Урок №2 8 класс
Цель урока – на основании пройденного материала дать новые сведения о вокальных и инструментальных жанрах.
Задачи:
Образовательные – углубление и закрепление знаний о многообразии музыкальных жанров;
Развивающие - развитие познавательных процессов, таких как речь, память, мышление, воображение; развитие интереса и кругозора о музыке; развитие певческого дыхания; диапазона;
Воспитательные – воспитание и формирование исполнительской и слушательской культуры.
Ход урока.
Оргмомент.
Повторение – повтор темы прошлого урока: Значение музыки в жизни человека.
Домашнее задание – Раздел физики, изучающей природу звука? – Акустика.
Мотивация.
Изучение нового материала.
Сегодня мы начинаем тему, о которой будем говорить не один урок
«Жанровое разнообразие музыки».
На уроках музыки мы с вами знакомились с разными жанрами музыки. Сегодня мы попробуем эти знания упорядочить.
Давайте вспомним, как когда-то во 2 классе мы говорили о трёх китах, на которых держится вся наша музыка: ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ.
Это и есть самые простые музыкальные жанры.
Так что такое музыкальный жанр?
Итак, слово «жанр» с французского - «вид» или род.
Следовательно, музыкальный жанр – это вид или род музыкальных произведений.
Музыкальные жанры – исторически сложившиеся разновидности музыкальных произведений, определяемые условиями их бытования (сочинения и исполнения) составом исполнителей, особенностями содержания и структуры.
КАКИЕ БЫВАЮТ ЖАНРЫ МУЗЫКИ:
КЛАССИФИКАЦИЯ. Самая простая классификация жанров – по способу исполнения.
Это две большие группы:
инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония)
вокальные жанры (песня, романс, кантата, опера, мюзикл).
Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения.
Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:
обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей; Слушать: Духовный концерт М. Березовского
массово-бытовые (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями;
Слушать: Вальс Ф. Шопена
концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;
Слушать: Л. Бетховен Симфония №5
театральные жанры (мюзикл, опера, балет) – требуют действия, сюжета и декораций.
Слушать: А. Бородин, фрагмент оперы «Князь Игорь»
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Рассказывая о том, какие бывают жанры музыки, нельзя не упомянуть часто встречаемую ошибку. Это путаница в понятиях, когда такие стили как классика, рок, джаз, хип-хоп называют жанрами.
Здесь важно помнить о том, что жанр – это схема, на основе которой создаются произведения, а стиль указывает скорее на особенности музыкального языка творения.
На следующем уроке мы продолжим с вами разбирать классификацию разных жанров.
Вокально-хоровая работа.
Итог урока. Оценивание.
2