3 класс. Урок 1. Дата проведения 01.09.2020г.
Тема: Урок Победы в День Знаний.
Задачи урока: дать представление о победе нашей страны в Великой Отечественной Войне, формировать и развивать сознание необходимости защищать Отечество; воспитывать патриотизм, гордость за наших солдат, уважение и благодарное отношение к героям военных действий.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: Раздаточный материал, видео «Я помню, я горжусь!» https://yadi.sk/i/MaJFbFRaGCBleg
видео «Окна Победы» https://youtu.be/tTstq30bFaI.
Ход урока
1) Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.
Корнеенко Александра
Не жарким солнышком согреты,
Леса еще листвой одеты,
У всех детей в руках букеты,
День хоть и грустный, но веселый,
Грустишь ты:
- До свидания, лето!
И радуешься:
- Здравствуй, школа!
Сегодня праздник – День знаний, посвящен началу нового учебного года. И мы отправляемся в очередное плавание по океану Знаний. Много трудностей встретится у нас на пути, но мы ведь опытные открыватели, а значит, со всем справимся. И начнем это прямо сейчас.
- Сегодня вы все красивые и нарядные. Почему?
- Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.
- Давайте я угадаю, почему вы сегодня радуетесь. Если я угадаю, вы хлопаете в ладошки. Договорились?
-Вы радуетесь потому, что у вас красивый костюм, платье?
- Потому что вы увидели тех, кого давно не видели?
-Потому что нас ждёт сегодня очень интересный урок?
- Отлично! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Упражнение «Передай улыбку по кругу».
- Первое сентября. В этот день все дороги ведут к школе. Нарядные ученики, взволнованные родители и учителя.
- Дорогие ребята! Я поздравляю вас с этим большим для каждого из нас праздником - началом нового учебного года!
Учитель
Еще зеленеет повсюду листва,
Но кругом идет у тебя голова.
О школе все мысли твои в этот день,
Хотя, подниматься с утра все же лень.
Но вновь прозвенит долгожданный звонок,
И в классе начнется, как прежде, урок.
Пусть сбудется все в твоей школьной судьбе,
С днем знаний! Успехов в учебе тебе!
1 сентября – День Знаний. Этот день в нашей стране является государственным праздником — Днем знаний.
- А знаете ли вы, ребята, что не все дети мира идут в школу 1 сентября? В Голландии, Норвегии и Швеции дети проучились уже целый месяц – они пошли в школу 1 августа. В Индии учебный год в самом разгаре. Он начался 1 апреля.
В Австралии ученики вновь садятся за парты 1 января. А в республике Коста-Рика 31 августа в школах прозвенел последний, а не первый, звонок.
Официально этот праздник был учрежден Верховным Советом СССР 1 сентября 1984 года.
По доброй традиции первый в новом учебном году звонок зовет на урок Знаний. Он приглашает всех ребят в огромный и загадочный мир – мир Знаний. Он напоминает о том, что каждый переступивший сегодня порог школы стал на год взрослее.
В этот день хочется пожелать вам праздничного настроения, чтобы оно на следующий день перешло в настрой на учёбу.
-Девиз сегодняшнего урока: Мир под чистым небом, ярким солнцем и созвездием добра!
Число Денис
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир навеки! Навсегда!!!
- Что такое мир?
- Обратимся к толковому словарю Ожегова и узнаем значение слова МИР.
- Вот какое объяснение значения этому слову дает толковый словарь:
1. МИР – Вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного шара.
2. МИР – дружеские связи, согласие между кем-либо, отсутствие войны;
тишина, покой; соглашение о прекращении войны.
- С давних времён люди сочиняли пословицы о мире. Давайте разберём несколько пословиц.
Мир строит, война разрушает.
Мир на планете – счастливы дети.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.
Худой мир лучше любой ссоры.
- Ребята, а что является символом мира?
Загадка:
Ну, а это птица мира,
Только в небесах парила,
Быстро к нам спустилась в ноги,
Смело ходит по дороге.
И боится только кошек,
Ей даем семян и крошек.
С нами птица круглый год,
Воркованием поет. (голубь)
-Символ возник после второй мировой войны. Эмблему голубь мира нарисовал Пабло Пикассо. На эмблеме изображен белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. В древности голубь был символом мира и плодородия. Так согласно библейской легенде появление голубя с оливковой ветвью над Ноевым ковчегом свидетельствовала о том, что вода сошла с поверхности земли. Это был знак наступления мира и обновления жизни.
