Конспект урока в 5 классе по теме "Прямая речь"
Тема: Прямая речь
Класс: 5 класс.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: традиционный с элементами личностно - ориентированного подхода
Метод: частично-поисковый.
Цели урока: дать понятие о предложении с прямой речью, учить находить слова автора и прямую речь, развивать умения правильно оформлять предложения с прямой речью.
Планируемые результаты:
Предметные: знать понятия «прямая речь» и «слова автора», уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, составлять схемы предложений с прямой речью.
Метапредметные: анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать, искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы, строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Личностные: формировать адекватную самооценку, устойчивую мотивацию к обучению, стремиться к речевому самосовершенствованию.
Формы работы учащихся: парная, , групповая, коллективная, фронтальная
Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, проектор
Наглядно-демонстрационный материал: презентация, схема, раздаточный материал
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Прозвенел звонок, начинается урок.
Сядьте удобно. Выпрямите спины. Поздоровайтесь ладошками с соседом по парте. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
Запишите в тетрадях дату.
Мотивация. Постановка проблемы.
На доске предложение: Позвал однажды царь сыновей своих и говорит им: «Дети мои милые! Пора вам о невестах подумать!»
Что интересного необычного в этом предложении? (Это предложение состоит из двух частей.)
( кавычки, знаки препинания)
- Кто знает, как называются такие предложения?
Это предложения с прямой речью.
Формулирование темы и целей урока.
Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня будет?
Сформулируйте тему урока.
Какие цели мы поставим на урок?
Знать: Что такое прямая речь? «слова автора»?
Уметь: определять слова автора, прямую речь; составлять схемы предложений с прямой речью.
Работа по теме:
Открытие новых знаний.
Возвращаемся к предложению.
Позвал однажды царь сыновей своих и говорит им: «Дети мои милые! Пора вам о невестах подумать!»
– Из какого произведения это предложение?(Из сказки «Царевна-лягушка»)
- Кому принадлежит первая часть предложения? (автору)
- А вторая часть кому принадлежит? (царю)
Итак, 1 часть предложения – слова автора, а вторая часть – слова героя. Значит, какой вывод мы сделаем. Что такое прямая речь? ( Это слова автора и слова говорящего???). А правильно будет, если мы скажем слова автора и прямая речь.
Вывод: Прямая речь – это передача чужой речи. То, что в кавычках – это речь, переданная дословно, без изменений. В этих предложениях есть слова автора и прямая речь.
Схема этого предложения выглядит так: А: «П!», где А – слова автора, П- прямая речь. (схема вывешивается на доске)
Обратите внимание на то, что на письме при прямой речи кавычки обозначаются не так, как в тексте книги.
На доске предложение. «Здравствуй, дедушка!» - говорит Иван-царевич.
Прочитайте, определите, где слова автора, где прямая речь? Наша схема подходит к данному предложению? (Нет) Так значит предложения с прямой речью бывают еще и другие? Значит, какую задачу нам еще надо решить? Схема этого предложения выглядит так:
( Создание проблемной ситуации) А на это вопрос вы ответите сами, выполнив задание.
Работа в группах. Наблюдение. Каждой группе даны по три предложения. Вам надо будет проанализировать, понаблюдать, как меняется место прямой речи и слов автора, знаки препинания, нарисовать схему каждого предложения. Представители каждой группы рисуют схему на доске и объясняют.
«Вот этот хлеб только в большие праздники есть!» - сказал царь, увидев каравай.
«П!» - а.
«А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны», - отвечает царь сыновьям.
«П», - а.
«За кого же нам, батюшка, посвататься?» - спрашивают сыновья.
«П?» - а.
Вывод: 1 гр. Прямая речь стоит перед словами автора. Между прямой речью и словами автора ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы.
2 гр.
Принял от среднего, посмотрел и сказал: «Только у ворот его стелить!»
А: «П!»
Искала-искала, не нашла и говорит Иван- царевичу: «Ах, Иван-царевич, что же ты наделал?»
А: «П?»
Принял у среднего, взглянул и сказал: «Такой каравай только от большой нужды будешь есть».
А: «П».
Вывод: Слова автора стоят перед прямой речью. После слов автора ставится двоеточие, прямая речь пишется в большой буквы (первое слово) и заключается в кавычки.
«Не губи меня, Иван –царевич! – молвила щука. – Будет время – я тебе пригожусь»
«П! – а. – П».
«Дай, убью медведя, - думает Иван-царевич. – Ведь у меня никакой еды больше нет»
«П, - а. – П».
«Где-то мой заяц? – думает царевич. – Он этого зайца непременно догнал бы»
«П?- а. – П».
Вывод: Прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире.
