СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Удвоенные согласные в корне слова" 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование умения обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, переносить слова с удвоенными согласными.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Удвоенные согласные в корне слова" 3 класс»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.

Тема урока: Удвоенные согласные в корне слова.

Тип урока: урок рефлексии.

Цель урока: формирование умения обозначать на письме удвоенные согласные звуки буквами, переносить слова с удвоенными согласными.

Задачи:

  • Образовательные:

    • познакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением слов;

    • способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в корне  в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения.

  • Развивающие:

    • развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать;

    • развивать коммуникативные навыки через работу в парах и  группах, оценку и самооценку деятельности.

  • Воспитательные:

    • воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;

    • совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, электронное приложение к учебнику «Русский язык».

Планируемые результаты (предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры; знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные в корне».

Личностные результаты        

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; проявляют интерес к познанию русского языка.

Универсальные учебные действия (метапредметные)      

Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществляют анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их, самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий.

Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем строят новые учебные задачи; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

ХОД УРОКА

Организационный момент.  Эмоциональный настрой на урок.

-С каким настроением вы начинаете урок.(Смайлики).

Великий, могучий, свободный, 
Надежды и силы родник, 
Тебе посвящаем урок мы сегодня, 
Родной наш, правдивый и гордый язык!

-Как вы понимаете эти слова?(Подчёркивается величие нашего языка и важность ,значимость изучения русского языка.)

Девизом нашего урока является : Грамоте учиться - всегда пригодится!

_Определим план урока:

1)Вспомним то,что знаем;

2)Определим проблему урока;

3)Решим проблему урока;

4)Применим новые знания на практике.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной проблемы.

1. Работа с карточкой: 

- Сегодня на уроке вы будете опираться на знание частей слова. И я вам предлагаю выполнить небольшой тест, соединяя части определения.

(Самостоятельная работа) Работа с карточками. Слайд 2


Изменяемая часть слова


Часть слова без окончания


Общая часть родственных слов


Часть слова перед корнем, служит для образования новых слов


Часть слова после корня, служит для образования новых слов



суффикс


корень


окончание


основа


приставка


орфограмма


- Какое слово лишнее? Что такое орфограмма?

(Буква или слог, которые требуют правила проверки написания)


- Что нужно знать, чтобы проверить орфограмму в слове? (правило)


- В какой части слова вы можете проверить орфограмму? ( в корне)


- Какие правила правописания корней вы знаете?

Проверяемые безударные гласные.

Парные звонкие и глухие согласные.

Непроверяемые безударные гласные (словарные слова).

Непроизносимые согласные.

(Минутка чистописания становится “мостиком” к теме).Запись в тетрадь

-А сейчас мы запишем буквы, которые нужно запомнить в словах.

Вдоль дороги по бокам

Липы, клёны тут и там.

Всем идти здесь веселее-

Этот путь зовут…(аллея).

Слайд 4

Что нужно положить в тесто для пирогов, чтобы оно поднялось? Дрожжи

Группа дружных детей. Коллектив

Шестой день недели. Суббота

Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу.Хоккей

Устройство для приёма телевизионных передач, обычно устанавливаемое на крыше дома. Антенна

Во мне два к. Не забывайте!

Таким, как я, всегда бывайте

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом - Аккуратный

7.Единица веса- Грамм, Килограмм

Грипп
 мм         лл         нн кк      бб    жж   

-Что объединяет эти слова? (Слова с удвоенными согласными).

-Какой вывод можно сделать? О какой орфограмме будем говорить?(Об удвоенной согласной в корне слова.)

Цель урока: мы должны научиться писать слова с удвоенными согласными в корне, видеть их в тексте.

-Прочитайте слова. Запишем:

Сказка, загадка, книжка, друг, просьба, гриб.

-Проверим.Дети объясняют орфограммы.

-Что вы заметили? (Два слова звучат одинаково).

-А как пишутся? (По-разному.)

Гриб-грипп.

-Как отличить эти слова?

-Надо знать лексическое значение. (Гриб растёт в лесу. Мальчик заболел гриппом.)

-Чем интересно слово? (Это слово с удвоенной согласной.)

-В какой части слова находится удвоенная буква.) (В корне).

-Как произносится? Можно ли определить на слух удвоенную согласную?

-Можно ли проверить написание удвоенной согласной в корне слова?

Балл-бал, сора- ссора.

