Тема: Металлы. Общая характеристика.
Цель урока.
рассмотреть положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов и кристаллов (металлическую химическую связь и кристаллическую металлическую решетку).
обобщить и расширить сведения учащихся о физических свойствах металлов и их классификаций.
Создать условия для развития информационной компетентности/ извлечение вторичной информации/ 1 уровень
воспитывать культуру общения через работу в паре, группе.
Программные требования к результатам.
Личностные | Метапредметные | Предметные |
• Демонстрируют ответственное отношение к обучению и проявляют интерес к предлагаемой деятельности с учётом собственных интересов; • проявляют уважительное отношение к старшим (учителю) и одноклассникам и результатам их деятельности; • оценивают свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность и способы ее корректировки; • развивают навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях руководствуются этическими нормами (взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы. | Познавательные: • умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними; • выделяют обобщённый смысл и формальную структуру задачи; • проявляют инициативу в ситуации общения; Регулятивные: • предвосхищают результат и уровень усвоения; • ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; • владеют основами самоконтроля и самооценки; Коммуникативные: • обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; • владеют монологом и диалогом в соответствии с нормами публичной речи и соблюдают регламент в монологе и дискуссии; • формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют их. | Знают: • особенности строения атомов металлов и их кристаллов; • углубленные знания о свойствах металлов в зависимости от их строения. Умеют: • устанавливать причино - следственные связи: состав вещества - вид химической связи - свойства; • составлять схемы строения атомов; Владеют: • навыками самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания. |
Оборудование и реактивы: Коллекции образцов металлов;. Образцы сплавов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; ЦОРы
Ход урока
1.Актуализация знаний: 1.найди ошибки и неточности.
Металлы имеют ковалентную связь, так как она основана на обобществлении внешних электронов двух атомов, поэтому кристаллы металлов хрупки. В кристалле металла присутствует множества атомов металла, они с трудом теряют свои электроны, которые свободно перемещаются в межатомном пространстве, образуя «атомный газ». Атомы металла потерявшие электроны, превращаются в ионы (анионы) ме0→меп+. эта особая кристаллическая решетка характерна только металлам, поэтому называется молекулярной.
2.Найдите схему строения атомов металлов натрия, алюминия, железа, кальция, магния, калия на доске или в карточках.
2.Изучение новой темы Вступительное слово учителя - Без металлов немыслим уровень земной цивилизации, изделия из металлов окружают нас повсюду, человеку известно более 80 металлов, каждый металл удивителен и интересен. Актуальность знаний о металлах для современного человека очевидна
Положение металлов в ПСХЭ в связи со строением атомов.
Учитель предлагает учащимся охарактеризовать положение элементов с рассмотренным строением атомов в ПСХЭ.
Учащиеся отвечают, что это будут элементы, размещенные в левом нижнем углу ПСХЭ.
Учитель подчеркивает, что в ПСХЭ будут все элементы. Расположенные ниже диагонали В - Аt, даже те у которых на внешнем слое 4 электрона (Jе, Sn, Рb), 5 электронов (Sd, Вi), 6 электронов (Ро), так как они отличаются большим радиусом.
Коз. Человек использовал металлы с древних времен.
I. В начале был век медный.
К концу каменного века человек открыл возможность использования металлов для изготовления орудий труда. Первым таким металлом был медь.
Период распространения медных орудий называют энеолитом или халколитом, что в переводе с греческого означает «медь». Медь обрабатывалась с помощью каменных орудий методом холодной ковки. Самородки меди превращались в изделия под тяжелыми ударами молота. В начале медного века из меди детали лишь мягкие орудия, украшения, предметы домашней утвари. Именно с открытием меди и других металлов стала зарождаться профессия кузнеца.
Позже появились листья, а потом человек стал добавлять к меди олово или сурьму, делать бронзу, более долговечную, прочную, легкоплавкую.
II. Далее идет век бронзовый.
Бронза – сплав меди и олова. Хронологические границы бронзового века датируются в начале 3-го тысячелетия до н.э. до начала 1-го тысячелетия до н.э.
III. Далее идет железный век.
Третий и последний период первобытной эпохи характеризуется распространением железной металлургии и железных орудий и знаменует собой железный век. В современном значении этот термин был введен в употребление в середине IХ века датским археологом К. Ю. Томсоном и вскоре распространился в литературе наряду с терминами «каменный век» и « бронзовый век».
В отличие от других металлов железо, кроме метеоритного почти не встречается в чистом виде. Ученые предполагают, что первое железо, попавшее в руки человека, было метеоритного происхождения, и не зря железо именуется « небесным камнем». Самый крупный метеорит нашли в Африке, он весил около шестидесяти тонн. А во льдах Гренландии нашли железный метеорит весом тридцать три тонны. Современные химические
И настоящее время продолжается железный век. Ведь в настоящее время железные сплавы составляют почти 90 % всего металлов и металлических сплавов.
