СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 11 классе "Виды тропов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводился с целью напомнить обучающимся виды тропов для успешного выполнения однотипного задания в ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 11 классе "Виды тропов»

Урок-практикум "Основные виды тропов и фигур"




Цели: систематизация и обобщение знаний учащихся по теме, отработка навыков анализа художественного текста (задание В 8, написание комментария сочинения); воспитание эстетического вкуса учащихся через богатство и выразительность родного языка.

Оборудование: учебник под ред.Гольцовой, Шамшина, раздаточный материал вариантов ЕГЭ, теоретический материал "Виды тропов и стилистических фигур", тесты.

Ход урока

       I.            Организация начала урока 

(сообщение темы урока, определение целей и формы). 

- Тема урока «Основные виды тропов и фигур, их использование мастерами художественного слова». Что на уроке для нас станет целью? Зачем необходимо знать основные виды тропов и фигур? Какие задания ЕГЭ связаны с темой урока?

  II.            Слово учителя

- Как известно, изобразительно-выразительные средства появились давно и насчитывают более трёхсот видов. Мы познакомились только с некоторыми их них: чуть более тридцати, которые считаем основными, т.к. именно эти виды тропов и фигур встречаются в заданиях ЕГЭ. О них сегодня и пойдёт речь.

- Дайте определение словам на доске. Как вы понимаете эти термины?

Тропы речи (лексические средства) – обороты речи, состоящие в употреблении слова или выражения в переносном значении и придающие ей образности, выразительности.

Фигуры речи (стилистические фигуры) – необычные обороты речи, особое её синтаксическое построение, к которому прибегает писатель для усиления выразительности.

Ознакомьтесь с раздаточным материалом. Какие из данных терминов будут являться тропами речи, а какие - стилистическими фигурами?

Работа в парах: упр.558 (1)

Работа с материалом ЕГЭ (фразеологизм, сравнительный оборот, метафора, лексический повтор)

Решение проверочного теста:

Проверочный тест.

- Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

  1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)

  2. Игру его любил творец Макбета. (А,Пушкин)

  3. Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь (С.Есенин)

  4. Путь шел по целине; люди падали с обрывов. (И. Эренбург)

  5. Коль любить, так без рассудку,
    Коль грозить, так не на шутку,
    Коль ругнуть, так сгоряча,
    Коль рубнуть, так уж сплеча! (А. Толстой)

  6. Ученье - свет, а неученье - тьма. (пословица)

  7. О, не медли на соседней
    Колокольне!
    Быть хочу твоей последней
    Колокольней! (М.Цветаева)

  8. Какое лето! Что за лето! (Ф. Тютчев)

  9. В лоб целовать - заботу стереть.
    В лоб целую.
    В глаза целовать - бессонницу снять.
    В глаза целую. (М. Цветаева)

  10. И для них тут, и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва:(А.Солженицын)

Ключи к тесту:

1. Синекдоха. 2. Перифраза. 3. Олицетворение. 4. Параллелизм. 5. Параллелизм и анафора. 6. Антитеза. 7. Эпифора. 8. Риторическое восклицание. 9. Синтаксический параллелизм. 10. Парцелляция.

ВЫВОД: Какой делают нашу речь тропы и фигуры?

Заключительное слово: Итак, тропы и стилистические фигуры помогают наполнить языковую форму красивым, правильным речевым содержанием. Немецкий учёный, публицист, поэт и философ И. Гердер сказал: «Язык - это сосуд, в котором отливаются, сохраняются и передаются идеи и представления народа». (1744-1803). Хотелось бы, чтобы те тропы и фигуры, о которых мы говорили сегодня на уроке, помогали вам образно выражать свои мысли. Ведь   красивая речь выделяет человека из безликой толпы и является одним из условий успешности и конкурентоспособности современного человека.  Так стремитесь же  неустанно к постижению языка,  чтобы знать  в полной мере его богатейшие возможности, чтобы не нарушать сложившегося веками единства языковой формы и речевого содержания.

Слова с рожденья всех нас окружают.

Они и ранить могут и любить

И красоту мгновений отразить.

Понять помогут, могут подтолкнуть,

Помогут выбрать верный в жизни путь.

И на слово, прошу вас, мне поверьте,

Что слово – это дар! Дарить слова умейте.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!