СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 8 классе по теме "Внутреннее строение рыб"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока подходит для использования учителями, работающими в 8 классе по учебнику: Биология 8 класс (зоология).  В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 8 классе по теме "Внутреннее строение рыб"»

Конспект урока в 8 классе по теме

« Внутреннее строение рыб»

Учебник: Биология 8 класс (зоология). В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология построения урока: частично – поисковый урок.

Тема урока: Внутреннее строение рыбы.

Цель: изучить системы внутренних органов рыбы: опорно – двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная.

Задачи:

Образовательные:

*называть отделы, органы систем и их функции;

*углублять знания о строение рыб;

*выделять особенности внутреннего строения рыб, позволяющие им жить в воде;

Развивающие:

*способствовать развитию логического и ассоциативного мышления;

*совершенствованию монологической речи учащихся;

*развитию внимания, сообразительности и коммуникативных способностей у учащихся.

Воспитательные:

*способствовать развитию умения видеть гармонию и красоту окружающего мира;

*создавать условия для формирования любви к родной природе, бережного к ней отношения.

Планируемы результаты учебного занятия:

Предметные:

*называть и узнавать по рисунку системы внутренних органов костной рыбы;

*перечислять и характеризовать черты внутреннего строения рыб;

*объяснять значение плавательного пузыря для костных рыб;

*выделять особенности строения рыб;

*характеризовать значение особенностей внутреннего строения рыб и способности жить в водной среде.

Метапредметные:

-регулятивные: - определять цели и задачи урока;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы,

- интересоваться чужим мнением, высказывать своё;

-коммуникативные: - обсуждать информацию;

- слушать товарища и обосновывать своё мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

-познавательные: - уметь работать с таблицей;

-составлять схемы;

- работать с учебником;

-объяснять значения новых слов;

-сравнивать и выделять признаки.

Личностные:

-осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

-устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Ход урока

  1. Организация начала занятия.

- Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся, скажем «Привет». Пожелайте друг другу что-нибудь хорошее, что может «зарядить человека» на весь урок, а может быть, и целый день.

  1. Актуализация пройденного материала.

- Итак, ребята, что мы изучили на прошлом уроке (ответы учащихся: на прошлых уроках мы познакомились с внешним строением и особенностями передвижения рыб)? Вспомните, какие особенности внешнего строения рыб обеспечивают им возможность обитания в воде?

Ответьте на вопросы: (вопросы на слайде)

1)На какие два класса делят надкласс Рыбы?

2)Какие части можно выделить в теле рыбы?

3)Какие плавники различают у рыб?

4)Какие функции выполняют плавники у рыб?

Выберите верные утверждения: (слайд на экране)

(выборочно вызывать учеников, которые с экрана зачитывают утверждения и определяют их правильность)

1.Рыбы имеют особый орган чувств – боковую линию.

2.Костные рыбы малочисленная и древняя группа животных.

3.Тело рыбы покрыто чешуёй, предохраняющей от механических повреждений.

4.К костным рыбам относятся акулы и скаты.

5.К непарным плавникам относится грудной плавник.

6.Слизь, которой покрыть тело рыб, выделяется железами, находящимися в коже.

7.Органом слуха у рыб является внутреннее ухо.

III. Постановка учебной задачи.

Проблема урока.

- Объектом изучения сегодня будет рыба, модель которой перед вами (демонстрация). Правильно, это окунь речной.

Речной окунь, как и любая рыба, тяжелее воды, плотность его тела больше плотности воды. Но почему же тогда речной окунь не тонет?

Мы с вами уже выяснили,какие особенности внешнего строения рыб позволяют им жить в воде. Но это не единственные особенности, позволяющие рыбам жить в воде.

А что же мы с вами должны ещё изучить, чтобы понять все особенности рыб, позволяющие им жить в воде? (ответ учеников- внутреннее строение).

Что относится к внутреннему строению рыб?

Учащиеся высказывают свои предположения. После чего весь класс приходит к выводу, что в результате данного урока они узнают, какими особенностями внутреннего строения обладают рыбы, позволяющие им жить в водной среде. Таким образом, определяются задачи урока (изучить внутреннее строение рыбы, органы и системы органов, а также особенности внутреннего строения рыб, позволяющие им жить в воде).