Итак, прямая речь заключается в кавычки. Слова автора могут стоять до и после прямой речи. На что следует обратить внимание? На то, что ! ? заключаются в кавычки, а точка ставится за кавычками.
Физминутка
Прямую речь мы изучали
И немного подустали,
Встанем, ручки разведем,
Ножки тоже потрясем
Корпус дружно повернем
Сядем, рассуждать начнем!
Продолжаем наблюдение. Работа в парах. Вернитесь к предложениям. Как вы думаете, почему в них выделены некоторые слова? Что это за слова? (Глаголы)
Прямая речь может присоединяться к словам автора различными словами «говорения»: сказать, объявить, спросить, крикнуть, произнести, ответить, попросить, проворчать, шепнут и т.д.
Работа с учебником. А теперь сравните наши совместные выводы с материалом учебника. Правильно ли мы сделали выводы.
Подведение итогов урока.
Рефлексия. Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал(а)
Научился (научилась) …
Чтобы узнать, насколько вы усвоили новую тему, вам надо будет выполнить тест.
Тест. Самопроверка по слайду. Оценивание.
Домашнее задание: Упр. 248
«5» - выполняете все задания
«4» - Поменяйте местами слова автора и прямую речь, схема
«3» - Переписать предложения.
Конспект урока на тему "Существительное" (5 класс)
Тема: Самостоятельные части речи. Имя существительное.
Цели: Специальные – 1. познавательные: познакомить учащихся с общим грамматическим значением имени существительного, с понятием «предмет» в грамматике, изучить общие грамматические признаки имен существительных.
Общепредметные: развитие логического мышления, умения аргументировать свои мысли, обучение школьников самостоятельному пополнению знаний.
УУД: 1. Ставить общие и частные цели самообразовательной деятельности,
2. подбирать и группировать материал по определенной теме.
Метапредметные: анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать, искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы, строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Личностные: формировать адекватную самооценку, устойчивую мотивацию к обучению, стремиться к речевому самосовершенствованию.
Формы работы учащихся: парная, , групповая, коллективная, фронтальная
Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация, схема, раздаточный материал
Тип урока: сообщение новых знаний (1-й урок по теме)
Литература: 1. Русский язык 5 класс/ Разумовская М.М, Львова С.И, Капинос В.И, Львов В. В – М. 2016, с.246-248.
План урока
Оргмомент
2. Психологическая подготовка к изучению нового материала
3. Объяснение нового материала
4. Первичное закрепление нового материала
5. Домашнее задание
6. Подведение итогов урока
Ход урока
- Слово учителя. Ребята! Посмотрите вокруг себя , вглядитесь в окружающий вас мир. Назовите, что вы видите ? Каждое слово, названное вами, можно отнести к какой – либо части речи. Слов какой части речи прозвучало больше? (Имен существительных)
Сегодня мы приступаем к изучению одной из самостоятельных частей речи. А к какой именно вы узнаете, если разгадаете следующую загадку . Посмотрите на доску :
Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь по числам, по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь ... Ответ: Существительное.
Может вы догадались какова тема нашего урока? По каким признакам вы определили?
Тема: Имя существительное.
Расскажите , что вы знаете по новой теме.
- Ребята, на какие 2 большие группы делятся все части речи в русском языке.
- Верно, назовите самостоятельные части речи.
- Молодцы. Перечислите служебные части речи.
- Да. А еще есть особая группа.
- Как мы можем узнать какая часть речи перед нами самостоятельная или служебная? ( самостоятельная часть речи)
Запишите тему урока: Имя существительное как часть речи.
Поставьте в тетрадях цели, которые вы хотели бы достичь на сегодняшнем уроке в связи с данной темой.
- Каковы же ваши цели?
- Хорошо, попробуем их осуществить.
- Ребята посмотрите на доску.
Имя существительное – это …..
Общее грамматическое значение имени существительного - ………..
Под предметом в грамматике понимается ……………
Общими грамматическими признаками имен существительных являются: ………………………
Продолжите данные фразы, используя теоретический материал на стр.246-247 . Запишите это в тетрадях. У вас 3 минуты. Потом обсудим, что у вас получилось. Приступайте.
- Итак, проверим, что у вас получилось.
Выполнение разноуровневых заданий.
1 – уровень. Игра: "Найди лишнее".
Задание. Какое слово не является именем существительным ?
Дождь, снег, град, снежная, стол, идти, тетрадь, скамейка,
красивая, красота, мяч, ночь, самолет, книга, дневник, хорошо.
Физкультминутка
Мы сейчас все встанем дружно,
Отдохнуть немножко нужно.
Чтобы отдых пальцам дать,
Надо ими помахать.
Чтобы не устали ноги,
Мы попрыгаем немного.
Работа в группах.
- Вспомните, что обозначает имя существительное?
- Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в группах. На столах у вас лежат индивидуальные карточки. На них обозначен номер вашей группы. Дети 1 группы, поднимите руки. Дети 2 группы:
1. Прочитайте слова:
М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.
2. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия
3. Подчеркните вставленные буквы. Расскажите друг другу орфограмму, которую вспомнили, выполняя задание?
- Повернулись тихо к своим товарищам и дружно, давая возможность каждому высказаться, обсуждая шёпотом, работаем.
- Проверим, как справились с заданием ребята 1 и 6 групп. Им нужно было выписать
1 группа и 6 группа
Слайд 1
1) названия людей; (Оле _, пилот, тракторист)
2) названия вещей. (Зеркало, тетра_ ь, велосипе _)
- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?
- Проверим, как справились с заданием ребята 2 и 3 групп. Им нужно было выписать
2 группа и 3 группа
Слайд 2
1) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)
2) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)
- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?
- Проверим, как справились с заданием ребята 4 и 5 групп. Им нужно было выписать
4 группа и 5 группа
Слайд 3
1) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)
2) названия веществ. (Нефть, малахит, м_ локо)
- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?
Вывод: что обозначает имя существительное?
- Верно. Ребята подумайте, почему число и падеж отнесены к непостоянным морфологическим признакам существительного?
Давайте посмотрим на морфологические признаки существительного школа – начнем с постоянных : неодуш., нарицательное, ж.р., 1-е склонение. Непостоянные морфологические признаки: ед. ч., им. п.
В школах – непостоян. морф. признаки: мн. ч., Предл. падеж.
- Хорошо. Обратимся к Упражнению 693-му.
Давайте проверим.
- Молодцы. К какой части речи принадлежат все эти слова?
Верно.
- Молодцы, ребята! Запишите домашнее задание учить правило на стр. 247- 248, выполнить Упр. 696.
Подведение итогов урока
Итак, ребята, запомните пожалуйста, что почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. В «говорящем» названии этой части речи заложено ее предназначение: обозначать все, что существует или по-другому обозначает предмет в каком смысле этого слова?
Верно, это и есть общее грамматическое значение имени существительного.
Данил, назови постоянные морфологические признаки существительного.
Алина, назови непостоянные морфологические признаки
Алла, какую синтаксическую роль в предложении чаще всего выполняет имя существительное?
- Молодцы.
- Ребята, достигнуты ли цели, поставленные вами в начале урока? Кто достиг своей цели, поднимите руку.
- Ребята, вы очень хорошо работали на сегодняшнем уроке, спасибо Вам за это.
Выставление оценок. Урок окончен. До свидания.
ебята
- На самостоятельные и служебные (с. 69)
- Им. существительное, им. прилагательное, им. числительное, местоимение, глагол, наречие.
- Предлог, союз, частица.
- Междометие и звукоподражательные слова.
- Самостоятельные части речи называют предметы, их признаки, количество действие или указывают на них. Они имеют самостоятельные лексические и грамматические значения, они являются членами предложения.
- Служебные части речи не называют предметов, признаков, действий и т.д. и не являются членами предложения. Эти слова служат для связи слов или предложений, а также для передачи оттенков значений, выраженных самостоятельными частями речи.
- Вспомнить грамматические признаки существительного, общее грамматическое значение, прояснить синтаксическую роль существительного в предложении.
-Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.
Общее грамматическое значение имени существительного – обозначать предмет в широком смысле этого слова.
Под предметом в грамматике понимается все то, к чему можно задать вопрос кто? или что?, поэтому существительные могут обозначать: конкретные предметы окружающего мира, живых существ и растения, вещества, явления природы, общественные события, географические названия, отвлеченные понятия, свойства, качества или состояния, которые отвечают на вопрос что?
Общими грамматическими признаками имен существительных являются:
Постоянные морфологические признаки (одушевленность или неодушевленность, собственность или нарицательность, род, склонение);
Непостоянные морфологические признаки
(число, падеж);
Синтаксическая роль в предложении.
- Потому что существительное может изменяться по числам и по падежам.
- Учащиеся зачитывают ряды.
- Имени существительному.
После букв д/т, з/с, ж пишется суффикс –чик-, в остальных случаях – суффикс –щик-.
- Погонять – погонщик, доклад – докладчик, чеканка (процесс изготовление рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании определенного рельефа) – чеканщик, отвечать – ответчик, паркет – паркетчик, бетон – бетонщик, объездчик, спор – спорщик, совет – советчик, перебежчик, ракета- ракетчик, грузить – грузчик, разведка – разведчик.
- в широком смысле этого слова.
- одушевленность/неодушевленность, собственность/нарицательность, род, склонение.
- Число, падеж.
- Подлежащее, дополнение или обстоятельство.