СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 9 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 9 классе»

Конспект урока в 9 классе

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся

Тема: "Комплексный анализ текста" (подготовка к ОГЭ )

ЦЕЛИ УРОКА: подготовка к государственной аттестации по русскому языку (повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю)

Задачи:

  1. Образовательные

  1. Продолжить работу с текстом, с его частичным  текстоведческим анализом,

  2. Отрабатывать навыки учащихся по написанию сжатого изложения,

  3. Закреплять языковедческий материал путем выполнение заданий к данному тексту, аналогичных тем, что встречаются в демонстрационных материалах  для подготовки к ОГЭ;

  4. Готовить к выполнению творческого задания по написанию сочинения - рассуждения.

  1. Развивающие:

  1. Развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

  2. Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

  3. Развитие умения аргументировать, давать доказательные ответы;

  4. Развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;

  1. Воспитательные:

  1. Воспитание любви к русскому языку посредством литературного текста.

Оборудование урока: мультимедийный комплекс, презентация хода урока с тестовыми заданиями, текст, памятки «Способы сжатия текста», «Как писать сочинение-рассуждение».

УМК и оборудование: раздаточный материал (текст Э. Сетон-Томпсона); записи на доске (тема урока, эпиграф); памятка «План сочинения-рассуждения»; памятка «Структура сочинения-рассуждения»; памятка «Рефлексия»; рекомендации и речевые клише для подготовки к написанию сочинения - рассуждения;

Личностные УУД: стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД:  умение работать с текстом, анализировать, выстраивать

последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы,  находить ответы на вопросы.


Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, - хорошо подготовиться к сдаче ОГЭ. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? (учащиеся формулируют цели урока).

Конечно, это и умение написать сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать. Ключевыми на уроке будут следующие понятия:

Текст

Тема текста

Идея текста

Стиль текста

Тип речи

Основные орфограммы и пунктограммы (знаки препинания в сложном предложении, в простом с обособленными членами)

 - Ваше домашнее задание к уроку – повторить эти ключевые понятия, а так же основные орфограммы и пунктограммы. Проверка домашнего задания будет осуществляться на уроке по мере выполнения заданий.

 А в качестве эпиграфа к уроку предлагаю всем нам известные слова Н.В.Гоголя: « Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». (слайд 2)

- И ещё хочется прочитать замечательное высказывание  Марины Цветаевой: « А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество».

- Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами, сумели постичь то тайное, что читается между строк.

2. Слово учителя об авторе – Эрнест Сетон-Томсон.

-  Работать сегодня мы будем с текстом Эрнест Сетон-Томсона.

И в ближайшие 40 минут он будет находиться под нашим «лингвистическим микроскопом».

Эрнест Сетон-Томпсон - канадский писатель. Известность ему принесла серия рассказов о диких животных и жизни леса с собственными иллюстрациями.

3. Представление текста.

-Я предлагаю вам прочитать текст   Эрнеста Сетон-Томсона. Чтение текста будет целенаправленным. По ходу чтения текста постарайтесь определить характерные для текста признаки: тема, стиль, тип, идея.

Чтение текста.

(1)Охотничий сезон уже близился к концу, когда Ян в одно ветреное морозное утро встретил знакомого дровосека. (2)Дровосек рассказал ему о том, что видел в лесу гигантского оленя, у которого «был целый лес рогов на голове».

(3)Ян понял, что это именно тот олень, которого он уже давно выслеживает, и быстро пошёл по направлению, что указал ему дровосек. (4)Вскоре он напал на следы, принадлежавшие, несомненно, оленю Песчаных холмов.

(5)Целый день охотник гнался по следам и отмечал каждую мелочь, радуясь, что следы на этот раз отпечатались на снегу особенно резко. (6)Он освободился от лишней одежды и мешавших ему вещей, и теперь ничто не препятствовало ему бесшумно передвигаться вперёд и вперёд.

(7)Внезапно вдали что-то мелькнуло среди кустов, растущих здесь особенно густо. (8) «Может быть, это птица?» – подумал Ян. (9)Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах – это олень Песчаных холмов!

(10)Какой он был величественный! (11)Ян глядел на него с благоговейным восторгом.

