СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Видообразование"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Видообразование"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Видообразование

Цель урока: Сформировать представление о видообразовании, о его путях и скорости.

Задачи:

- обучающие:

  1. формирование понятия видообразования как результата эволюции;

2. углубление и расширение знаний о механизмах процессов географического и экологического видообразования.

- развивающие:

  1. развитие организационных навыков и умений (ставить цель, выделять главное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, делать выводы, работать в оптимальном темпе);

  2. развитие навыков мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение)

- воспитательные:

1. воспитание интереса к изучаемому предмету, умения связать теоретический

материал с практикой жизни;

2. воспитание диалогической культуры;

3. экологическое и эстетическое воспитание через предметное содержание;

4. повышение самооценки учащихся.



Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический.

Тип урока: проблемный

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная работа.

Средства обучения: интерактивный комплекс, индивидуальные карточки для проверки домашнего задания (дифференцированные), карточки для лабораторной работы.



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Ход урока

Обоснование деятельности

учителя

Прогнозируемая деятельность учеников

1.Организационный момент

Взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка готовности к уроку.



2. Проверка Д/з

1. Установите соответствие между формами репродуктивной изоляции и их примерами

А-экологическая

Б-этологическая

В-временная

Г.механическая (морфофизиологическая)

1. Различия в сроках спаривания

2.Ритуал ухаживания

3.Разные сроки цветения и опыления у близких видов

4.Разные хромосомные наборы

5.Различия в строении полового аппарата.

6.Разорванность ареала у голубой собаки

7.Ранне-цветущие и позднецветущие формы на сенокосных лугах

8. Существование нескольких популяций форели в озере Севан

9.Характер траектории полета светлячков, совместно обитающих на одной территории

10.Различия в скорости прорастания пыльцы

Ответ:

В,Б, В,Г,Г,А,А,А,Б,Г

3- 5 ошибок –«3», 1-0 ошибки – «5», 2 ошибки – «4», 4 и меньше «2»

1. Определите, какой новый материал будет изучен на уроке?


2. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Цель: определить тему урока и решение проблемы

  • Выполните задание: Найдите среди перечисленного правильный ответ?

Что стало при­чи­ной по­яв­ле­ния раз­ных видов га­ла­па­гос­ских вьюр­ков?

1) стро­и­тель­ство раз­ных по форме гнёзд

2) силь­ные ветры

3) пи­та­ние раз­ны­ми ви­да­ми кор­мов

4) раз­ли­чия в окрас­ке пе­рьев



Вопросы к классу:

  • Не получается?

  • Задание одно, а результат?

  • Обсудите в парах, в чем состоит затруднение. Каких знаний, умений вам не хватает?

  • Обсудите в парах, какова цель нашего урока. Предложите ее формулировку?

ПРОБЛЕМА ИЛИ ЦЕЛЬ НА ДОСКЕ прописать вместе с учащимися.

- Почему так много видов живых организмов?

3. - Кратко сформулируйте свои версии решения проблемы (мозговой штурм)

Записать на доске.

ЗНАТЬ: Что такое видообразование?

- Этапы географического и экологического видообразования, их определение

- Примеры каждого видообразования?

- Дивергенция?

- Полиплоидия?

УМЕТЬ: - формулировать проблему, тему и ее решение, работать в парах, отбирать необходимую информацию.

АКТУАЛИЗАЦИЯ:

- Что мы уже знаем по этой проблеме?

Чтобы вспомнить, за 1-3 мин. выполните следующее задание№2:

Эволюционные изменения, протекающие на внутривидовом и популяционном уровнях называют________________?

Образование видов в природе происходит с помощью 2 механизмов – видообразования, запишите их.



Проверка и самооценка 1-2 учеников

1.Каким было задание?

2.Получил ли результат?

3.Сам или с помощью?

4.Правильно или с ошибкой?

5.Какую ставишь себе отметку?


ПЛАНИРОВАНИЕ решения проблемы

- Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? Исходя из формулировки проблемы, что надо сделать в начале?

