Тема: Мировой океан – основная часть гидросферы.
Дидактическая цель: сформировать представление о Мировом океане, как о главной части гидросферы, и его частях, показать его роль в формировании природы Земли.
Цели урока по содержанию:
Воспитательные: показать значимость Мирового океана для окружающей среды и человека, воспитывать потребность получения знаний на основе собственных выводов, способствовать формированию умений работать в коллективе, способствовать формированию географической культуры.
Образовательные: сформировать мировоззренческую идею о единстве Мирового океана, с частями океана.
Развивающие: развивать умение определять географическое положение моря или другого водного объекта, продолжить формирование приёмов работы с картой (читать, анализировать, обобщать информацию).
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (беседа), частично-поисковый.
Средства обучения: карты океанов, физическая карта мира, учебник, атлас, презентация, ПК, проектор.
Тип урока: урока изучения нового.
Ход урока
1.Организационный этап (08:00-08:02)
У: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать!
(Пожелание плодотворной работы на уроке.)
У: Сегодня мы с вами познакомимся с очень важной частью нашей планеты. А с какой, вы узнаете совсем скоро.
СТАДИЯ ВЫЗОВА
2. Актуализация знаний (08:02-08:12)
Предлагает учащимся прослушать фонограмму, на которой звучит шум прибоя, моря, океана (на экране-фото Земли из космоса).
У: Что вы услышали на фонограмме? Почему я включила именно эту музыку?
Комментируют и объясняют, что они слышат на фонограмме. Выдвигают гипотезы, обосновывают их.
У: Ребята, что же такое гидросфера:
ПО: гидросфера – это водная оболочка Земли, в которую входит вся вода и пресная и солёная.
У: На какую составную часть гидросферы приходится наибольшее количество воды на Земле?
У: Назовите и покажите на карте полушарий известные вам океаны и их части.
У: Перечислите материки Земли и океаны, омывающие каждый из них.
У: Какие острова вам известны? Где они расположены?
У: Молодцы, ребята.
Прием «список «известной» информации.
У: Ребята, сейчас вам нужно назвать слова, которые позволят полнее представить тему «Мировой океан».
Ученики предлагают ключевые слова, которые учитель записывает на доске.
У: Итак, тема нашего сегодняшнего занятия – «Мировой океан – основная часть гидросферы». Запишите дату и тему урока в тетрадь.
У: А какова же цель нашего сегодняшнего урока? Для этого я предлагаю вам заполнить следующую таблицу.
У: Ребята, в течение 3-5 минут заполняем первые 2 колонки по теме урока.
После заполнения таблицы учащиеся самостоятельно формулируют цель урока, исходя из своих интересов.
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
3. Изучение нового материала (08:12-08:32)
У: Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что материки омывает не река, но название «Океан» сохранилось.
Мировой океан – самое большое скопление воды на земной поверхности, основная часть гидросферы. Его водная поверхность, или «акватория» (от греческого слова – вода») занимает около 361 млн км².
У: Между материками выделяют какие крупные части Мирового океана?
ПО: крупные части – Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океаны.
У: Все они сообщаются между собой. Иногда выделяют Южный океан вокруг Антарктиды.
Прием «Активное чтение»
Работа в группах:
1.Задание «Используя текст учебника параграф 16, карты атласа выполнить задания. У каждой группы своё задание.
2. Один ученик от группы представит работу.
Ученики работают с текстом учебника с картой, полученные ответы фиксируют на листах А4 для ответов.
Карточка № 1
Найти определение термина «Залив».
С помощью океанологической карты в Атласе на стр. 14-15 определить:
Самый большой по S залив;
Самый солённый залив;
Самый пресный залив;
Самый маленький по S залив;
Самый тёплый залив;
Самый холодный залив.
Подготовиться к публичному выступление одного из членов группы, необходимо будет все найденные объекты показать на настенной карте.
Карточка № 2
Найти определение термина «Пролив».
