Урок чтения в 4 классе.
Тема урока «Былины»
Тип урока: освоение нового материала.
Педагогические задачи: мотивировать школьников на прочтение былин; пробудить интерес к истории своей страны; расширить представления обучающихся о жанрах устного народного творчества; продолжить формирование национального самосознания, уважения к истории своей страны.
Планируемые результаты:
Предметные:
Познакомятся с содержанием былины «Ильины три поездочки», с жанром былин;
научатся толковать своими словами понятия:былина, богатырь, застава, князь, доспехи, кольчуга, палица
Метапредметные:
Познавательные: находить в словаре толкование незнакомого слова; работать с информацией, предложенной учителем на уроке, выделять главное, систематизировать выделенную информацию, оформлять ее в доступной для слушателей форме.
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из темы урока, планировать этапы решения учебной задачи; оценивать свои результаты.
Коммуникативные: работать сообща в группе над информационными материалами, совместно их обсуждать, предлагать свои варианты оформления информации для сообщения слушателям; активно слушать сообщения одноклассников по теме урока.
Личностные: проявлять интерес к истории своей страны и былине как новому жанру; формулировать свое отношение к воспринимаемой информации; стремиться узнавать больше об истории своей страны и проявлять желание познакомиться с былинами, прочитать их на ближайших уроках.
Ход урока:
Слайд 1
1. Орг.момент (1 мин).
1)Приветствие.
- Прозвенел звонок, начинаем наш урок.
Слайд 2
1) Игра «Собери и прочитай скороговорку» (2 мин).
Учитель. Сейчас по набору слов на слайде, вы должны собрать скороговорку.
Ученики. Собирают скороговорку.
Учитель. Прочитайте вслух то, что у вас получилось.
Слайд 3
Ученики. Читают (От топота копыт пыль по полю летит).
Учитель. А теперь произнесем вместе эту скороговорку медленно;
- быстрее;
- А теперь один из вас попробует произнести ее быстро.
- Как вы думаете, от чьих копыт пыль по полю может лететь? Кто по полю передвигался?
- А конями, наверное, кто управлял? - Люди.
- А как называли таких людей, которые защищали Русь, узнаем, отгадав загадку
Слайд 4
Загадка: Ладно скроен,
Крепко сшит,
За землю русскую стоит. (Богатырь)
А кто такие богатыри, где можем посмотреть? (в словаре)
- Найдите в словаре значение слова «Богатырь» (в парах)
- У слова несколько значений. Как такие слова называются? (многозначными).
Слайд 5
- Придумайте синонимы к слову «богатырь» (силач, воин, защитник, витязь).
- Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенной силой, светлым умом, смекалкой.
Составим синквейн со словом «Богатырь»
Пример:
богатырь
мужественный, отважный
защищает, спасает, помогает
отважно служит своей Родине
герой
- Подвиги богатырей описывались в одном из жанров фольклора, его название можно перевести так : "правдивое повествование" , то , что было на самом деле. Может быть, кто-то назовёт этот жанр?
Слайд 6
-Слово "былина " произошло от древнерусского выражения "быль ина", что в переводе на современный язык означает "основано на иной были".
Сегодня будем работать над былиной.
Слайд 7
-Сформулируйте цели урока, используя опорные слова.
Узнать ...что, былина, герой
Учиться ...читать
Развивать… способности
Откройте учебники по закладке на стр 65 и прочитаем, что нам рассказывает автор учебника о былинах.
(чтение по цепочке)
- Что же такое былины, найдите в тексте, как они по другому назывались? (песни-старины)
- Когда их сочинили люди?(более 200 лет назад)
- Как вы думаете, как люди передавали друг другу былины?
Слайд 8
- Как исполнялись былины? (фото гуслей)
- В чем особенность былин? (в них переплетаются выдумка и исторические события).
Работа с заголовком былины
Читаем название былины, с которой познакомимся сегодня. (читают)
- Про кого будем читать?
- Что такое Муром? Как вы думаете, такой город сейчас есть на карте и где он находится?
- Как вы думаете, кем он был до того, как стал богатырем?
В нашем учебнике эта былина в пересказе Ирины Карнауховой.
(доклад Маши Пироговой)
Слайд 9
Ирина Валерьяновна Карнаухова – известная детская писательница ХХ века. Она собирала сказки в Заонежье, на Печоре, в Поморье. Позже она стала Бабушкой Ариной – сказочницей на Ленинградском радио. Ее очень сильно полюбили дети. Бабушку Арину приглашали на детские праздники, на которые она приходила в старинном сарафане до пят, шитом серебряной тесьмой, и в платочке.
Ирина Валерьяновна написала книги «Сказки и предания Северного края», «Сказки бабушки Арины» и другие.
Слайд 10
Еще одной отличительной особенностью былины является то, что в былинах герои – богатыри.