- Назовите противоположное по значению слово к слову МИР. /Война/.
2) Постановка цели и задач урока.
- И так, 1 СЕНТЯБРЯ! Этот день в нашей стране является государственным праздником – Днём Знаний.
- Скажите, ребята, а какие ещё праздники вы знаете? (8 Марта, Новый год, 1 Мая, 9 Мая).
Праздники бывают разными: государственные и семейные, религиозные и городские. Например, 8 Марта – праздник государственный, мы празднуем его всей страной. Пасха – праздник религиозный, потому что он связан с церковным календарем.
Но есть у нас праздник, который является и государственным, и семейным. Это тот праздник, который называют "праздник со слезами на глазах". Это День Победы.
Что вы знаете об этом празднике? Что означает дата "9 Мая"? (Это праздник Победы. 9 мая 1945 года наши воины одержали победу в войне с фашистами.)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
-Сформулируйте тему и задачи урока.
3) Первичное усвоение новых знаний.
Наша страна пережила величайшую трагедию – войну. А что значит "война"? Как вы понимаете это слово? (Ужас, смерть, страх, потери, голод, слезы, горе)
Вот что сказал о войне наш великий писатель Л. Толстой: "Война – величайшее из несчастий, которое мог выдумать человек".
Мы с вами живем в прекрасной стране, в прекрасное время. Небо над нашей страной мирное. И это – счастье, потому что хуже войны нет ничего на свете! И мы с вами живем, потому что в те далекие сороковые годы наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки пожертвовали собой.
Теперь наш долг – помнить об этом, не забывать те страшные годы, когда миллионы жителей нашей страны продемонстрировали невероятную силу духа, мужество и отвагу, смелость и отчаянную храбрость. Когда миллионы людей шли на смерть, чтобы мы с вами жили.
Сегодня я вам предлагаю совершить прогулку в прошлое. Это будет нелегкая прогулка. Но она нам необходима, чтобы мы сами увидели, что такое война, и чего стоила нам победа.
Стуликов Денис
Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звезды
На полотнах знамен унося.
- Война началась 22 июня 1941 года. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые
Наши солдаты эшелонами уходили защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится.
- Ваш одноклассник, Стуликов Денис вместе с мамой в память о своих дедушках и прадедушках создали видео.
ПРОСМОТР ВИДЕО Стуликова Дениса
https://yadi.sk/i/MaJFbFRaGCBleg
видео «Я помню, я горжусь!».
- Стояло лето 1941 года. 21 июня во всех школах страны старшеклассники праздновали выпускной. Смех и счастье, мечты о прекрасном будущем, танцы до утра, веселье. И вдруг! На рассвете 22 июня 1941 года фашистские захватчики вторглись в пределы нашей Родины. Началась война. Тысячи мальчишек и девчонок прямо с выпускного бала отправились на войну.
Учитель
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
4) Первичная проверка понимания.
1) Работа со словарем:
На доске слова: немецко-фашистские захватчики, Великая Отечественная война, страна, Родина, Отечество.
Вопросы:
• Почему войну назвали Отечественной? (Люди защищали Отечество)
• Что значит Отечество? (Родина, Отчизна)
• Кто такие немецко-фашистские захватчики? Чего они хотели? (Это фашисты, которые хотели поработить наш народ, заставить работать на себя. Кроме своей нации они никого не признавали).
• Как вы понимаете выражение "Город-герой"? ( Город, прославившийся своей героической обороной в Великой Отечественной войне).
Продолжение беседы:
- Наши воины сражались не на жизнь, а на смерть. Но фашисты были хорошо подготовлены к войне, у них было больше оружия, больше солдат. Несмотря на отчаянное сопротивление, наши войска отходили все дальше.
Фашисты рассчитывали на быструю победу. Они стали наступать сразу в трех направлениях: на Киев, на Москву и Ленинград, на города возле Черного моря.