(12)Стрелять в него теперь, когда он отдыхал, не подозревая об опасности, было бы преступлением... (13)Но Ян ведь жаждал этой встречи уже давно, он должен выстрелить!

(14)«Стреляй, стреляй скорей! (15)Ведь ты этого добивался!» – говорил ему внутренний голос. (16)Но голос этот звучал так неуверенно, так слабо... (17)И ружьё дрогнуло в руке Яна....

(18)В этот момент олень повернул голову и посмотрел прямо на охотника. (19)Ян и олень Песчаных холмов встретились наконец лицом к лицу. (20)Олень стоял, как изваяние. (21)Он стоял и смотрел прямо в глаза Яну.

(22)Мысль об убийстве теперь казалась невозможной. (23)Ян смотрел на оленя, и олень не сводил с него своих умных, ясных глаз. (24)Казалось, они читали в глазах и сердцах друг друга. (25)Ян не мог отнять у него жизнь, и то, что давно уже зарождалось в нём, что незаметно укреплялось и зрело, заговорило вдруг властно и громко:

(26)«Бедное, прекрасное животное! (27)Долго мы были врагами: я был преследователем, ты – жертвой, но теперь всё переменилось. (28)Много дней я преследовал тебя, а теперь ты можешь без страха стоять передо мною. (29)Никогда рука моя не поднимется, чтоб убить тебя. (30)Ступай, без страха броди по лесистым холмам – никогда более не стану я преследовать тебя. (31)Чем больше я узнаю жизнь, тем ближе становишься ты мне, и я не могу смотреть на тебя как на добычу.

(32)Ступай спокойно, без страха. (33)Мы никогда с тобой не встретимся. (34) Прощай!»

4. Работа с текстом: комплексный анализ.

  1. Повторение теоретических сведений

А) – Докажите, что данный отрывок является текстом.

( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.)

Б) Определите тему текста. (о доброте по отношению к братьям нашим меньшим)

  – Как вы понимаете смысл слова «доброта»?

- Где можно найти лексическое значение слова?

- Какие толковые словари вы знаете? (Даля, Ожегова, Ушакова).

         -Если обратимся к словарю Ожегова, то прочитаем:

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Подберите и запишите синонимы к слову «доброта». (чуткость, доброта, отзывчивость, сердечность)

В) К какому стилю речи относится текст? Устно аргументируйте свой ответ.

Г) Какой тип речи представлен в этом тексте? 

Итак, тема текста – доброта по отношению к братьям нашим меньшим. Стиль художественный, так как выдержка из рассказа. Тип текста повествование с элементами описания и рассуждения.

 5. Работа над приемами сжатого изложения.

- Вспомните и запишите известные вам приемы сжатия текста

- Используя данные приемы, запишите сжато 1 абзац текста.

- Какой прием вы использовали?

- Используя прием упрощения, примените  компрессию (сжатие) к 25 предложению.

6. Выполнение тестовых заданий ГИА

– А сейчас перейдём к выполнению заданий по тексту.

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Ян не стал стрелять в оленя?»

1) У Яна было неисправное ружьё.

2) Сезон, когда была разрешена охота, уже закончился.

3) Ян не захотел, чтобы охота превратилась в убийство.

4) Убить оленя Песчаных холмов считалось преступлением.


2. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Сезон, когда была разрешена охота, близился к концу.

2) У Яна было неисправное ружьё, и он не смог выстрелить.

3) Внутренний голос говорил Яну, что нельзя стрелять в оленя.

4) Олень стоял и смотрел прямо в глаза Яну.

5) Ян решил, что убьёт оленя в следующий раз.

5. Итог урока (рефлексия).

Итак, возвращаясь к поставленным целям, делаем вывод по уроку.

- Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.

- Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.

Продолжили подготовку к итоговой аттестации.

6. Домашнее задание: (разноуровневое, на выбор учащегося)

- Исходя из результатов работы и самооценки, вы выбираете себе тип домашнего задания.

1.Сложный уровень: написать сочинение-рассуждение на тему «Я добрый человек?» В качестве аргументов вы можете привести примеры проявления этого качества в реальных жизненных ситуациях. Не забывайте о смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения. Объем сочинения по регламенту не менее 70 слов.

2. Простой: сжать текст, используя все приемы сжатия.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!