Работа с иллюстрациями в учебнике (Древо предсказаний)
- Прежде чем читать былину, давайте поработаем с иллюстрациями в учебнике.
Рассмотрите иллюстрацию на стр 67
- Узнали, кто изображен на иллюстрации?
- Какой он? Чем он страшен?
Стр 69
- Что можете сказать по иллюстрации?
- Как могут быть связаны Змей Горыныч и Илья Муромец?
стр 71
- Как можно назвать то, что изображено на иллюстрации? (доспехи богатыря)
Слайды 11-20
Посмотрим, какое же оружие у богатыря
Палица – тяжелая дубина с утолщенным концом.
Лук – вид оружия.
- В былине много старинных слов, со значением которых мы сейчас познакомимся
Калики перехожие – нищие, странники.
Околица – изгородь с воротами на выезде из деревни.
Пожня – поле, где сжата рожь
Тын – забор
Стольный – столичный.
Потник – войлок, который подкладывают под седло.
Подпруга – ремень у седла, который затягивается под брюхом лошади
Слайд 21
Читаем былину с карандашом в руке. Былины читаем медленно, одну часть вы услышите в аудиозаписи, а затем будем читать сами (чтение отдельными учениками)
Вопросы по ходу чтения
1)- Верны наши предположения про Илью из Мурома? (Терещенко)
- Простые были странники? Почему?
- Что может случиться с Ильей, когда он выпьет воды?(Фомичева)
- Для чего Илье нужна сила? (Дворецков)
- Как вы думаете, купит Илья жеребенка или нет? Почему? (Тиханин)
- О чем мог попросить Илья отца с матерью? (отпустить его воевать) (Макаренко)
- Как вы думаете, куда поскакал Илья?
После чтения (слов работа)
- Какие слова отметили карандашом?
- Что в былине показалось Вам наиболее интересным? Почему?
- От кого Илья получил силу?
- Зачем она ему нужна была, вспомните, восстановив деформированный текст
Восстановление текста по части ( в парах на листочках)
Слайд 22
Восстановите текст былины на стр 68, вписав пропущенные глаголы:
1. ...... с врагами земли родной, с разбойниками да с чудищами
(ратай – воин в Древнерусском государстве)
2...... вдов, сирот, малых деточек.
- Перечитайте на стр 70 былины наказ родителей
- Как вы понимаете «защищай землю не для золота? (не для обогащения)
- не из корысти? (без выгоды для себя)
- не забывай, что ты роду черного, крестьянского (не зазнавайся)
Рассказ учителя об Илье Муромце.
Слайд 23
Илья Муромец – невыдуманный персонаж. И сейчас существует город Муром, находится он в центре России, во Владимирской области.
Слайд 24
В селе Карачарове, о котором говорится в былине, почитают до сих пор этого богатыря. На одном из домов даже висит мемориальная доска, надпись на которой повествует о том, что на этом месте много столетий назад стояла изба Гущиных, в которой до 33 лет сидел славный богатырь.
Слайд 25
- Это реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю и погибший за город Киев. Неспроста в древнем Муроме на высоком берегу установлен памятник легендарному богатырю, как символу не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы
Слайд 26
Правила работы в группе
Выступление групп (15минут)
Слайд 27 (отвечаем на вопросы)
1 группа: составьте вопросы к тексту на стр 66.
- Где …жил Илья?
- Как … относились к нему отец с матерью?
- Почему … Илья лежал 30 лет на печи?
- Верно ли, что … враги нападали на Русь?
Оценка!!!
Слайд 28
2 группа:
Восстанови порядок следования предложений на стр 71.
Видели люди, как вскочил на коня Илья, да не видели, куда поскакал.
Взял Илья хлебца ржаного корочку, опустил её в реку Оку, сам Оке-реке приговаривал:
- А спасибо тебе, матушка Ока-река, что поила, что кормила Илью Муромца.
Только пыль по полю столбом поднялась.
-
На прощанье взял с собой земли родной малую горсточку, сел на коня, взмахнул плёточкой…
Оценка
- Как Илья Муромец относился к своей родине?
3 группа: разделить текст на части и придумать заголовки к частям
1)Жизнь Ильи до встречи с каликами.
2)Встреча с каликами.
3) Подготовка к бою.
4) Благодарность родной земле.
Оценка
4 группа: составить рассказ об Илье Муромце из 4-5 предложений.
Оценка
Итог урока:
- Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время?
- На что им надо тратить свою силу?
- А можете сказать, что, по сравнению с первым классом силы у вас прибавилось?
- А куда будете тратить свою силу?
Слайд 29
– Рефлексия
- Возьмите любую букву из слова "богатырь" и охарактеризуйте наш урок, используя только прилагательные.
Оцените свою работу на уроке с помощью цветных полосок
Желтая – замечательно
зеленая – не очень хорошо
Красная – вообще не работал