Обществознание 9 класс урок № 16 22.12.2021 г.
Тема урока: Юридическая ответственность
Тип урока: открытие новых знаний
Задачи:
образовательные – знакомиться с понятиями «правонарушение», «проступок», «преступление», «юридическая ответственность», с видами юридической ответственности;
развивающие – развивать информационные и речевые навыки учащихся, аналитические способности, умение выделять главное и обобщать исторические факты;
воспитательные – развитие познавательного интереса, умения работать с историческими документами, воспитывать уважение к историческому прошлому стран мира.
Формирование УУД:
Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные действия: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные действия: обще-учебные, логические, постановка и решение проблемы.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Оборудование урока:
Учебник: Н.Ф. Виноградова под редакцией Л.Н.Боголюбова. Обществознание. 9 класс. М.: «Просвещение», 2017 год.
Ход урока: |
Приветствие, организация внимания школьников. |
Учитель: Что такое правонарушения? правонарушение – виновно-совершенное антиобщественное противоправное деяние, за которое предусмотрено наказание, определенное законом Какие признаки характерны для правонарушения? Предполагаемый ответ учащихся: 1. Противоправность; 2. Деяние (действие или бездействие); 3. Причинение вреда; 4. Наличие вины (неосторожность и умысел); |
Виды правонарушений: -
Преступление – виновное противоправное общественно-опасное деяние, наказуемое по УК РФ. -
Проступок – действие, либо бездействие, отличающееся меньшей степенью вреда. - Назовите преступления и проступки: -
Неустановленное лицо избило гражданина Н. у подъезда дома № 25 (преступление). -
Школьник С. перешел дорогу в неположенном месте (проступок). -
Гражданка В. не вышла на работу в понедельник 21 марта (проступок). -
Гражданин Д. ворвался в магазин и, угрожая пистолетом, потребовал деньги (преступление). -
Гражданин Р. управлял автомобилем в нетрезвом виде (проступок). -
Гражданка Л. пообещав знакомым приобрести дорогостоящую бытовую технику, получила денежные средства и скрылась (преступление). Стр.145 Юридическая ответственность – применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, т.е. это ответственность перед законом, перед судом, выражена в форме наказания (запись). Функции ЮО стр.147-148 - Как вы думаете, от чего зависит строгость наказания? Виды ЮО: -
Уголовная (за преступление, Уголовный Кодекс РФ; лишение свободы, конфискация имущества). Причем, уголовная ответственность наступает не только за совершение преступления, но и за приготовление к преступлению, покушение на преступление, соучастие в преступлении. -
Административная (за проступок, Кодекс об административных правонарушениях РФ; штраф, конфискация, лишение специальных прав) -
Дисциплинарная (за проступок, Трудовой Кодекс РФ; замечание, выговор, увольнение). -
Материальная (за проступок, Трудовой Кодекс РФ; возмещение ущерба). -
Гражданская (за проступок, Гражданский Кодекс РФ; компенсационный характер наказания – полное возмещение вреда, восстановление нарушенных имущественных и личных неимущественных прав (право свободного передвижения, право выбора места пребывания и жительства, право на имя и др.)). Стр. 148 Принципы ЮО Если человек совершил правонарушение, на него должно быть наложено наказание. Но пока виновность человека в совершении того или иного деяния не доказана, человека принято считать невиновным, т.е. действует презумпция невиновности, которая гарантируется Конституцией РФ. Презумпция (от лат. предположение) невиновности – принцип, согласно которому каждый обвиняемы считается невиновным, пока его вина не будет доказана судом. - Определите, к каким видам правонарушений относится деяние и какая ответственность последует: Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок). Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (административные проступок). Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (гражданские проступок). Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление). Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (административный проступок). - О каких видах юридической ответственности идет речь? -
Этот вид ответственности был установлен судом. Иного порядка ее установления, кроме судебного, законом не предусмотрено (уголовная). -
Ответственность за данный проступок была установлена органами ГАИ, наложившими на нарушителя штраф в размере трех минимальных окладов (административная). -
Этот вид ответственности всегда имеет имущественных характер. На этот раз суд потребовал возмещения нанесенного материального и морального ущерба (гражданская). -
Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего (дисциплинарная). |
Что нового вы узнали на уроке? Вопросы учителя на повторение, с целью выявить, усвоен ли материал учащимися |
Наш урок заканчивается. Прошу вас оценить свою работу Запишите домашнее задание: § 10 |