СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 3 классе "Спящая красавица"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по музыке в 3 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 3 классе "Спящая красавица"»

"Спящая красавица"

Ход урока

Ι ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА

Вход детей под музыку ( вальс цветов из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»).

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправляемся с вами в музыкальный театр, где нас ждет мир сказки, удивительных превращений, мир добрых и злых волшебников.

Слайд 1 Мариининский театр

Перед вами Мариининский театр – театр оперы и балета города Санкт-Петербурга. Это один из известнейших музыкальных театров не только в нашей стране, но и во всем мире. Поднимите руку, кто когда-нибудь вообще посещал музыкальный театр? Замечательно. Я надеюсь, что по окончанию нашего урока, у тех ребят, которые никогда не были в музыкальном театре, появится желание его посетить.

Все дети любят сказки, в которых происходят необыкновенные чудеса, и все дети любят отгадывать загадки, не так ли?

Дети отвечают.

Учитель: Сегодня вы услышите много загадок, и вот первая из них. Послушайте, прожалуйста, фрагмент одной известной сказки.

Учитель читает: Итак, события происходят в замке короля Флорестана. На крестины принцессы приглашены важные гости, чтобы пожелать счастья маленькой принцессе. Добрые феи дарят ребенку подарки и танцуют. В замке царит веселье. Внезапно злая Фея со своей свитой яростно врывается во дворец. Что происходит? Церемониймейстер спешит сообщить королю, что забыл пригласить на крестины фею Карабос. От злости она начинает колдовать и предвещает принцессе, что та умрет от укола спицей, когда её исполнится 16 лет.

Вы узнали сказку?

Дети: «Спящая красавица»

Учитель: Кто автор этой сказки?

Дети: автор Шарль Перро.

Слайд 2 портрет французского писателя Шарля Перро.

Учитель: Перед вами портрет французского писателя Шарля Перро.

А теперь послушаем музыкальную загадку. Прослушав музыкальный фрагмент, определите, к какому музыкальному жанру он относится. А чтобы правильно ответить на этот вопрос, подумайте, какие движения хочется выполнять под эту музыку.

Звучит «Вальс» П.И.Чайковского из балета «Спящая красавица»- 2 мин.

Дети: Прозвучал вальс. Он относится к жанру – танец.

Учитель: Верный ответ.

А если объединить сказку, музыку и танец, где герои танцуют под музыку, то какой получится жанр? (Представьте себя на большой сцене в сказочных костюмах и танцующих под красивую музыку).

Дети: Это балет.

Учитель: И опять вы ответили верно. Балет - это произведение крупной формы, который относится к сложному музыкальному жанру.

Мы не случайно обратились к сказке «Спящая красавица». Сюжет этой сказки вдохновил композитора П.И.Чайковского, и яркие образы этого произведения воплотились в такой музыкальный спектакль, как балет. В конце XΙX века, а точнее 3 января 1890 года на сцене Мариинского театра с триумфом состоялась премьера балета «Спящая красавица».

Слайд 3 – портрет П.И.Чайковского, картинка с танцовщицами.

Учитель: Этот спектакль и сегодня любим зрителями, потому что музыка Чайковского очень яркая, зачаровывающая. И мы сегодня с вами поговорим о выразительных возможностях музыки великого русского композитора.

ΙΙ ЭТАП – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Учитель: Я хотела бы, чтобы вы сегодня сами убедились в том, что музыка Чайковского неповторимая, яркая. А какими же средствами он создает такую замечательную музыку? Нам поможет ответить на этот вопрос сама музыка. Слушаем внимательно.

Звучит интродукция – 2.39мин.

Учитель: Музыка на протяжении всего звучания была одного характера или менялась?

Дети: Музыка была разная по характеру. Вначале она звучала грозно, а затем светло и мягко.

Учитель: Верно, музыка была разная. А как вы думаете, сколько персонажей могло танцевать под эту музыку?

Дети: ответы.

Учитель: Правильно, музыка в этом фрагменте воплощает два разных образа. И эти музыкальные образы противопоставляются.

Мы прослушали вступление к балету. Есть такая традиция у композиторов, перед большим спектаклем исполняется небольшое вступление, для того, чтобы зритель настроился на предстоящие события.

Слайд 6- занавес.

Вступление в музыке называется – интродукция. И исполняется музыка вступления при закрытом занавесе.

А чтобы лучше воспринимать содержание спектакля, зритель имеет возможность приобрести вот такую программку, чтобы познакомиться с главными действующими лицами и кратким содержанием балета.

Учитель каждому ученику на стол кладет программку.

Учитель: На первой странице вы можете прочитать название спектакля и авторов балета. На 2 странице мы познакомимся с главными действующими лицами.

Один из учеников читает вслух.

Учитель: Как вы считаете, кого из перечисленных персонажей изобразила музыка прозвучавшей интродукции?

Дети: Музыка знакомит нас с Феей Карабос и Феей Сирени. Это злой персонаж и добрый.

Учитель: Можно ли по музыкальному вступлению предугадать события, чем закончится балет?

Дети: По последним аккордам можно сказать, что балет закончится хорошо, победой добра над злом.

Учитель: Правильно. Музыка изобразила двух персонажей балета, две борющиеся силы. А какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы так ярко и понятно изобразить музыкой два контрастных образа?

За помощью обратимся к схеме, напоминающей цветок, на лепестках которого перечислены средства музыкальной выразительности (на стенде прикреплена схема в виде цветка).

Учитель: Я поделю класс на две команды. Одна команда будет разбирать музыкальный образ Феи Карабос, а другая – Феи Сирени (делит класс).

