произведениях Ж.Верн и А.Толстой?
Задание №4. Объясните понятия:
Метафора, Апокалипсис, артерапия