С помощью океанологической карты в Атласе на стр. 14-15 определить:
Самый большой по S пролив;
Самый солённый пролив;
Самый пресный пролив;
Самый маленький по S пролив;
Самый тёплый пролив;
Самый холодный пролив.
Подготовиться к публичному выступление одного из членов группы, необходимо будет все найденные объекты показать на настенной карте.
Карточка № 3
Найти определение термина «Океан».
С помощью океанологической карты в Атласе на стр. 14-15 определить:
Самый большой по S океан;
Самый солённый океан;
Самый пресный океан;
Самый маленький по S океан;
Самый тёплый океан;
Самый холодный океан.
Подготовиться к публичному выступление одного из членов группы, необходимо будет все найденные объекты показать на настенной карте.
Карточка № 4
Найти определение термина «Море».
С помощью океанологической карты в Атласе на стр. 14-15 определить:
Самый большой по S море;
Самый солённый море;
Самый пресный море;
Самый маленький по S море;
Самый тёплый море;
Самый холодный море.
Подготовиться к публичному выступление одного из членов группы, необходимо будет все найденные объекты показать на настенной карте.
После подготовки ученики докладывают свои результаты.
У: Молодцы, ребята, вы хорошо изучили материал. Давайте запишем определения понятий «океан», «море», «залив», «пролив».
Записывают определения понятий в тетрадь.
У: На физической карте полушарий (стр. 8-9 атласа) найдите небольшие участки суши в океане и покажите.
У: -Как они называются? Какой остров самый большой на Земле?
Используя карту, находят и показывают острова: Мадагаскар, Гренландия и др.
У: Используя текст учебника, определите, на какие группы делятся острова по происхождению и покажите их на карте.
У: Найдите на карте группы островов, расположенных близко друг к другу. Как они называются?
- Дайте им определение?
- А есть ли у нас в классе «архипелаги»?
Отвечают на проблемные вопросы. (Каждый ребенок- «остров» , а все вместе –«архипелаг»).
Находят и показывают архипелаги: Гавайские, Азорские, Большой Барьерный риф и др.
У: Попытайтесь, дать определение понятия «полуостров», используя карту.
- Что общего между полуостровом и заливом? Чем они отличаются друг от друга?
4. Закрепление (08:32-08:40)
У: Ребята, а сейчас давайте вернемся к нашей таблице, которую мы заполняли в начале урока. Заполните, пожалуйста, третью колонку.
У: Все успешно справились с сегодняшними заданиями. А теперь давайте поиграем.
Прием «Установление причинно-следственных связей между блоками информации»
Игра «Найди меня» проводит учитель. На экране демонстрируются географические объекты.
Задание: Найдите их на карте и назовите, какая это часть Мирового океана
Ученики выполняют задание, самостоятельно записывая ответы в тетрадь.
Учитель демонстрирует правильные ответы.
Ученики проводят самоконтроль
РЕФЛЕКСИЯ
На стадии рефлексии возвращаемся к таблице, обсуждаем, достигнута ли цель, как её достигли, с помощью каких приёмов работы, каких источников информации.
5. Рефлексия (08:40-08:43)
У: Итак, мы изучили тему.
• Что на уроке вам показалось наиболее интересным?
• Какую информацию вы впервые узнали на уроке?
• Какие новые термины вы изучили сегодня?
6. Домашнее задание (08:43-08:45)
1.Выучить материал параграфа 16 (для всех).
2. По желанию:
- ответить устно на вопросы в конце параграфа.
-Задание по топонимике (стр.94.)
-Совершите кругосветное путешествие (круиз) через заданные точки и определите по карте географические объекты (острова, полуострова, заливы, проливы, моря), через которые пройдёт маршрут.
У: Ребята, закройте глаза, послушайте музыку, звуки моря. Отдохните.
У: Спасибо за сегодняшнюю работу на уроке. До свидания! Все молодцы.
часть гидросферы
приходится
наибольшее количество
воды на Земле?