СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 10 классе по теме: "Петербург Достоевского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: - показать необычность изображения Достоевским Петер­бурга;

-  подвести к осмыслению главного конфликта романа между Раскольниковым и миром, который он отрицает;

- вызвать сочувствие к «униженным и оскорбленным».Задачи:

- показать, как Достоевский изображает Петербург;

- научить выделять и систематизировать информацию из про­читанного;

- повторить правила составления синквейна.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 10 классе по теме: "Петербург Достоевского"»

(10 класс) Тема: ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО.

ПО РОМАНУ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Цели: - показать необычность изображения Достоевским Петер­бурга;

- подвести к осмыслению главного конфликта романа между Раскольниковым и миром, который он отрицает;

- вызвать сочувствие к «униженным и оскорбленным».Задачи:

- показать, как Достоевский изображает Петербург;

- научить выделять и систематизировать информацию из про­читанного;

- повторить правила составления синквейна.

Домашнее задание предыдущего урока:

- читать 1-2 части романа;

- отметить эпизоды, иллюстрирующие жизнь жителей города.

Оборудование:

- видеофильм «Преступление и наказание» 1-я серия;

- слайды для мультимедийной презентации;

- фотографии достопримечательностей Петербурга;

- иллюстрации к роману художников Шмаринова и Минаева;

- аудиозаписи музыкальных произведений: Бетховен «Лунная соната», Эдвард Григ «Пастушок»;

- раздаточный материал для индивидуальной и парной ра­боты - таблицы 1, 2, 3 по слайдам 3, 8, 11.

Методы:

- сравнительный анализ;

- исследовательский;

- репродуктивный.

Технологии, используемые на уроке:

- сотрудничества (учитель - ученик);

- элементы критического мышления;

Формы работы:

- коллективная;

- парная;

- индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Приветствие.

Учитель. Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее на­строение.

Здравствуйте, те, кому не нравится погода за окном.

Здравствуйте, те, кто любит путешествовать.

И здравствуйте, те, кто мечтает о поездках в разные города и страны.

II. Стадия вызова.

На фоне «Лунной сонаты» Бетховена демонстрируются СЛАЙД 1

слайды с видами Петербурга. Звучат отрывки (читают учитель или подготовленный ученик) из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»: вступление.

Учитель. Об этом городе великий поэт России А. С. Пуш­кин сказал такие слова:

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво...

...ныне там по оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темно-зелеными садами

Ее покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла...


Только в этом городе вы увидите эти памятники архитекту­ры. И это город...

СЛАЙД 2

Петербург... (Показ слайдов с изображением узнаваемых I, мест города.)

Учитель. Я думаю, нет человека, который бы не побывал или не мечтал побывать в этом городе. А что вы знаете о нем? Какой он в вашем представлении?

Работа с таблицей 1.

СЛАЙД 3

ЗНАЛ

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ





Учитель. Перед вами таблица 1. Я вам предлагаю написать в первую колонку несколько слов о том, каким вы увидели или представляете себе этот город. (Работа с колонкой «ЗНАЛ».)

Ученики 2-3 минуты работают индивидуально, у каждого своя таблица, напечатанная на листе А4.


• Опрос 2-3 ребят и показ учителем своего варианта запол­нения колонки «ЗНАЛ». СЛАЙД 4

ЗНАЛ

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

  • красивый город;

  • река Нева;

  • мосты;

  • белые ночи.



Таблица 1

Учитель. Таким красивым городом восхищался Пушкин, а восприятие Петербурга другим писателем вы увидите совсем в неожиданном ракурсе.

• Просмотр фрагмента фильма: Раскольников идет по ули­це города в питейное заведение (начало 1-й серии).

Учитель. Вы догадались, кто этот писатель, но произведе­нию которого снят фильм? Фрагмент мы только что увидели. Да, это Федор Михайлович Достоевский, и поговорим сегодня на уро­ке о Петербурге... Достоевского.

На слайде - тема урока.

СЛАЙД 5

Учитель. Что, таким образом, станет предметом нашего разговора на уроке исходя из темы? (Как Достоевский изобража­ет Петербург в романе «Преступление и наказание»?)

И целями урока будут... (Ученики сами формулируют цели, учитель только четко озвучивает их. Демонстрируется слайд с целями урока.)

СЛАЙД 6

III. Стадия осмысления.

Работа идет (до составления синквейна) под музыку Эд­варда Грига «Пастушок».

Учитель. О том, каким Достоевский показывает Петер­бург, мы поговорим чуть позже. А сейчас я хотела бы позна­комить вас с иллюстрациями к роману, выполненными в разное время разными художниками: Шмариновым и Минаевым.

(Учащимся демонстрируются слайды с репродукциями ил­люстраций Шмаринова и Минаева.)

СЛАЙД 7

Художник Минаев

Учитель. Какое настроение вызывает увиденное на этих иллюстрациях?

СЛАЙД 8


Вернемся к роману и поработаем со схемой 2.

СЛАЙД 9

Схема 2Работа в парах (10-15 минут).

