Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа п. Каратайка»
Конспект урока по окружающему миру
Тема: Великая Отечественная война
Подготовила: учитель начальных классов
Нефёдова Елена Михайловна
Каратайка,2023
Цели: познакомить обучающихся с событиями Великой Отечественной войны; создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны; воспитывать чувство патриотизма.
Задачи:
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,
формирование эстетических потребностей,
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формируемые УУД:
Познавательные — воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
Коммуникативные - участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Личностные — формировать положительное отношение к себе и окружающему миру.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Будьте все внимательны,
Ответственны, старательны.
- Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли готовы к уроку? Учебник, рабочая тетрадь, дневник, ручки и карандаши.
2.Проверка домашнего задания.
- Откройте тетради. Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание? Кто помогал в выполнении задания? Как подписали фотографии?
3. Актуализация знаний
- Ребята, сейчас мы с вами послушаем небольшой фрагмент песни.
Звучит фрагмент песни «Вставай, страна огромная!»
- Кто может сказать, о чем это песня? (ответы детей). На какой смертный бой она зовет? (ответы детей)
- Эта песня называется «Вставай, страна огромная!». Для всего советского народа эта песня звучит как призыв к борьбе с врагом. А может кто-нибудь догадается с каким врагом она призывает нас бороться? (ответы детей)
- Какие чувства она у вас вызывает? (
4. Целеполагание
- Как вы думаете, о какой войне мы с вами будем сегодня говорить? (О Великой Отечественной войне).
- Сформулируйте тему нашего урока (Великая Отечественная война)
Откройте стр.96 учебника, и проверьте, правильно ли мы определили тему урока.
Какие задачи мы поставим перед собой?
- Что бы вы хотели узнать о ВОВ?
- Узнать о событиях ВОВ.
- Какие были битвы, сражения.
- Узнать о героях ВОВ.
- Узнать, кто с кем воевал.
- Почему началась война.
Итак, цель нашего урока узнать о событиях Великой Отечественной войны.
5. Актуализация опорных знаний
Воевали между собой первобытные племена, воевали древние государства. Но две войны занимают особое место в истории человечества — это мировые войны, в них были втянуты все крупнейшие государства мира.
- Кто вспомнит, с кем была первая мировая война? (с Германией)
- Совершенно верно, вторая мировая также пришла к нам из Германии.
- Почему эти войны называются мировыми? (в эти войны втянуты страны мира).
- Молодцы! Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года. Фашистская Германия напала на Польшу. Вслед за Польшей фашистам покорилась Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия – 12 европейских стран были захвачены фашистами. (Слайд 1)
- А сейчас давайте вспомним, что мы уже знаем о Великой Отечественной войне? (ответы детей)
- Кто знает сколько лет прошло со дня окончания ВОВ?
-Какие рассказы или книги вы читали? Какие фильмы смотрели?
- Что вам рассказывали бабушки, дедушки или родители об этих событиях?
-С какими героическими подвигами вы встречались при описании военных событий этих лет?
-Какие памятные места, связанные с этим событием, есть в нашем округе? (Ответы детей).
6. Открытие новых знаний
- Давайте вспомним, что такое Отечество? (Родина)
- Ребята, почему эта война называется Отечественная? (Отцы защищают Родину. Весь народ встал на защиту своего Отечества.
-А как вы понимаете слова Великая Отечественная война? (Много граждан страны отдали свои жизни для победы в войне.)