2) Беседа:
• Как вы думаете, почему фашисты стремились сразу захватить Москву? (Это главный город нашей страны, столица государства)
• Как сейчас называют город Ленинград? (Санкт-Петербург)
• Почему фашисты хотели отрезать путь к Черному морю? ( Хотели уничтожить флот)
Продолжение беседы:
Но мы не могли позволить, чтобы по улицам нашей столицы разгуливали фашисты. И на защиту Москвы встали все – от мала до велика. В сентябре 1941 года, когда захватчики уже вплотную подошли к Москве, всю страну облетели слова командира В. Клочкова: "Велика Россия, а отступать некуда. Позади – Москва!". Отстояли.
Клип № 4. Звучит отрывок из песни "Марш защитников Москвы"
Не смогли фашисты одолеть и Ленинград. И на долгие 871 день они заковали город в кольцо блокады.
А на берегах Черного моря разразились кровопролитные битвы за каждый клочок земли, за каждый корабль. В этом ряду немало городов, которые внесли значимый вклад в будущую победу: Керчь и Севастополь, Одесса и Новороссийск.
Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен.
-Существует легенда, что солдаты, не вернувшиеся с войны, превращаются в журавлей.
Коллективная работа : написать на журавликах имена своих односельчан, не вернувшихся с войны, приклеить на рисунок неба.
В этом году, в честь 75-летия Победы в ВОВ мы все участвовали в Акции //ОКНАПОБЕДЫ//
ПРОСМОТР ВИДЕО
видео «Окна Победы» https://youtu.be/tTstq30bFaI.
видео «Акция //ОкнаПобеды//
В 1943 году наступил перелом. И началось все с битвы под Сталинградом. Впервые советским войскам удалось одержать столь значимую победу.
Сталинградская битва – крупнейшая сухопутная битва в истории человечества. В этой битве погибло около 2-ух млн. человек. Но это была наша победа. И с тех пор 2 февраля отмечается как День воинской славы России.
С этой поры начинается победное наступление наших войск по всем фронтам. Фашисты стали отступать к границам, а затем наши воины гнали этих завоевателей и по городам Европы, освобождая их от фашистов.
И вот наступила весна 1945 года. Наши воины гнали фашистов до самого Берлина. Над главным зданием фашистов – над Рейхстагом, взвилось наше знамя. 9 мая 1945 года была объявлена Победа!
Первый день мира люди встретили ликованием. Все высыпали на улицу. Незнакомые люди обнимали друг друга и поздравляли. Плакали от счастья.
А в полночь в Москве грянул салют. 30 залпов из 1000 орудий возвестили миру о том, что самая кровопролитная и самая жестокая в мире война закончилась. И закончилась нашей Победой!
5) Первичное закрепление.
Учитель зажигает свечу.
Учитель: Посмотрите на эту свечу. На что похож огонь? Что он символизирует?
Есть огонь, который символизирует память. Посмотрите на фото "Могила неизвестного солдата в Москве". Возле этой могилы всегда горит огонь. И каждый день выстраивается Почетный караул. А пост называется "Пост № 1". Он самый важный и самый почетный.
Более 20 млн. советских людей погибло в годы войны. Мы никогда не забудем тех, кто защищал нашу Родину в эти страшные дни. В память обо всех погибших прошу вас встать. Почтим их память минутой молчания.
Звучит метроном
Учитель: С тех пор прошло уже 75 лет. Мало осталось тех людей, кто воевал, кто жил и работал в тылу. Это наши ветераны. Они – герои. Именно им мы обязаны тем, что живем мирно и счастливо, в такой прекрасной стране. Они завоевали нам свободу.
В соответствии с указом, подписанным 8 июля президентом Владимир Путин, 2020 год объявлен в России Годом памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Заяц Марина
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
Максим Куприненко
И, в домах не в силах оставаться,
От таких волнующих вестей,
Люди выходили обниматься
На просторы гулких площадей.
Абибуллаева Амина
Что-то пели, плакали, кричали,
Незнакомый сразу близким стал.
Всех военных не щадя качали:
Все равно, солдат иль генерал!
Пекарский Вадим
Вот она, высокая минута:
Музыка, букеты свежих роз…
И в огнях победного салюта
Искорки людских счастливых слёз…
УЧИТЕЛЬ
Нам нужен мир на голубой планете.
Его хотят и взрослые и дети.
Им хочется,
Проснувшись на рассвете,
Не вспоминать,
Не думать о войне!
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир
Навеки! Навсегда!
6) Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке? – Какие были затруднения?
-Оцените свою работу. Закончите предложения: -сегодня я узнал… -я понял, что… -я научился…