СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 5 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе.»

Конспект урока в 5 классе по теме "Прямая речь"



Тема: Прямая речь

Класс: 5 класс.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: традиционный с элементами личностно - ориентированного подхода

Метод: частично-поисковый.

Цели урока: дать понятие о предложении с прямой речью, учить находить слова автора и прямую речь, развивать умения правильно оформлять предложения с прямой речью.

Планируемые результаты:

Предметные: знать понятия «прямая речь» и «слова автора», уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, составлять схемы предложений с прямой речью.

Метапредметные: анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать, искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы, строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные: формировать адекватную самооценку, устойчивую мотивацию к обучению, стремиться к речевому самосовершенствованию.

Формы работы учащихся: парная, , групповая, коллективная, фронтальная

Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, проектор

Наглядно-демонстрационный материал: презентация, схема, раздаточный материал


Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Прозвенел звонок, начинается урок.

Сядьте удобно. Выпрямите спины. Поздоровайтесь ладошками с соседом по парте. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

Запишите в тетрадях дату.

  1. Мотивация. Постановка проблемы.

На доске предложение: Позвал однажды царь сыновей своих и говорит им: «Дети мои милые! Пора вам о невестах подумать!»

Что интересного необычного в этом предложении? (Это предложение состоит из двух частей.)

( кавычки, знаки препинания)

- Кто знает, как называются такие предложения?

Это предложения с прямой речью.

  1. Формулирование темы и целей урока.

Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня будет?

Сформулируйте тему урока.

Какие цели мы поставим на урок?

Знать: Что такое прямая речь? «слова автора»?
Уметь: определять слова автора, прямую речь; составлять схемы предложений с прямой речью.

  1. Работа по теме:

  1. Открытие новых знаний.

  1. Возвращаемся к предложению.

Позвал однажды царь сыновей своих и говорит им: «Дети мои милые! Пора вам о невестах подумать!»

– Из какого произведения это предложение?(Из сказки «Царевна-лягушка»)

Кому принадлежит первая часть предложения? (автору)

- А вторая часть кому принадлежит? (царю)

Итак, 1 часть предложения – слова автора, а вторая часть – слова героя. Значит, какой вывод мы сделаем. Что такое прямая речь? ( Это слова автора и слова говорящего???). А правильно будет, если мы скажем слова автора и прямая речь.

Вывод: Прямая речь – это передача чужой речи. То, что в кавычках – это речь, переданная дословно, без изменений. В этих предложениях есть слова автора и прямая речь.

Схема этого предложения выглядит так: А: «П!», где А – слова автора, П- прямая речь. (схема вывешивается на доске)

Обратите внимание на то, что на письме при прямой речи кавычки обозначаются не так, как в тексте книги.

На доске предложение. «Здравствуй, дедушка!» - говорит Иван-царевич.

Прочитайте, определите, где слова автора, где прямая речь? Наша схема подходит к данному предложению? (Нет) Так значит предложения с прямой речью бывают еще и другие? Значит, какую задачу нам еще надо решить? Схема этого предложения выглядит так:

( Создание проблемной ситуации) А на это вопрос вы ответите сами, выполнив задание.

  1. Работа в группах. Наблюдение. Каждой группе даны по три предложения. Вам надо будет проанализировать, понаблюдать, как меняется место прямой речи и слов автора, знаки препинания, нарисовать схему каждого предложения. Представители каждой группы рисуют схему на доске и объясняют.


  1. «Вот этот хлеб только в большие праздники есть!» - сказал царь, увидев каравай.

«П!» - а.

  1. «А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны», - отвечает царь сыновьям.

«П», - а.

  1. «За кого же нам, батюшка, посвататься?» - спрашивают сыновья.

«П?» - а.

Вывод: 1 гр. Прямая речь стоит перед словами автора. Между прямой речью и словами автора ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы.

2 гр.

  1. Принял от среднего, посмотрел и сказал: «Только у ворот его стелить!»

А: «П!»

  1. Искала-искала, не нашла и говорит Иван- царевичу: «Ах, Иван-царевич, что же ты наделал?»

А: «П?»

  1. Принял у среднего, взглянул и сказал: «Такой каравай только от большой нужды будешь есть».

А: «П».

Вывод: Слова автора стоят перед прямой речью. После слов автора ставится двоеточие, прямая речь пишется в большой буквы (первое слово) и заключается в кавычки.


  1. «Не губи меня, Иван –царевич! – молвила щука. – Будет время – я тебе пригожусь»

«П! – а. – П».

  1. «Дай, убью медведя, - думает Иван-царевич. – Ведь у меня никакой еды больше нет»

«П, - а. – П».

  1. «Где-то мой заяц? – думает царевич. – Он этого зайца непременно догнал бы»

«П?- а. – П».

Вывод: Прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире.

Итак, прямая речь заключается в кавычки. Слова автора могут стоять до и после прямой речи. На что следует обратить внимание? На то, что ! ? заключаются в кавычки, а точка ставится за кавычками.