Задание для двух групп (коз): 1- перечислите два основания, на основе которых проявляются физические свойства, рассмотрев ЦОРы и источники(учебник стр70). Заполните соответствующею таблицу
Основания | Физические свойства |
| |
| |
2. Перечислите основания. На основе которых проявляются общие химические свойства металлов и свойства металлов в периодах и группах, используя ЦОРы и источники. Заполните соответствующею таблицу
Основания | Химические свойства |
| |
| |
Модельный ответ:
Основания | Физические свойства |
«электронный газ» в электрическом поле двигается в определенном направлении | Электропроводность, теплопроводность, металлический блеск |
Подвижные обобществленные электроны смягчают перемещение положительных ионов | Пластичность, ковкость, тягучие вещества |
Основания | Химические свойства |
1-3 электрона на внешнем уровне; атомы легко отдают электроны | Восстановители |
Увеличивается радиус в группах; увеличивается количество электронов в периодах | Металлические свойства возрастают |
Отчет групп и рецензия
Закономерности в изменении свойств элементов – металлов.
прочность связи валентных электронов с ядром зависит от двух факторов: величины заряда ядра и радиуса атома.
Показывают, что в периодах с увеличением заряда ядра восстановительные свойства уменьшаются, а в группах, наоборот, с возрастанием радиуса атома восстановительные свойства возрастают.
У элементов – металлов побочных подгрупп свойства чуть – чуть другие.
У элементов побочных подгрупп – это элементы 4-7 периодов – с увеличением порядкового элемента радиус атомов изменяется мало, а величина зарядка ядра увеличивается значительно, поэтому прочность связи валентных электронов с ядром усиливается, восстановительные свойства ослабевают.
Простые вещества – металлы.
Учитель предлагает рассмотреть простые вещества – металлы.
а) твердость – все металлы кроме ртути, при обычных условиях твердые вещества. Самые мягкие – натрий, калий. Их можно резать ножом; самый твердый хром – царапает стекло. (демонстрация)
б) плотность. Металлы делятся на мягкие (5г/см) и тяжелые (меньше 5г/см). (демонстрация)
в) плавкость. Металлы делятся на легкоплавкие и тугоплавкие. (демонстрация)
г) электропроводность, теплопроводность металлов обусловлена их строением. Хаотически движущиеся электроны под действием электрического напряжения приобретают направленное движение, в результате чего возникает электрический ток.
При повышении температуры амплитуда движения атомов и ионов, находящихся в узлах кристаллической решетки резко возрастает, и это мешает движению электронов, и электропроводность металлов падает.
Следует отметить, что у некоторых неметаллов, при повышении температуры электропроводность возрастает, например, у графита, при этом с повышением температуры разрушаются некоторые ковалентные связи, и число свободно перемещающихся электронов возрастает.
д) металлический блеск – электроны, заполняющие межатомное пространство отражают световые лучи, а не пропускают как стекло.
Поэтому все металлы в кристаллическом состоянии имеют металлический блеск. Для большинства металлов в ровной степени рассеиваются все лучи видимой части спектра, поэтому они имеют серебристо – белый цвет. Только золото и медь в большой степени поглощают короткие волны и отражают длинные волны светового спектра, поэтому имеют желтый свет. Самые блестящие металлы – ртуть, серебро, палладий. В порошке все металлы, кроме АI и Мg, теряют блеск и имеют черный или темно – серый цвет.
е) пластичность
Механическое воздействие на кристалл с металлической решеткой вызывает только смещение слоев атомов и не сопровождается разрывом связи, и поэтому металл характеризуется высокой пластичностью.
3. закрепление. Учитель: мы рассмотрели строение и физические свойства металлов, их положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Теперь для закрепления предлагаем тест.
1) Электронная формула наиболее активного металла:
а) 1S2 2S2
б) 1S2 2S2 2Р6 3S2
в) 1S2 2S2 2Р6 3S2 3Р6 3d10 4S2
г) 1S2 2S2 2Р6 3S2 3Р6 4S2
2) Металлы при взаимодействии с неметаллами проявляют свойства
а) окислительные;
б) восстановительные;
в) и окислительные, и восстановительные;
г) не участвуют в окислительно-восстановительных реакциях;
3) В периодической системе типичные металлы расположены в:
а) верхней части;
б) нижней части;
в) правом верхнем углу;
г) левом нижнем углу;
4. Последний этап урока - подведение итогов. Рефлексия Каждому ученику выставляется оценка.
Домашнее задание: §13; составить сборник об интересных фактах, связанные с металлами или кроссворд.