МБОУ БГО Борисоглебская СОШ №3
Открытый урок
по музыке
на тему
«Поэт, художник, композитор»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомить с великими композиторами, художниками и поэтами; формировать представление о средствах искусства: звуки, краски, слова.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование уважительного отношения к товарищам по классу; умение работать в коллективе; развивать личностную мотивацию к изучению шедевров музыки; развивать коммуникативные способности; контролировать и оценивать свою работу и ее результат .
Метапредметные: развивать эстетический вкус, память, речь, дисциплинированность.
Предметные: познакомить с известными композиторами, поэтами, художниками и их произведениями, формировать представление о средствах искусства: звуках, красках, словах, разучить песню «Самая счастливая мамочка моя»
Материалы к уроку: учебник, презентация, проектор, компьютер, экран, записи.
Структура урока:
Мотивация учащихся.
Актуализация знаний.
Работа по новой теме урока.
Закрепление материала.
Рефлексия.
Подведение итогов.
Ход урока.
Мотивация учащихся.
- Здравствуйте, ребята, сегодня вас ждет удивительный урок. Что может быть прекраснее музыки.
Ветер чуть слышно поёт,
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живёт –
В шелесте трав,
В шуме дубрав –
Только прислушаться надо.
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа!
-А сейчас, мы с вами отправимся в мир музыки!
Актуализация знаний.
- Музыка живет во всем, всегда и везде. Это волшебный мир. Музыка может передать чувство: радость, боль, гнев, веселье и многое другое.
- А вы знаете, кто создает музыку? (Ответы детей)
- Да, это композиторы. А для того что бы музыка прозвучала, нужны исполнители: пианисты, скрипачи, хор и конечно же оркестр.
- Ребята, а вы знаете, кто пишет стихи? (Поэт)
- Вы правы, а когда стихи и музыка сливаются вместе, что получается? (Песня)
- Молодцы, это песня. Песен много и они все разные.
На уроке музыки мы с вами уже встречались с вокальным жанром – песня.
- А какие песни вы знаете? (Ответы детей)
- Хорошо. Кто создает музыку и стихи мы с вами вспомнили, а кто же пишет картины? (Художник)
-Молодцы, а вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(О художниках, о композиторах, о поэтах)
Работа по новой теме урока.
- Ребята, а вы знаете, кого называют Музой? (Ответы обучающихся)
- Муза — волшебница, добрая фея, раскрывающая перед вами чудесный мир звуков, слов и красок, которыми наполнено всё вокруг.
О МУЗАХ, покровительницах искусств, мы узнали из мифов и легенд Древней Греции. Музы вдохновляют художников, музыкантов, поэтов – всех, кто дарит людям красоту, любовь и надежду.
(На слайде изображены разные музы)
Древнегреческие легенды гласят, что живёт девять муз, каждая из которых имеет влияние на определенную область творчества.
- Послушайте одну историю. Однажды повстречалась Муза с художником, поэтом и композитором и спросила: «Что вам нужно, чтобы нарисовать картину природы?» Как вы думаете, что ответил каждый из них?
Прежде чем ответить посмотрите внимательно на картинку.
- Какие слова на воздушных шарах подходят для поэта, художника и композитора? (Звук-композитор, слово-поэт, краска-художник)
- А почему вы так решили? (Ответы детей)
- Конечно, для художника необходимы краски, с их помощью он пишет картины. Ребята, я хочу вас познакомить с великими художниками и их картинами (На слайде художники и их картины)
- Вы были правы, когда сказали, что для поэта важно слово, ведь из слов рождаются стихи. Обратите внимание на слайд, вы увидите великих поэтов (На слайдах поэты и их стихи)
- А композитору просто необходимы звуки, чтобы создавать музыкальные произведения. Посмотрите на портреты великих композиторов и прослушайте их произведения.
Музыкальная физкультминутка.
4. Закрепление материала.
- Ребята, вы немного отдохнули, а теперь снова за работу.
- Посмотрите на картину. Какое время суток изображал художник на своей картине? (Утро)
- Почему вы так считаете? (Ответы детей)
- Правильно, а какие краски использовал художник? (Ответы детей)
- Молодцы, а сейчас прослушайте стихотворение И. Никитина.
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит,
Золотыми потоками кинуло.
- Понравилось вам стихотворение. А какое время суток в своем стихотворение отразил поэт? (Утро)
- А с какие слова нам об этом говорят? (Ответы детей)
- Хорошо, молодцы. А теперь внимательно послушайте мелодию. (Звучит произведение Эдварда Грига «Утро»)
- Какими звуками нарисовал композитор пробуждение нового дня? (Ответы детей)
- Ребята, вы увидели, как изображают утро в своих произведениях художник, поэт и композитор. И это очень интересно, правда?
- А сейчас пришло время разучить с вами песню. Она называется «Защитники отечества». Автор текста (слов): Шакирьянова Е, В Ковтун ;Композитор (музыка) Н. Нужина;
Послушайте ее ребята. (Звучит песня)
- Понравилась песня? (Ответы детей)
- Разучим с вами слова этой песни. (Слова на слайде)
Рефлексия.
- Ребята, Вам понравился урок?
- А что вам понравилось больше всего?
- Почему?
- Вам что-то было не понятно?
(Если ученикам было что-то не понятно, учитель разъясняет)
Подведение итогов.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
- А скажите, кто пишет стихи?
- А кто пишет картины?
- Ребята, скажите, кто создает музыку?
- Молодцы, вы хорошо поработали на уроке. Волшебный мир искусства ждет вас через неделю. Спасибо за урок.