Физминутка

Прямую речь мы изучали

И немного подустали,

Встанем, ручки разведем,

Ножки тоже потрясем

Корпус дружно повернем

Сядем, рассуждать начнем!

Продолжаем наблюдение. Работа в парах. Вернитесь к предложениям. Как вы думаете, почему в них выделены некоторые слова? Что это за слова? (Глаголы)

Прямая речь может присоединяться к словам автора различными словами «говорения»: сказать, объявить, спросить, крикнуть, произнести, ответить, попросить, проворчать, шепнут и т.д.



  1. Работа с учебником. А теперь сравните наши совместные выводы с материалом учебника. Правильно ли мы сделали выводы.



  1. Подведение итогов урока.

  2. Рефлексия. Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а)

Научился (научилась) …

Чтобы узнать, насколько вы усвоили новую тему, вам надо будет выполнить тест.

Тест. Самопроверка по слайду. Оценивание.

Домашнее задание: Упр. 248

«5» - выполняете все задания

«4» - Поменяйте местами слова автора и прямую речь, схема

«3» - Переписать предложения.




































Конспект урока на тему "Существительное" (5 класс)


Тема: Самостоятельные части речи. Имя существительное.

Цели: Специальные – 1. познавательные: познакомить учащихся с общим грамматическим значением имени существительного, с понятием «предмет» в грамматике, изучить общие грамматические признаки имен существительных.

Общепредметные: развитие логического мышления, умения аргументировать свои мысли, обучение школьников самостоятельному пополнению знаний.

УУД:  1. Ставить общие и частные цели самообразовательной деятельности,

2. подбирать и группировать материал по определенной теме.


Метапредметные: анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать, искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы, строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные: формировать адекватную самооценку, устойчивую мотивацию к обучению, стремиться к речевому самосовершенствованию.

Формы работы учащихся: парная, , групповая, коллективная, фронтальная

Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация, схема, раздаточный материал


Тип урока: сообщение новых знаний (1-й урок по теме)

Литература: 1. Русский язык 5 класс/ Разумовская М.М, Львова С.И, Капинос В.И, Львов В. В – М. 2016, с.246-248.


План урока

Оргмомент

2. Психологическая подготовка к изучению нового материала

3. Объяснение нового материала

4. Первичное закрепление нового материала

5. Домашнее задание

6. Подведение итогов урока



Ход урока

- Слово учителя. Ребята! Посмотрите вокруг себя , вглядитесь в окружающий вас мир. Назовите, что вы видите ? Каждое слово, названное вами, можно отнести к какой – либо части речи. Слов какой части речи прозвучало больше? (Имен существительных)


Сегодня мы приступаем к изучению одной из самостоятельных частей речи. А к какой именно вы узнаете, если разгадаете следующую загадку . Посмотрите на доску :


Школа, дом, трава, земля.

Любой предмет обозначаю я.

Кто? Учитель, врач, сосед.

Что? Диван, велосипед.

Бываю разного я рода:

Тротуар, окно, природа.

Изменяюсь по числам, по падежам.

Спешу я в гости к ученикам.

Вот какая я часть речи удивительная,

Называюсь ... Ответ: Существительное.


Может вы догадались какова тема нашего урока? По каким признакам вы определили?

Тема: Имя существительное.


Расскажите , что вы знаете по новой теме.

- Ребята, на какие 2 большие группы делятся все части речи в русском языке.

- Верно, назовите самостоятельные части речи.

- Молодцы. Перечислите служебные части речи.

- Да. А еще есть особая группа.

- Как мы можем узнать какая часть речи перед нами самостоятельная или служебная? ( самостоятельная часть речи)


Запишите тему урока: Имя существительное как часть речи.

Поставьте в тетрадях цели, которые вы хотели бы достичь на сегодняшнем уроке в связи с данной темой.

- Каковы же ваши цели?


- Хорошо, попробуем их осуществить.

- Ребята посмотрите на доску.


Имя существительное – это …..

Общее грамматическое значение имени существительного - ………..

Под предметом в грамматике понимается ……………

Общими грамматическими признаками имен существительных являются: ………………………

Продолжите данные фразы, используя теоретический материал на стр.246-247 . Запишите это в тетрадях. У вас 3 минуты. Потом обсудим, что у вас получилось. Приступайте.


- Итак, проверим, что у вас получилось.


Выполнение разноуровневых заданий.

1 – уровень. Игра: "Найди лишнее".

Задание. Какое слово не является именем существительным ?

Дождь, снег, град, снежная, стол, идти, тетрадь, скамейка,

красивая, красота, мяч, ночь, самолет, книга, дневник, хорошо.

Физкультминутка

Мы сейчас все встанем дружно,

Отдохнуть немножко нужно.

Чтобы отдых пальцам дать,

Надо ими помахать.

Чтобы не устали ноги,

Мы попрыгаем немного.

 Работа в группах.

- Вспомните, что обозначает имя существительное?

- Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в группах. На столах у вас лежат индивидуальные карточки. На них обозначен номер вашей группы. Дети 1 группы, поднимите руки. Дети 2 группы:

1. Прочитайте слова:

М_локо, смелость, мол_тьба, зеркало, тетра_ь, Оле__, бег, радость, олень, стр_льба, нефть, с_нева, велосипе_, пилот, с_бака, малахит, тракторист, к_рова.

2. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия

3. Подчеркните вставленные буквы. Расскажите друг другу орфограмму, которую вспомнили, выполняя задание?

- Повернулись тихо к своим товарищам и дружно, давая возможность каждому высказаться, обсуждая шёпотом, работаем.

- Проверим, как справились с заданием ребята 1 и 6 групп. Им нужно было выписать

1 группа и 6 группа

Слайд 1

1) названия людей; (Оле _, пилот, тракторист)

2) названия вещей. (Зеркало, тетра_ ь, велосипе _)

- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

- Проверим, как справились с заданием ребята 2 и 3 групп. Им нужно было выписать

2 группа и 3 группа

Слайд 2

1) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)

2) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)

- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

- Проверим, как справились с заданием ребята 4 и 5 групп. Им нужно было выписать

4 группа и 5 группа

Слайд 3

1) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)

2) названия веществ. (Нефть, малахит, м_ локо)

- Какую орфограмму вспомнили, выполняя задание?

Вывод: что обозначает имя существительное?


- Верно. Ребята подумайте, почему число и падеж отнесены к непостоянным морфологическим признакам существительного?

Давайте посмотрим на морфологические признаки существительного школа – начнем с постоянных : неодуш., нарицательное, ж.р., 1-е склонение. Непостоянные морфологические признаки: ед. ч., им. п.

В школах – непостоян. морф. признаки: мн. ч., Предл. падеж.


Хорошо. Обратимся к Упражнению 693-му.

Давайте проверим.

- Молодцы. К какой части речи принадлежат все эти слова?

Верно.

- Молодцы, ребята! Запишите домашнее задание учить правило на стр. 247- 248, выполнить Упр. 696.


Подведение итогов урока

Итак, ребята, запомните пожалуйста, что почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. В «говорящем» названии этой части речи заложено ее предназначение: обозначать все, что существует или по-другому обозначает предмет в каком смысле этого слова?

Верно, это и есть общее грамматическое значение имени существительного.


Данил, назови постоянные морфологические признаки существительного.

Алина, назови непостоянные морфологические признаки

Алла, какую синтаксическую роль в предложении чаще всего выполняет имя существительное?

- Молодцы.

- Ребята, достигнуты ли цели, поставленные вами в начале урока? Кто достиг своей цели, поднимите руку.

- Ребята, вы очень хорошо работали на сегодняшнем уроке, спасибо Вам за это.

Выставление оценок. Урок окончен. До свидания.










































































ебята








- На самостоятельные и служебные (с. 69)



- Им. существительное, им. прилагательное, им. числительное, местоимение, глагол, наречие.


- Предлог, союз, частица.



- Междометие и звукоподражательные слова.


- Самостоятельные части речи называют предметы, их признаки, количество действие или указывают на них. Они имеют самостоятельные лексические и грамматические значения, они являются членами предложения.

- Служебные части речи не называют предметов, признаков, действий и т.д. и не являются членами предложения. Эти слова служат для связи слов или предложений, а также для передачи оттенков значений, выраженных самостоятельными частями речи.
























- Вспомнить грамматические признаки существительного, общее грамматическое значение, прояснить синтаксическую роль существительного в предложении.























-Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.

Общее грамматическое значение имени существительного – обозначать предмет в широком смысле этого слова.

Под предметом в грамматике понимается все то, к чему можно задать вопрос кто? или что?, поэтому существительные могут обозначать: конкретные предметы окружающего мира, живых существ и растения, вещества, явления природы, общественные события, географические названия, отвлеченные понятия, свойства, качества или состояния, которые отвечают на вопрос что?


Общими грамматическими признаками имен существительных являются:

Постоянные морфологические признаки (одушевленность или неодушевленность, собственность или нарицательность, род, склонение);

Непостоянные морфологические признаки

(число, падеж);

Синтаксическая роль в предложении.







- Потому что существительное может изменяться по числам и по падежам.

























- Учащиеся зачитывают ряды.


- Имени существительному.










После букв д/т, з/с, ж пишется суффикс –чик-, в остальных случаях – суффикс –щик-.















- Погонять – погонщик, доклад – докладчик, чеканка (процесс изготовление рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании определенного рельефа) – чеканщик, отвечать – ответчик, паркет – паркетчик, бетон – бетонщик, объездчик, спор – спорщик, совет – советчик, перебежчик, ракета- ракетчик, грузить – грузчик, разведка – разведчик.













- в широком смысле этого слова.






- одушевленность/неодушевленность, собственность/нарицательность, род, склонение.



- Число, падеж.




- Подлежащее, дополнение или обстоятельство.









 
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!