- Обсудите в парах и расскажите, какой будет наш следующий шаг?

4. Решение проблемы

- Почему так много видов живых организмов?


Задание №3

Алгоритм решения проблемы?

1. Как называется процесс, приводящий к образованию новых видов? Запишите в тетради.

Задание дл учащихся

1. Работа в парах. Используя схему, отражающую основные этапы географического и экологического видообразования, выясните в чем их отличие? И с помощью данной схемы, попытайтесь ответить на проблемный вопрос – Почему так много видов живых организмов в природе?

Алгоритм для ученика

1. Осмысли цель задания

2.Найди нужную для решения информацию

3.Преобразуй информацию в свое решение

4.Запиши решение или подготовь устный ответ.

2.Используя текст учебника стр.219 и 220, приведите примеры каждого их механизмов видообразования. Обсудите и скажите?

  • Обсудите в парах и сформулируйте решение какое решение проблемы мы получили?

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ:

Так как в природе действуют движущие силы эволюции и изолирующие механизмы, приводящие к пространственной (географической) или экологической изоляции, вследствие которых и происходит образование новых видов в природе.

Самооценка см. выше


Домашнее задание:

П.60 прочит,

1) заполнить таблицу:

Видообразование

С чем связано

Примеры




2) задание

Выучить этапы экологического и географического видообразования из схемы,

Установите последовательность этапов географического видообразования.


  

А) 

возникновение изоляции между популяциями одного вида

Б) 

расширение или расчленение ареала вида

В) 

появление мутаций в популяциях

Г) 

сохранение естественным отбором особей с признаками, полезными в конкретных условиях среды

Д) 

утрата особями разных популяций способности скрещиваться, появление нового вида


Закрепление.


Подведение итогов урока:

Выставление оценок:

Оценки получают те учащиеся, которые выходили к доске, представители групп, активные участники урока.


Рефлексия

Давайте подведем итоги. Для этого вам необходимо закончить фразу (только одну, любую): «Уходя с урока, я хочу сказать …»

1. Мне было (интересно, неинтересно) на уроке_____________

2. Я (доволен(льна), не доволен(льна)) своей работой на уроке____________

3. Я (понял(ла), не понял(ла)) _____________ учебный материал на уроке.

Создание настроя класса на активную деятельность и усвоение предметных знаний, умений, способов действий.


Проверка знаний и умений по прошлой теме






Учитель напоминает тему прошлого урока











Проверка ранее изученного материала.






























Учитель обращается к учащимся с вопросом.







Постановка проблемы и организация деятельности учащихся на ее решение.













Предлагает учащимся задание.







Осуществление контроля над работой учащихся.









Организация сотрудничества, выводящая на определение темы и целей урока.












Учитель обращается к учащимся с заданием.








Объяснение учителем нового материала, демонстрация слайдов.




















Фронтальное обсуждение результатов работы.






Выделение общих закономерностей.









Рассказ учителя с демонстрацией слайдов презентации.



































Готовность учащихся к уроку.







Самостоятельно выполняют задание



Учащиеся вспоминают пройденный материал, настраиваются на работу









Обучающиеся должны ответить на поставленный вопрос по предыдущему материалу.

















Активное слушание, участие в беседе.









Учащиеся отвечают на поставленный учителем вопрос.








Обучающиеся самостоятельно рассуждают, выдвигают гипотезы, привлекая свой жизненный опыт и имеющиеся знания.










Активные действия учащихся, проявление самостоятельности. Работа в команде.

Обсуждение, принятие совместного решения по данной лабораторной работе.


Вывешивание результатов работы группы на доске, и один представитель защищает ее.





Восприятие информации преподавателя.










Фиксирование темы урока в тетрадях.



Подведение под понятие.















Самостоятельное знакомство уч-ся с текстовым материалом, нахождение и выделение главного, поиск ответов на поставленные учителем вопросы.








Участие в обсуждении предложенных преподавателем вопросов.














Учащиеся слушают рассказ учителя.




















Литература






2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!