Вы все будете музыкантами оркестра и я выберу дирижеров (мои помощники)

Слайд 7 – изображение нотной записи темы Феи Карабос и темы Феи Сирени без подписей.

Учитель: На слайде вы видите нотную запись темы Феи Сирени и темы Феи Карабос. Охарактеризуем одно из важных выразительных средств - мелодию.

Учитель играет на фортепиано тему Феи Карабос.

Задание 1 команде: Нарисуйте в воздухе линию этой мелодии, какая это будет линия – плавная или скачками? (дети рисуют).

Учитель: Что вы можете сказать про эту мелодию?

Дети: Мелодия Феи Карабос отрывистая, скачками, рваная, острая.

Учитель выбирает ученика, у которого движения точно передают мелодический рисунок, и приглашает продемонстрировать его перед ребятами.

Учитель играет на фортепиано тему Феи Сирени.

Задание 2 команде: Нарисуйте в воздухе линию этой мелодии, какая она будет ? (дети рисуют).

Учитель: Что вы можете сказать про эту мелодию?

Дети: Мелодия Феи Сирени плавная, мелодичная, нежная.

Учитель выбирает ученика, у которого движения точно передают мелодический рисунок, и приглашает продемонстрировать его перед ребятами.

Учитель: А теперь возьмите ваши программки и на 3 странице простым карандашом нарисуйте музыкальную тему так, как вы сейчас показывали рукой. Каждый член команды рисует свою тему( Учитель все подробно показывает).

И в это время учитель объясняет помощникам, в чем состоит их задача (крепить с помощью магнитиков лепестки цветков на доску). Работа со своей командой.

Учитель: Посмотрите на нотную запись или определите на слух, какой темп выбрал композитор для характеристики злого и доброго персонажа.

Дети 1 команды: очень быстрый.

Дети 2 команды: неторопливый.

Помощники выбирают нужный лепесток и крепят его на свою половину доски.

Учитель: Второй вопрос – какую динамику подобрал композитор для точной характеристики злой Феи и Феи Сирени.

Дети 1 команды: очень громкую.

Дети 2 команды: тихое звучание.

Помощники крепят на доску следующий лепесток.

Учитель: У какой темы ритм ровный, плавный, все нотки одинаковой длительности, а у какой темы – ритм неровный, с паузами, скачками.

Дети 1 команды: В мелодии феи Карабос ритм неровный, с паузами.

Дети 2 команды: В мелодии феи Сирени ритм плавный, ровный.

Учитель: Какую окраску придал звуку (грубую, жесткую или мягкую, нежную), чтобы передать сущность волшебниц?

Дети 1 команды: грубую, жесткую

Дети 2 команды: мягкую, нежную

Учитель: Такое сочетание средств выразительности точно создает нужный музыкальный образ. У нас собран цветок, но у него не хватает сердцевины. Чего же у нас не хватает для полного завершения образа?

Дети: свои варианты ответов.

Учитель: Чтобы завершить эти образы, выполним задание в программке на 3 странице. Перед вами изображение двух Фей. Сейчас, вы, как в сказке, перевоплотитесь в художников и, используя цветные карандаши, подберёте каждой волшебнице цвет костюма: какой, на ваш взгляд, наиболее точно передаёт характер героинь.

Постарайтесь уложиться во времени, пока звучит вступление – 2 мин.

Звучит еще раз интродукция.

Учитель: Какие цвета наиболее точно отразили характер героинь в вашем воображении?

Ответы детей: дети называют два противоположных цвета.

Учитель: Крепим в середину каждого цветка сердцевину определенного цвета.

Дети крепят середину.

Учитель: Посмотрите на следующий слайд.

Слайд 8 - изображение костюмов двух фей.

Учитель: Вы видите двух Фей. Сравните свои цвета и те, которые подобрал художник. В чем вы видите совпадения?

Дети: Цвет костюма Феи Карабос темный, а Феи Сирени светлый.

Учитель: Противоположные цвета, яркая выразительная музыка - всё построено на контрасте.

Чего ещё не хватает, чтобы героини ожили? Композиторами мы с вами были, художниками были. Кем не были?

Дети: Танцорами не были.

Учитель: Пришло время очутиться на королевском балу. Посмотрим видео-фрагмент балета под названием «Сцена на балу», где разворачиваются важные события. Обратите внимание на то, какое настроение было у всех в начале бала и как оно измениться к концу сцены.

Просмотр коды и финала 1-го действия – 7 мин.

Дети рассказывают о пережитых чувствах героев и настроении, которое выражает музыка.

О событиях, которые произойдут дальше, вы мне расскажете на следующем уроке. Это будет вашим домашним заданием.

ΙV ЭТАП – ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Слайд 9 – изображение сцены на балу из балета «Спящая красавица»

Учитель задает вопросы:

1.С каким сложным жанром вы познакомились? (с балетом)

2.Какие виды искусства соединяются в балете? (музыка, изобразительное искусство, танец)

3.Что такое интродукция? (вступление)

4.Что мы называем резкой противоположностью? (контраст)

5.Что мы можем сказать о музыке П.И.Чайковского? (музыка композитора выразительна, помогает нам почувствовать и пережить, всё происходящее в этой сказке)

6.Чему учит нас эта сказка? (учит нас доброму отношению друг к другу)

7.Появилось ли у вас желание посетить музыкальный театр и посмотреть балет «Спящая красавица»? Узнать продолжение?( ответы) Выставление оценок.

В завершении урока споём песню «Сказки гуляют по свету», муз. Е.Птичкина, сл. М. Пляцковского.

Слайд 11 – слова песни



10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!