СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 4 классе по теме "Былины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока чтения  в 4 классе по теме "Былины". УМК "ПЛанета знаний.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 4 классе по теме "Былины"»

Урок чтения в 4 классе.

Тема урока «Былины»

Тип урока: освоение нового материала.

Педагогические задачи: мотивировать школьников на прочтение былин; пробудить интерес к истории своей страны; расширить представления обучающихся о жанрах устного народного творчества; продолжить формирование национального самосознания, уважения к истории своей страны.

Планируемые результаты:

Предметные:

Познакомятся с содержанием былины «Ильины три поездочки», с жанром былин;

научатся толковать своими словами понятия:былина, богатырь, застава, князь, доспехи, кольчуга, палица

Метапредметные:

Познавательные: находить в словаре толкование незнакомого слова; работать с информацией, предложенной учителем на уроке, выделять главное, систематизировать выделенную информацию, оформлять ее в доступной для слушателей форме.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из темы урока, планировать этапы решения учебной задачи; оценивать свои результаты.

Коммуникативные: работать сообща в группе над информационными материалами, совместно их обсуждать, предлагать свои варианты оформления информации для сообщения слушателям; активно слушать сообщения одноклассников по теме урока.

Личностные: проявлять интерес к истории своей страны и былине как новому жанру; формулировать свое отношение к воспринимаемой информации; стремиться узнавать больше об истории своей страны и проявлять желание познакомиться с былинами, прочитать их на ближайших уроках.

Ход урока:


Слайд 1

1. Орг.момент (1 мин).

1)Приветствие.

- Прозвенел звонок, начинаем наш урок.


Слайд 2
1) Игра «Собери и прочитай скороговорку» (2 мин).
Учитель. Сейчас по набору слов на слайде, вы должны собрать скороговорку. 
Ученики. Собирают скороговорку. 
Учитель. Прочитайте вслух то, что у вас получилось. 


Слайд 3

Ученики. Читают (От топота копыт пыль по полю летит). 
Учитель. А теперь произнесем вместе эту скороговорку медленно;

- быстрее;

- А теперь один из вас попробует произнести ее быстро.


- Как вы думаете, от чьих копыт пыль по полю может лететь? Кто по полю передвигался?

- А конями, наверное, кто управлял? - Люди. 
- А как называли таких людей, которые защищали Русь, узнаем, отгадав загадку


Слайд 4

Загадка: Ладно скроен,
Крепко сшит,
За землю русскую стоит. (Богатырь)

А кто такие богатыри, где можем посмотреть? (в словаре)


- Найдите в словаре значение слова «Богатырь» (в парах)

- У слова несколько значений. Как такие слова называются? (многозначными).


Слайд 5

- Придумайте синонимы к слову «богатырь» (силач, воин, защитник, витязь).


- Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом  необыкновенной силой, светлым умом, смекалкой. 


Составим синквейн со словом «Богатырь»




 Пример:

богатырь

мужественный,  отважный

защищает, спасает, помогает

отважно служит своей Родине

герой



- Подвиги богатырей описывались  в одном из жанров фольклора, его название можно перевести так : "правдивое повествование" , то , что было на самом деле. Может быть, кто-то назовёт этот жанр?


Слайд 6

-Слово "былина " произошло от древнерусского выражения "быль ина", что в переводе на современный язык означает "основано на иной были".


Сегодня будем работать над былиной.


Слайд 7

-Сформулируйте  цели урока, используя опорные слова.

Узнать ...что, былина, герой

Учиться ...читать

Развивать… способности



Откройте учебники по закладке на стр 65 и прочитаем, что нам рассказывает автор учебника о былинах.

(чтение по цепочке)


- Что же такое былины, найдите в тексте, как они по другому назывались? (песни-старины)

- Когда их сочинили люди?(более 200 лет назад)

- Как вы думаете, как люди передавали друг другу былины?


Слайд 8

- Как исполнялись былины? (фото гуслей)

- В чем особенность былин? (в них переплетаются выдумка и исторические события).


Работа с заголовком былины


Читаем название былины, с которой познакомимся сегодня. (читают)

- Про кого будем читать?

- Что такое Муром? Как вы думаете, такой город сейчас есть на карте и где он находится?

- Как вы думаете, кем он был до того, как стал богатырем?


В нашем учебнике эта былина в пересказе Ирины Карнауховой. 


(доклад Маши Пироговой)


Слайд 9

Ирина Валерьяновна Карнаухова – известная детская писательница ХХ века. Она собирала сказки в Заонежье, на Печоре, в Поморье. Позже она стала Бабушкой Ариной – сказочницей на Ленинградском радио. Ее очень сильно полюбили дети. Бабушку Арину приглашали на детские праздники, на которые она приходила в старинном сарафане до пят, шитом серебряной тесьмой, и в платочке. 
Ирина Валерьяновна написала книги «Сказки и предания Северного края», «Сказки бабушки Арины» и другие.