Тема урока записывается в тетрадях учениками, учитель-на доске.

  1. Изучение нового материала

- Итак, давайте вспомним, что у представителей типа Членистоногие имелся хитиновый покров, который выполнял определённую функцию. Какую?

-Правильно, он выполнял функцию наружного скелета. У представителей надкласса Рыбы впервые появляется внутренний скелет, который вместе с мышцами формирует опорно-двигательную систему рыб. Давайте с вами рассмотрим скелет костной рыбы и составим схему скелета рыбы.


А-скелет рыбы:1-челюсти;2-череп;3-жаберная крышка;4-плечевой пояс; 5-скелет грудного плавника;6-скелет брюшного плавника; 7-рёбра; 8-плавниковые лучи; 9-позвонки;

Б-туловищный позвонок; В- хвостовой позвонок: 1-остистый отросток;2-верхняя дуга; 3-боковой отросток; 4-нижняя дуга.

На экране проецируется скелет костной рыбы, рассматривая который учащиеся под руководством учителя (учитель составляет схему на доске, ученики - в тетрадях) составляют опорную схему:

Скелет костной рыбы




Позвоночник скелет головы скелет парных скелет

(череп, верхние и нижние конечностей непарных конечностей

челюсти, кости глазниц, (скелет пояса и скелет

позвонки жаберный аппарат) свободной конечности)

(тело, верхние

и нижние дуги)

Объяснение материала «Опорно-двигательная система» учителем.

Конспект.

Скелет рыбы состоит из позвоночника, который образован позвонками (у окуня 38-42 позвонка). Каждый позвонок имеет утолщённую часть – тело позвонка, а также верхние и нижние дуги. Верхние дуги смыкаются и образуют канал, в котором лежит спинной мозг. Дуги защищают его от травм. Вверх от дуг торчат длинные остистые отростки. В туловищном отделе нижние дуги позвонков разомкнуты. К ним примыкают рёбра – они защищают внутренние органы и служат опорой для мускулатуры. В хвостовом отделе нижние дуги позвонков образуют канал, в котором проходят кровеносные сосуды.

В скелете головы виден небольшой череп. Кости черепа защищают головной мозг. В скелете головы различают верхние и нижние челюсти, кости глазниц и жаберный аппарат.

В жаберном аппарате заметны крупные жаберные крышки. Под жаберными крышками находятся жаберные дуги – они парные: левые и правые (у окуня их 4).

На жаберных дугах находятся жабры.

К костям прикрепляются мышцы. Самые сильные из них находятся на спинной стороне туловища и в хвостовом отделе.

Сокращение и расслабление мышц вызывает изгибание тела рыбы, благодаря чему она передвигается в воде. В голове и у плавников находятся мышцы, приводящие в движение челюсти, жаберные крышки и плавники. (На экране проецируется изображение мускулатуры рыб.)

Вывод: скелет рыбы служит опорой для мышц и защитой для внутренних органов.

После рассмотрения материала по опорно-двигательной системе учащимся выдаётся раздаточный материал «Скелет рыбы» (необходимо рассмотреть и ознакомиться ещё раз со скелетом рыбы, не более 3-ёх минут).

Промежуточный контроль.

На экране проецируется скелет рыбы, где цифрами указаны части скелета. Учитель называет номера, а ученики по очереди называют части скелета.

Изучение внутреннего строения рыбы.

Изучение нового материала будет происходить в виде самостоятельной работы учащихся с текстом учебника. В результате этого вида деятельности учащиеся должны заполнить таблицу («Шапку» таблицы необходимо записать на доске). «Шапка» таблицы выглядит следующими образом:

Внутреннее строение рыбы




Системы органов

Пищеварительная

Дыхательная

Кровеносная

Нервная

Выделительная

Рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник (печень с желчным пузырём, поджелудочная железа), анальное отверстие.




Жабры: жаберные крышки и жаберные дуги (жаберные тычинки и жаберные лепестки).