- Вспомните, когда началась Великая Отечественная война? (ответы детей)
- Совершенно верно, война началась 22 июня 1941 года. Без объявления война фашистская Германия совершила вероломное нападение на нашу страну, которая была не готова. Представьте себе, раннее утро, приграничные города и села еще спят, а к ним приближаются армады самолетов. Начинается бомбежка. Ничего страшнее представить нельзя (слайд 2)
- Как вы думаете, как граждане СССР узнали о войне? (ответы детей)
- Совершенно верно, о войне объявили по радио. Эта весть молниеносно разнеслась по всему Советскому Союзу. Радиосообщение дали в эфир после полудня 22 июня 1941 года. О нападении Германии на Советский Союз, вопреки заблуждениям, объявил не Юрий Левитан, а министр иностранных дел Вячеслав Молотов. Давайте послушаем это радиосообщение. (видефрагмент)
-Посмотрите на фотографию, на стр.97, как вы думаете, что испытывали люди, когда слушали объявление о начале войны? (Ответы детей)
- Великая Отечественная война – это большая душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта ужасная трагедия 22 июня 1941 года, а завершилась – 9 мая 1945 года. Сражаясь против войск Германии, граждане СССР делали всё возможное для победы. Люди считали за честь отдать жизнь за Родину. Матерям и жёнам некогда было оплакивать своих погибших родных, они сами брали в руки оружие и шли на врага (слайд 3)
Когда фашистская Германия приняла решение напасть на Советский Союз, весь народ вступил в схватку с противником. На борьбу с противником встали взрослые, старики, женщины, и даже дети. Сотни тысяч мальчишек и девчонок шли в военкоматы, добавляли себе год – два, и уходили сражаться за Родину. Многие из них заслуженно получили ордена и медали, четырём посмертно было присвоено звание Герой Советского Союза (слайд 4)
Их имена: Лёня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова. (Слайд 5-7)
- Скажите, ребята, кто такие фашисты?
- Фашисты - это люди, которые считают, что на Земле должна править только их нация, а все остальные должны стать рабами или быть уничтоженными. (Слайд 8)
- В Германии движение фашистов возглавил Адольф Гитлер. (Слайд 9)
7. Физкультминутка.
8.Первичное закрепление.
- Первыми на защиту нашей Родины встали защитники пограничной Брестской крепости. Они около месяца вели непрерывные бои. Нелегко было сдерживать гитлеровцев и на других участках фронта. Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты. (Рассказ ученика о Брестской крепости) +(Слайд 10)
-К осени 1941 г. под Смоленском, у города Ельни, советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Не пропуская врага к столице, героически сражались советские бойцы и командиры у стен Смоленска. Самые храбрые участники этого сражения — четыре дивизии — первые в Красной Армии получили звание гвардейских (Слайд 11)
Не считаясь с потерями, продолжали наступать вглубь страны фашисты. Они захватили Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области Украины, приблизились к Ленинграду, вышли на подступы к Одессе, Киеву и другим важным центрам страны. Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда. (Подготовленный ученик рассказывает о блокаде Ленинграда) + (Слайд 12)
-Для победы, фашистам необходимо было захватить столицу (Рассказ ученика о битве за Москву)+ (Слайд 13)
-В августе 1942 г. началась более чем шестимесячная Сталинградская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тыс. фашистов. Сталинградская битва переломила ход всей войны. (Слайд 14)
В начале 1945 г. советские войска с востока вступили на территорию Германии. Им навстречу двигались войска союзников — США, Англии, Франции, которые почти не встречали сопротивления. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 мая мы отмечаем как праздник Победы. (прослушивание фрагмента песни «День Победы»).
24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади солдаты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск. Командовал парадом маршал К.К. Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Победы Г. К. Жуков.(видеофрагмент о подвиге Г.К.Жукова).
Давайте проверим, насколько вы были внимательны.
Блиц-опрос
-Когда началась Вторая мировая война?
-Когда фашистская Германия напала на СССР?
-Почему война называется Отечественной?
-Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
-Когда произошло сражение под Курском?
-Когда начался штурм Берлина и кто им руководил?
7.Рефлексия.
-Сегодня на уроке я узнал…
-Я понял, что…
-Мне было интересно узнать что…
- Меня удивило…
-Скажите, какой вопрос вам хочется задать? (Когда закончатся войны на Земле?).Назовите антоним к слову «война».(Мир)
9. Домашнее задание. (Стр. 96-100 учебника, выполнить задание на стр. 101. Подготовить сообщение о любом герое ВОВ)