СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 8 классе. Металлы.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока содержит элементы компетентно-ориентированные задания на развитие ключевых компетентностей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 8 классе. Металлы.»

Тема: Металлы. Общая характеристика.

Цель урока.

  • рассмотреть положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов и кристаллов (металлическую химическую связь и кристаллическую металлическую решетку).

  • обобщить и расширить сведения учащихся о физических свойствах металлов и их классификаций.

  • Создать условия для развития информационной компетентности/ извлечение вторичной информации/ 1 уровень

  • воспитывать культуру общения через работу в паре, группе.

Программные требования к результатам.

Личностные

Метапредметные

Предметные

• Демонстрируют ответственное отношение к обучению и проявляют интерес к предлагаемой деятельности с учётом собственных интересов;

• проявляют уважительное отношение к старшим (учителю) и одноклассникам и результатам их деятельности;

• оценивают свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность и способы ее корректировки;

• развивают навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях

руководствуются этическими нормами (взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы.

Познавательные: 

• умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;

• выделяют обобщённый смысл и формальную структуру задачи;

• проявляют инициативу в ситуации общения;

Регулятивные:

• предвосхищают результат и уровень усвоения;

• ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно;

• владеют основами самоконтроля и самооценки;

Коммуникативные:

• обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• владеют монологом и диалогом в соответствии с нормами публичной речи и соблюдают регламент в монологе и дискуссии;

• формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют их.


Знают: 

• особенности строения атомов металлов и их кристаллов;

• углубленные знания о свойствах металлов в зависимости от их строения.


Умеют: 

• устанавливать причино - следственные связи: состав вещества - вид химической связи - свойства;

• составлять схемы строения атомов;



Владеют: 

• навыками самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания.



Оборудование и реактивы: Коллекции образцов металлов;. Образцы сплавов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; ЦОРы

Ход урока

1.Актуализация знаний: 1.найди ошибки и неточности.

Металлы имеют ковалентную связь, так как она основана на обобществлении внешних электронов двух атомов, поэтому кристаллы металлов хрупки. В кристалле металла присутствует множества атомов металла, они с трудом теряют свои электроны, которые свободно перемещаются в межатомном пространстве, образуя «атомный газ». Атомы металла потерявшие электроны, превращаются в ионы (анионы) ме0→меп+. эта особая кристаллическая решетка характерна только металлам, поэтому называется молекулярной.

2.Найдите схему строения атомов металлов натрия, алюминия, железа, кальция, магния, калия на доске или в карточках.

2.Изучение новой темы Вступительное слово учителя - Без металлов немыслим уровень земной цивилизации, изделия из металлов окружают нас повсюду, человеку известно более 80 металлов, каждый металл удивителен и интересен. Актуальность знаний о металлах для современного человека очевидна

Положение металлов в ПСХЭ в связи со строением атомов.

Учитель предлагает  учащимся охарактеризовать положение  элементов с рассмотренным строением  атомов в ПСХЭ.

Учащиеся отвечают, что это будут элементы, размещенные в левом нижнем углу ПСХЭ.

Учитель подчеркивает, что в ПСХЭ будут  все элементы. Расположенные ниже диагонали В - Аt, даже те у которых на внешнем слое 4 электрона (Jе, Sn, Рb), 5 электронов (Sd, Вi), 6 электронов (Ро), так как они отличаются большим радиусом.

Коз. Человек использовал металлы с древних времен.

I. В начале был век медный.

К концу каменного века человек открыл возможность использования металлов для изготовления орудий труда. Первым таким металлом был медь.

Период распространения медных орудий называют энеолитом или халколитом, что в переводе с греческого означает «медь». Медь обрабатывалась с помощью каменных орудий методом холодной ковки. Самородки меди превращались в изделия под тяжелыми ударами молота. В начале медного века из меди детали лишь мягкие орудия, украшения, предметы домашней утвари. Именно с открытием меди и других металлов стала зарождаться профессия кузнеца.

Позже появились листья, а потом человек стал добавлять к меди олово или сурьму, делать бронзу, более долговечную, прочную, легкоплавкую.

II. Далее идет век бронзовый.

Бронза – сплав меди и олова. Хронологические границы бронзового века датируются в начале 3-го тысячелетия до н.э. до начала 1-го тысячелетия до н.э.

III. Далее идет железный век.

Третий и  последний период первобытной эпохи  характеризуется распространением железной металлургии и железных орудий и  знаменует  собой железный век. В современном значении этот термин был  введен в  употребление  в  середине IХ  века датским археологом К. Ю. Томсоном и вскоре распространился в литературе наряду с терминами «каменный век» и « бронзовый век».

