План-конспект урока на тему:
«Великий круговорот жизни»
Класс: 3
Цели урока:
познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота;
развитие творческого мышления, внимания, памяти;
формирование бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Личностные
формирование устойчивого учебно-познавательного интереса;
формирование вырабатывать навыки работы в группе.
Метапредметные:
извлекать необходимую информацию из текста,
осознанно и произвольно строить речевые высказывания,
выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью,
аргументировать своё мнение,
анализировать, сравнивать, обобщать,
выстраивать логические цепочки рассуждений,
выполнять проблемные задания;
Предметные:
Оборудование:
Картинки на бумаге - (животные, растения, грибы, бактерии).
Карточки из плотной бумаги с надписями: почва, организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители.
Чистые листы бумаги.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.
.– Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня вас ожидает интересная, дружная работа и я уверена, что вы с ней справитесь.
– Мы продолжим говорить о природе, о её составляющих и о бережном отношении к ней.
– Вспомните, ребята, какая бывает природа? (Живая и неживая)
– Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, солнце, камни)
– Что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы, микроорганизмы)
– В чём отличие живой природы от неживой? (Живые существа дышат, питаются, развиваются, приносят потомство, умирают).
–Посмотрите на этих героев из сказки. Вы их узнали?– Верно, это герои сказки «Король Лев» Муфаса и Симба.
– Вспомните, что сказал мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну. Сейчас мы это услышим.
(Король лев:
– Всё, что ты видишь вокруг, находится в очень хрупком равновесии. Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьёв до несущихся антилоп.
Симба воскликнул:
– Но ведь мы едим антилоп!
Король Лев:
– Верно. Но дай мне объяснить. Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем едят её. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!
Король Лев был совершенно прав. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм и мы с вами являемся его частицей.
Вы догадались, какое ключевое слово было спрятано? Вам знакомо это слово? (круговорот воды в природе) Предположите тему урока,О чём мы мы будем сегодня говорить? О круговороте жизни. Цель урока-узнать как происходит круговорот жизни и кто в нём участвует.
– Сегодня на уроке мы узнаем, как происходит круговорот жизни на Земле.
– Основу круговорота жизни составляют три группы организмов: Определите их в своих группах.А вот кто из них -…..определите ,если прочитаете текст на стр.119-120(5 мин)
1. Организмы-производители;(кто относится, почему их так называют)
2. Организмы-потребители;
3. Организмы-разрушители.
4.Роль почвы в круговороте.(Какие процессы происходят в почве?)
(На доске карточки с надписями)
– Посмотрите на схему «Круговорот Жизни»
Организмами-производителями учёные называют растения. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать и производить питательные вещества (сахар и крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей).
Организмами-потребителями являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями.
Организмы-разрушители – это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мёртвых животных и растений. Благодаря им остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.
Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. Но каждое из этих звеньев необходимо.
Огромную роль в круговороте жизни играет почва. В ней накапливается перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные.
Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием грибов и бактерий превращаются в перегной. Из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.
Вот так вещества «путешествуют» в природе по кругу. И круг этот разорвётся, если исчезнет хотя бы одно звено.
Давайте составим схему круговорота жизни в тетрадях и проговорим её.
4.Самостоятельная работа.
– Назовите основные звенья круговорота жизни. (Организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители).
– Почему растения называют организмами-производителями, а животные – организмами-потребителями?
– Какие организмы названы организмами-разрушителями? Какова их роль в круговороте жизни?
– Представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни, например растений. Что произойдёт?
Работа в группах
Представьте, что на Земле исчезли: 1) растения; 2) животные; 3) грибы и бактерии; 4) почва.
Д.: - Если исчезнут растения, то животным нечего будет есть. Они все умрут и превратятся в перегной. Жизнь остановится.
- Если исчезнут животные, то растения некому будет есть. Некоторые растения вовсе исчезнут, потому что животные помогают им в размножении. Растений будет очень много, но постепенно их количество будет уменьшаться. Им будет не хватать солей, содержащихся в почве.
- Если исчезнут грибы и бактерии, то растения погибнут из-за недостатка солей. И умрут животные, потому что нет пищи.
- Если исчезнет почва, то растениям негде будет расти. А бактериям и грибам негде жить. Животным негде жить и не почему передвигаться.
–
Выступление учеников.
-5.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
Что нового вы узнали на уроке?
- Кто такие организмы потребители, разрушители и производители?
-Какую роль играют животные и растения в круговороте жизни?
– Ребята, прочитаем вывод.
Все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на нашей планете.
– Что же надо делать для того, чтобы не нарушился круговорот жизни? (Надо беречь и охранять природу, сажать деревья, заботиться о животных).
– Верно, ведь мы с вами тоже являемся частью природы и для жизни нам нужен свежий воздух, чистая вода, свет солнца. Природа радует нас своей красотой. Так давайте же будем природе другом!
Оцените свою работу в группе и свои знания.