Кровеносная система замкнутая. Сердце состоит из двух камер (предсердие и желудочек).

ЦНС: головной и спинной мозг. ПНС: нервы. Головной мозг: передний, средний, продолговатый, промежуточный, мозжечок.

Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочевое отверстие.




Таблица заполняется учащимися совместно с учителем.

После изучения каждой системы органов, среди учащихся проводится контроль усвоения знаний.

Промежуточный контроль усвоения знаний по «Пищеварительной системе».

На экране проецируется пищеварительная система рыбы, отделы которой учащиеся должны самостоятельно указать на рисунке:

Продемонстрировать видео «Жабры рыб» (1 минута).

Промежуточный контроль усвоения знаний по «Дыхательной системе».

Кратко ответьте на следующие вопросы:

1.Какие органы дыхания имеются у рыб?

2.Где располагаются жабры?

3.Из чего состоит жаберный аппарат у рыб?

4. Чем дышат рыбы?

Вывод: благодаря жаберному дыханию рыбы способны жить в воде.

Промежуточный контроль усвоения знаний по «Кровеносной системе»

Выберите один правильный ответ:

1.Кровеносная система у рыб:

а)незамкнутая; б)замкнутая; в)незамкнутая у хрящевых и замкнутая у костных рыб.

2.Сердце у рыб состоит из:

а)одной камеры; б)трёх камер; в)двух камер.

3.Кровь у рыб приносит к органам:

а)питательные вещества; б)кислород; в)питательные вещества и кислород.

4.Через сердце рыб проходит кровь:

а)венозная; б)артериальная; в)смешанная.

Промежуточный контроль усвоения знаний по «Нервной системе».

Учитель демонстрирует на экране модель головного мозга рыбы и, показывая его отделы, просит учащихся назвать их.

Промежуточный контроль усвоения знаний по «Выделительной системе».

Какие утверждения являются верными?

1.Органы выделения рыбы – почки.

2.Продукты жизнедеятельности рыб из почек поступают в мочеточники.

3.Мочевой пузырь у рыб отсутствует.

Плавательный пузырь.

(Объяснение работы плавательного пузыря проводится учителем).

-Мы с вами выяснили, что существует ряд особенностей во внутреннем строении рыб, позволяющие им жить в воде. Но существует ещё одна особенность, позволяющая рыбам плавать в воде, характерная только для костных рыб – это плавательный пузырь (продемонстрировать на слайде и показать на таблице «Внутреннее строение рыбы»). Плавательный пузырь находится в брюшной полости сверху над кишечником и имеет форму полупрозрачного мешочка, наполненного газом.

Регулируя объём плавательного пузыря, окунь держится на определённой глубине, всплывает или погружается. При сжатии пузыря избыток газа поглощается кровью в капиллярах внутренней поверхности пузыря. Если пузырь расширяется, то газ поступает в него из крови. Когда окунь опускается в глубину, пузырь уменьшается в объёме – и плотность рыбы увеличивается. Это способствует быстрому погружению. При всплывании объём пузыря увеличивается и рыба становится относительно легче. На одной и той же глубине объём пузыря рыбы не меняется. Это позволяет рыбе удерживаться без движения, как бы висеть в толще воды.

Вот, мы с вами и ответили на вопрос, почему окунь не тонет в воде?

  1. Применение полученных знаний при выполнении заданий. Закрепление материала.

Учитель зачитывает вопросы учащимся, на которые они отвечают выборочно.

(вопросы проецируются на экране)

  1. Назовите органы и системы органов рыбы.

  2. Какими особенностями внутреннего строения обладают рыбы, в связи с водным образом жизни?

  3. Какая особенность не позволяет рыбам утонуть?

VI. Рефлексия учебной деятельности.

-Ребята, как вы думаете, где вам в жизни могут пригодиться знания о внутреннем строении рыб? (учащиеся высказывают свои предположения)

VII. Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.

Вариативное домашнее задание (заранее написано на доске).

  1. §31, задания 4 на стр. 172 учебника письменно.

  2. По желанию: подготовить сообщение на тему «Особенности строения хрящевых рыб».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!