В отличие от других металлов железо, кроме метеоритного почти не встречается в чистом виде. Ученые предполагают, что первое железо, попавшее в руки человека, было метеоритного происхождения, и не зря железо именуется « небесным камнем». Самый крупный метеорит нашли в Африке, он весил около шестидесяти тонн. А во льдах Гренландии нашли железный метеорит весом тридцать три тонны. Современные химические

И   настоящее время  продолжается  железный век. Ведь в  настоящее время  железные сплавы  составляют почти 90 % всего металлов и металлических сплавов.

Задание для двух групп (коз): 1- перечислите два основания, на основе которых проявляются физические свойства, рассмотрев ЦОРы и источники(учебник стр70). Заполните соответствующею таблицу

Основания

Физические свойства





2. Перечислите основания. На основе которых проявляются общие химические свойства металлов и свойства металлов в периодах и группах, используя ЦОРы и источники. Заполните соответствующею таблицу

Основания

Химические свойства





Модельный ответ:

Основания

Физические свойства

«электронный газ» в электрическом поле двигается в определенном направлении

Электропроводность, теплопроводность, металлический блеск

Подвижные обобществленные электроны смягчают перемещение положительных ионов

Пластичность, ковкость, тягучие вещества

Основания

Химические свойства

1-3 электрона на внешнем уровне; атомы легко отдают электроны

Восстановители

Увеличивается радиус в группах; увеличивается количество электронов в периодах

Металлические свойства возрастают

Отчет групп и рецензия

Закономерности в изменении свойств элементов – металлов.

прочность связи валентных электронов с ядром зависит от двух факторов: величины заряда ядра и радиуса атома.

Показывают, что в периодах с увеличением  заряда ядра  восстановительные  свойства уменьшаются, а в группах, наоборот, с  возрастанием радиуса атома восстановительные свойства  возрастают.

У элементов – металлов побочных подгрупп свойства чуть – чуть другие.

У элементов побочных подгрупп – это элементы 4-7 периодов – с увеличением  порядкового элемента радиус атомов изменяется мало, а величина зарядка ядра увеличивается значительно, поэтому прочность связи валентных электронов с ядром усиливается, восстановительные свойства ослабевают.

Простые вещества – металлы.

Учитель предлагает рассмотреть простые вещества – металлы.

а) твердость – все металлы кроме ртути, при обычных условиях твердые вещества. Самые мягкие – натрий, калий. Их можно резать ножом; самый твердый хром – царапает стекло. (демонстрация)

б) плотность. Металлы делятся на мягкие (5г/см) и тяжелые (меньше 5г/см). (демонстрация)

в) плавкость. Металлы делятся на легкоплавкие и тугоплавкие. (демонстрация)

г) электропроводность, теплопроводность металлов  обусловлена их строением. Хаотически движущиеся электроны под действием электрического напряжения приобретают направленное движение, в результате чего возникает электрический ток.

При повышении температуры амплитуда движения атомов и ионов, находящихся в узлах кристаллической решетки резко возрастает, и это мешает движению электронов, и электропроводность металлов падает.

Следует отметить, что у некоторых неметаллов, при  повышении температуры электропроводность  возрастает, например, у графита, при этом с повышением температуры разрушаются некоторые ковалентные связи, и число свободно перемещающихся электронов возрастает.

д) металлический блеск – электроны, заполняющие  межатомное пространство отражают световые лучи, а не пропускают как стекло.

Поэтому все  металлы в кристаллическом состоянии имеют металлический блеск. Для большинства металлов в ровной степени рассеиваются все лучи видимой части спектра, поэтому они имеют серебристо – белый цвет. Только золото и медь в большой степени поглощают короткие волны и отражают длинные волны светового спектра,  поэтому имеют желтый свет. Самые блестящие металлы – ртуть, серебро, палладий. В порошке все металлы, кроме АI и Мg, теряют блеск и имеют черный  или темно – серый цвет.

е) пластичность

Механическое воздействие на кристалл с металлической решеткой вызывает только смещение слоев атомов и не сопровождается разрывом связи, и поэтому металл характеризуется высокой пластичностью.

3. закрепление. Учитель: мы  рассмотрели строение и физические свойства металлов, их положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Теперь для закрепления предлагаем тест.

1) Электронная формула наиболее активного металла:

а)  1S2  2S2

б)  1S2  2S2  2Р6  3S2

в)  1S2   2S2  2Р6  3S2  3Р6  3d10  4S2

г)  1S2  2S2  2Р6  3S2  3Р6  4S2

2) Металлы при взаимодействии с неметаллами проявляют свойства

а) окислительные;

б) восстановительные;

в) и окислительные, и восстановительные;

г) не участвуют в окислительно-восстановительных реакциях;

3) В периодической системе типичные металлы расположены в:

а) верхней части;

б) нижней части;

в) правом верхнем углу;

г) левом нижнем углу;

4. Последний этап урока - подведение итогов. Рефлексия Каждому ученику выставляется оценка.

Домашнее задание: §13; составить сборник об интересных фактах, связанные с металлами или кроссворд.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!