Урок – путешествие по стране «Пропорция»
Цели урока:
контроль и оценка ЗУН по теме «Пропорция»;
расширение знаний учащихся по «гигиене питания»;
формирование здорового образа жизни на уроке математики.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: «Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Пропорция». На этом уроке мы покажем свои знания и узнаем много интересного. Итак, отправляемся в страну «Пропорция». Но, чтобы в нее попасть, надо отгадать код страны. Он зашифрован в следующих утверждениях. Если вы согласны с утверждением, то записываете цифру 1, а если нет, то 0».
Цифровой диктант.
Пропорция – это равенство двух отношений.
Произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов.
В пропорции 2:5=10:25 числа 2 и 25 называют средними членами пропорции.
Количество товара и его стоимость при постоянной цене являются прямо пропорциональными величинами.
1101 – это верный код.
Ура! Мы в стране «Пропорция».
«Пропорция» - это небольшая страна, но она помогает таким огромным государства как химия, физика; с ее помощью они могут решать серьезные задачи.
Сегодня наш путь лежит в одну из главных областей Пропорции – «Гигиену питания». Жители этой области благодаря соразмерности питания ведут здоровый образ жизни. Главным их лозунгом является высказывание ученого средневекового Востока:
«Бесцельны долгий отдых и покой:
В излишествах нет пользы никакой.
Коль человек недвижим, вредный сок
Заполнит тело, и еда не впрок».
Проведем зарядку для ума. Проверим истинность равенства и откроем имя этого врача, философа.
Итак, вопрос: «Верна ли пропорция?»
Ответы принимаются голосованием:
«да» - правая рука
«нет» - левая рука.
На доске
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
И | Б | В | Н | С | М | У | И | Л | Н | А |
2:3 = 10:15
5:20 = 4:16
2:3 = 5:10
3:8 = 6:16
4:5 = 8:10
7:14 = 5:15
3:15 = 4:16
4:5 = 28:35
5:4 = 10:9
10. 3:6 = 2:4
11. 6:3 = 14:7
Учитель оставляет буквы с верной пропорцией и удаляет буквы с неверной пропорцией.
Учитель: «Имя этого ученого Ибн Сина. Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Хасан ибн Сина – его полное имя. Он родился в 980 году около Бухары (город в Узбекистане) и уже в 16 лет прославился тем, что вылечил Эмира бухарского.
А теперь проверим домашнее задание и узнаем, как на Западе называли этого знаменитого восточного врача, чьи книги были обязательными учебниками для врачей средневековой Европы».
Х : = : [ ]
1 :R = 4 : 2 [ ]
2,8 : 3,2 = 2,1 : Х [2,4]
1 : 8 = Х : [0,1]
y : = : [ ]
2 : 7 = y : 4 [1 ]
2,4 | | 0,1 | | | 1 | 1 | 2,4 |
А | В | И | Ц | Е | Н | Н | А |
Авиценна – это латинизированное имя Ибн Сины.
Его труды в XII веке были переведены с арабского на латынь в Испании. Всего из 450 его трудов до наших дней сохранились 274.
Итак, мы прибыли в область «Гигиена питания», жители которой с радостью открывают вам свои секреты и дают советы. Только нам надо решить их задачи.
Задача № 1. Содержание фтора в одной чашке чая относится к суточной потребности человека во фторе как 2:17. Сколько чашек чая надо выпить, чтобы обеспечить свой организм фтором? (Ответ: 8,5 чашек)
Вы решили задачу правильно и получаете совет № 1.
Фтор необходим человеку для построения костей эмали зубов. Если человек употребляет в пищу фторированную воду, то вероятность кариеса в 2 раза меньше, чем при приеме нефторированной воды. Источниками фтора также являются печень, рыба и чай.
Задача № 2. Минимально необходимый 12-летнему школьнику объем молочных продуктов относится ко всему суточному объему выпиваемой жидкости как 3:20. Сколько молока, кефира или ряженки должен выпивать шестиклассник, если всего в день в его рацион входит 2 литра жидкости. (Ответ: 0,3 литра).
Совет №2.
Учитывая интенсивную скорость роста в этом возрасте, надо понимать, что потребность в кальции очень высока. Дефицит кальция ведет к нарушению формирования костей и зубов, задержке роста. Молоко можно заменять кефиром, кефир – йогуртом.
Задача № 3. В 100 г. мяса содержится 14 г. белка. Сколько мяса и мясопродуктов необходимо съедать в день, если суточная норма белка 70 г.? (Ответ: 500г.)
Совет №3.
Суточная потребность в белках восполняется не только за счет мясных продуктов, но и за счет молочных, рыбных и овощных блюд. Включение в рацион одного мяса ведет к тяжелым заболеваниям. В древности на Востоке так иногда казнили преступников: кормили их только вареным мясом, и они умирали от отравления белком.
На Руси говорят: «Береги платье снову, а здоровье смолоду». Пользуйтесь советами «Гигиены питания» и будьте здоровы!
Итог урока. Сегодня мы узнали имя гениального врача, мыслителя Ибн Синаи получили полезные советы в плане здорового питания.
Домашнее задание.
Составьте 9 уравнений, решите их и зашифруйте высказывание Абдурахмана Джали (таджикского поэта и философа): «Ешь столько, чтобы тела зданье не гибло от перееданья».
6