-К данным словам подберите однокоренные слова и запишите .Обозначьте корень, подчеркните буквы.(Слайд )

-Что вы заметили? (Удвоенные согласные пишутся у всех однокоренных слов.)

-Можно ли их проверить? Попробуйте. (Нет).

-Как нужно поступить, чтобы правильно написать слово? (Звучат ответы детей.)

-Проверим. Для этого откроем учебник: стр.121.Дети читают правило.

Словарная работа: коллектив, коллекция. Запишем предложения с одним из них.

5.Физкультминутка.

6.Новые знания применим на практике.

Произнесите :Анна,Жанна,ванна,ссора,касса,сумма.

-Слышится долгий согласный в корне. Произнесём коротко. Звучит некрасиво. Долгий согласный обозначается удвоенной согласной.

Действительно, не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке и большинство из них  пришли  из других языков.

– А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными — это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова.

Из английского языка большое количество слов, связанных с развитием общественной жизни, техники, спорта и т.д., вошло в XX в..  Например:

хоккей, тоннель, кроссворд, кросс, экспресс, троллейбус, триллер и др.

          Из  французского языка пришли слова из военной лексики, искусства и т.д.: артиллерия, режиссер, массаж, миллион, миллионер, аккордеон, пассажир.

     Слова итальянского происхождения: граффити, пицца, каравелла.

     Слова  из греческого языка начали проникать научные термины: грамматика, программа. Некоторые греческие слова попали в русский язык через другие языки (например, французский).

          К немецким относятся  слова:  труппа, группа.

Узнать о происхождении слов можно, обратившись к специальному словарю, который так и называется «Словарь иностранных слов» (показать).

-А как вы думаете, могут ли быть удвоенные согласные в других частях слова. Понаблюдаем. Разберём по составу.

Ванна беззвездный картинный матросский


ввозить

шоссе аккуратный

суффикс

коллектив


-Как объясним удвоенную согласную в этих словах?(Составом слова.)

Вывод. Удвоенные согласные в корне слова- это орфограмма. Написание их нужно запомнить. Проверить их написание по словарю. Если они находятся в приставке и корне, в корне и суффиксе.

Работа с электронным приложением(ноутбуки)Упражнения.

VI. «Выведение правила переноса слов»

– Мы записываем слова, но некоторые из них могут не уместиться на одной строчке.

-Вспомним правила переноса слов .(Слова переносятся по слогам,одну букву переносить и оставлять на строчке нельзя. Мягкий знак не отделяется от согласного. Перенесём.

Мороз,тень,коньки.яма.

Надо знать правило переноса слов с двойными согласными.

– Давайте в группах попробуем сами вынести правило переноса слов с удвоенными согласными с одной строки на другую .Ван-на,сум-ма,шос-се.Слова кросс,ссора,грипп не переносятся. 

При переносе двойные согласные разделяй!          

При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят (шос-се).  (Слайд)

VIII. Итог урока.

С каким настроением заканчиваем урок?

-Что нового вы узнали на уроке?(Как пишутся слова с удвоенными согласными в корне ,однокоренные слова.Слова,в которых есть на конце корня согласный и в суффиксе,В приставке и суффиксе.

Как переносятся слова с удвоенными согласными.

-Какие буквосочетания относятся к теме?(нн,мм,лл,жж,бб)

-Назовите слова с этими буквосочетаниями.

-Назовите свои слова.

Вернёмся к девизу нашего урока: Грамоте учиться - всегда пригодится! Дети объясняют смысл пословицы. (Учёба – это главный труд школьника. Учиться надо не для мамы и папы, или красивой отметки в дневнике. Учиться надо для того, чтобы стать знающим, грамотным человеком. Именно тогда в сложном, современном обществе вы адаптируетесь полностью.

Учиться – всегда пригодится. Если когда-то в жизни вы окажетесь в сложной ситуации, то будучи грамотным человеком, выпутаетесь из неё гораздо легче и с наименьшими потерями.

Для того, чтобы найти интересную работу, приносить пользу обществу и самому себе, надо не просто учиться, а учиться на совесть.

Учиться надо всю жизнь. Это необходимо и молодому человеку и человеку в возрасте. Мозг человека должен работать, человек должен совершенствоваться. Не стоять на одном месте. Двигаться вперёд. Тогда жизнь будет интересной и содержательной.

IV. Рефлексия 

– Оцени свою работу на уроке.

У меня всё получилось!

Надо ещё поработать.

У меня мало что получилось.