Ученики попарно получают жетоны, на которых указано, о чем им нужно будет сделать выписки (слова и выражения из текста), в слабом классе можно дать указание глав:

- о городском пейзаже;

- об уличных сценах;

- об интерьерах жилищ.

После проделанной работы, по мере озвучивания детьми своих ответов учитель показывает свои ответы и дает обобще­ние к каждому.

Озвучивание ответов 2-3 пар, показ учителем его ответа и обобщение.

У ч и т е л ь.

Пейзажи. «Пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Улицы города, где люди так и кишат, вызывают в его душе чувство глубочай­шего омерзения».

Сцены уличной жизни:

«От встреч с этими людьми у Раскольникова остается ощу­щение чего-то грязного, жалкого, безобразного. И в то же время вызывает у него чувство сострадания к «униженным и оскорб­ленным».

Интерьеры. «Интерьер петербургских трущоб создает атмо­сферу духоты, безысходности и обездоленности».

Неприглядная картина. Как будто это другой город.

Давайте вернемся к таблице 1 и заполним вторую колонку «ЗНАЮ» (3-5 минут). (Демонстрация слайда 3.)

Учитель. Что вы узнали о Петербурге Достоевского? Ка­ким изображает писатель этот город?

Вариант учителя показать после ответов детей.

СЛАЙД 10

ЗНАЛ

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ


  • город-гигант;

  • контрасты;

  • красивые проспекты и …

  • узкие улицы, теснота, грязь, вонь



Вывод (делает учитель; можно предварительно выслушать ответы учеников): уже на первых страницах романа Достоев­ского «Преступление и наказание» мы видим картины тесноты, удушливой скученности людей, которые ютятся на «аршине про­странства». Все это усугубляет чувство душевного одиночества человека в толпе. Перед читателем возникает образ Петербурга мертвенного, холодного, равнодушного к судьбе человека. Пред­стает драма жизни «униженных и оскорбленных».

IV. Стадия рефлексии.

Учитель.

И подвести черту нашему разговору о Петербур­ге Достоевского мне бы хотелось необычным способом: состав­лением синквейна-пятистишия.

Посмотрите на алгоритм написания синквейна. В основе должна быть главная мысль, идея, выраженная одним словом.

Демонстрация слайда 10. Работа в тетрадях.

СЛАЙД 11


Коллективная работа (в сильных классах включая и инди­видуальную работу).

Учитель. Вы уже поняли, что в первой строке нашего синквейна ключевым словом будет слово «Петербург». Каким он предстал перед нами?

(Грязный, холодный, серый, равнодушный, жестокий.)

Выбираются два прилагательных для 2-й строки.

Учитель. Как город влияет на человека?

(Угнетает, давит, душит, ожесточает, убивает.)

Выбор слов для 3-й строки.

Учитель. Какую мысль у вас вызывает образ Петербурга Достоевского?

(Город убивает все человеческое. Город делает человека жестоким. Вызывает чувства безысходности, одиночества).

Выбор суждения для 4-й строки.

Учитель. И последнее слово - 5-я строка - вывод, ваше за­ключение об образе города.

(Ужас, мрак, бесчеловечность, одиночество.)

Методические рекомендации.

При написании синквейна следует обратить внимание уче­ников на невозможность использования однокоренных слов во всем пятистишии, хотя это не оговаривается в алгоритме. Такое условие развивает словарный запас ребят, способствует потреб­ности творческого обращения к Словарю синонимов.

• Озвучивание творческих работ учеников. Показ учите­лем своего варианта.

СЛАЙД 12

Пример варианта синквейна, составленного учеником:

Петербург.

Мрачный, жестокий.

Душит, омертвляет, разочаровывает.

Город одиночества и скуки.

Пустота.

Учитель. Вернемся к целям урока.(Демонстрация слайда 6.)

Учитель. Удалось ли нам выполнить то, что мы наметили в начале урока?

(Нет, осталась незаполненной 3-я колонка таблицы 1 «ХОЧУ УЗНАТЬ». Мы не осмыслили причины конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.)

Домашнее задание.

СЛАЙД 13

Учитель. Работая с текстом романа, сформулируйте во­просы относительно причин конфликта романа (желательно во­просы начинать со слов «Почему... ?», «В связи с чем... ?», «Отче­го... ?») Таким образом, вы получите вопросы 3-й колонки «ХО­ЧУ УЗНАТЬ».

В целом работа должна сводиться к подготовке ответа на во­прос: «Какие мысли, теории, идеи могут прийти в голову чело­веку, живущему в этом городе?»

Спасибо за работу, приятно было с вами общаться на уроке.

Литература:

  1. Литература. 5 – 11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков/авт.-сост. Е.Н. Попова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 298 с.

  2. Достоевский Ф.М. Избранное [Текст]/Ф.М. Достоевский. – М.: АСТ, Астрель, 2005.

  3. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского [Текст]: материалы для выставки в школе и детской библиотеке. – М.: Детская литература, 1981.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!