Слайд 10

Еще одной отличительной особенностью былины является то, что в былинах герои – богатыри.


Работа с иллюстрациями в учебнике (Древо предсказаний)


- Прежде чем читать былину, давайте поработаем с иллюстрациями в учебнике.

Рассмотрите иллюстрацию на стр 67

- Узнали, кто изображен на иллюстрации?

- Какой он? Чем он страшен?

Стр 69

- Что можете сказать по иллюстрации?

- Как могут быть связаны Змей Горыныч и Илья Муромец?



стр 71

- Как можно назвать то, что изображено на иллюстрации? (доспехи богатыря)


Слайды 11-20

Посмотрим, какое же оружие у богатыря


Палица – тяжелая дубина с утолщенным концом.

Лук – вид оружия.


- В былине много старинных слов, со значением которых мы сейчас познакомимся

Калики перехожие – нищие, странники.

Околица – изгородь с воротами на выезде из деревни.

Пожня – поле, где сжата рожь

Тын – забор

Стольный – столичный.

Потник – войлок, который подкладывают под седло.

Подпруга – ремень у седла, который затягивается под брюхом лошади


Слайд 21

Читаем былину с карандашом в руке. Былины читаем медленно, одну часть вы услышите в аудиозаписи, а затем будем читать сами (чтение отдельными учениками)


Вопросы по ходу чтения

1)- Верны наши предположения про Илью из Мурома? (Терещенко)

- Простые были странники? Почему?

- Что может случиться с Ильей, когда он выпьет воды?(Фомичева)

- Для чего Илье нужна сила? (Дворецков)

- Как вы думаете, купит Илья жеребенка или нет? Почему? (Тиханин)

- О чем мог попросить Илья отца с матерью? (отпустить его воевать) (Макаренко)

- Как вы думаете, куда поскакал Илья?


После чтения (слов работа)


- Какие слова отметили карандашом?


- Что в былине показалось Вам наиболее интересным? Почему?


- От кого Илья получил силу?

- Зачем она ему нужна была, вспомните, восстановив деформированный текст


Восстановление текста по части ( в парах на листочках)


Слайд 22

Восстановите текст былины на стр 68, вписав пропущенные глаголы:


1. ...... с врагами земли родной, с разбойниками да с чудищами

(ратай – воин в Древнерусском государстве)

2...... вдов, сирот, малых деточек.


- Перечитайте на стр 70 былины наказ родителей


- Как вы понимаете «защищай землю не для золота? (не для обогащения)

- не из корысти? (без выгоды для себя)

- не забывай, что ты роду черного, крестьянского (не зазнавайся)


Рассказ учителя об Илье Муромце.


Слайд 23

Илья Муромец – невыдуманный персонаж. И сейчас существует город Муром, находится он в центре России, во Владимирской области.


Слайд 24

В селе Карачарове, о котором говорится в былине, почитают до сих пор этого богатыря. На одном из домов даже висит мемориальная доска, надпись на которой повествует о том, что на этом месте много столетий назад стояла изба Гущиных, в которой до 33 лет сидел славный богатырь.


Слайд 25

- Это реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю и погибший за город Киев. Неспроста в древнем Муроме на высоком берегу установлен памятник легендарному богатырю, как символу не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы


Слайд 26

Правила работы в группе


Выступление групп (15минут)


Слайд 27 (отвечаем на вопросы)

1 группа: составьте вопросы к тексту на стр 66.

- Где …жил Илья?

- Как … относились к нему отец с матерью?

- Почему … Илья лежал 30 лет на печи?

- Верно ли, что … враги нападали на Русь?

Оценка!!!


Слайд 28

2 группа:

Восстанови порядок следования предложений на стр 71.

Видели люди, как вскочил на коня Илья, да не видели, куда поскакал.

Взял Илья хлебца ржаного корочку, опустил её в реку Оку, сам Оке-реке приговаривал:

- А спасибо тебе, матушка Ока-река, что поила, что кормила Илью Муромца.

Только пыль по полю столбом поднялась.

- На прощанье взял с собой земли родной малую горсточку, сел на коня, взмахнул плёточкой…


Оценка


- Как Илья Муромец относился к своей родине?


3 группа: разделить текст на части и придумать заголовки к частям

1)Жизнь Ильи до встречи с каликами.

2)Встреча с каликами.

3) Подготовка к бою.

4) Благодарность родной земле.


Оценка


4 группа: составить рассказ об Илье Муромце из 4-5 предложений.


Оценка



Итог урока:

- Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время?

- На что им надо тратить свою силу?

- А можете сказать, что, по сравнению с первым классом силы у вас прибавилось?

- А куда будете тратить свою силу?


Слайд 29

Рефлексия
- Возьмите любую букву из слова "богатырь" и охарактеризуйте наш урок, используя только прилагательные.


Оцените свою работу на уроке с помощью цветных полосок

Желтая – замечательно

зеленая – не очень хорошо

Красная – вообще не работал







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя