1.Организационный момент Взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка готовности к уроку. 2. Проверка Д/з 1. Установите соответствие между формами репродуктивной изоляции и их примерами А-экологическая Б-этологическая В-временная Г.механическая (морфофизиологическая) 1. Различия в сроках спаривания 2.Ритуал ухаживания 3.Разные сроки цветения и опыления у близких видов 4.Разные хромосомные наборы 5.Различия в строении полового аппарата. 6.Разорванность ареала у голубой собаки 7.Ранне-цветущие и позднецветущие формы на сенокосных лугах 8. Существование нескольких популяций форели в озере Севан 9.Характер траектории полета светлячков, совместно обитающих на одной территории 10.Различия в скорости прорастания пыльцы Ответ: В,Б, В,Г,Г,А,А,А,Б,Г 3- 5 ошибок –«3», 1-0 ошибки – «5», 2 ошибки – «4», 4 и меньше «2» 1. Определите, какой новый материал будет изучен на уроке? 2. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ Цель: определить тему урока и решение проблемы Что стало причиной появления разных видов галапагосских вьюрков? 1) строительство разных по форме гнёзд 2) сильные ветры 3) питание разными видами кормов 4) различия в окраске перьев Вопросы к классу: Не получается? Задание одно, а результат? Обсудите в парах, в чем состоит затруднение. Каких знаний, умений вам не хватает? Обсудите в парах, какова цель нашего урока. Предложите ее формулировку? ПРОБЛЕМА ИЛИ ЦЕЛЬ НА ДОСКЕ прописать вместе с учащимися. - Почему так много видов живых организмов? 3. - Кратко сформулируйте свои версии решения проблемы (мозговой штурм) Записать на доске. ЗНАТЬ: Что такое видообразование? - Этапы географического и экологического видообразования, их определение - Примеры каждого видообразования? - Дивергенция? - Полиплоидия? УМЕТЬ: - формулировать проблему, тему и ее решение, работать в парах, отбирать необходимую информацию. АКТУАЛИЗАЦИЯ: - Что мы уже знаем по этой проблеме? Чтобы вспомнить, за 1-3 мин. выполните следующее задание№2: Эволюционные изменения, протекающие на внутривидовом и популяционном уровнях называют________________? Образование видов в природе происходит с помощью 2 механизмов – видообразования, запишите их. Проверка и самооценка 1-2 учеников 1.Каким было задание? 2.Получил ли результат? 3.Сам или с помощью? 4.Правильно или с ошибкой? 5.Какую ставишь себе отметку? ПЛАНИРОВАНИЕ решения проблемы - Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? Исходя из формулировки проблемы, что надо сделать в начале? - Обсудите в парах и расскажите, какой будет наш следующий шаг? 4. Решение проблемы - Почему так много видов живых организмов? Задание №3 Алгоритм решения проблемы? 1. Как называется процесс, приводящий к образованию новых видов? Запишите в тетради. Задание дл учащихся 1. Работа в парах. Используя схему, отражающую основные этапы географического и экологического видообразования, выясните в чем их отличие? И с помощью данной схемы, попытайтесь ответить на проблемный вопрос – Почему так много видов живых организмов в природе? Алгоритм для ученика 1. Осмысли цель задания 2.Найди нужную для решения информацию 3.Преобразуй информацию в свое решение 4.Запиши решение или подготовь устный ответ. 2.Используя текст учебника стр.219 и 220, приведите примеры каждого их механизмов видообразования. Обсудите и скажите? РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ: Так как в природе действуют движущие силы эволюции и изолирующие механизмы, приводящие к пространственной (географической) или экологической изоляции, вследствие которых и происходит образование новых видов в природе. Самооценка см. выше Домашнее задание: П.60 прочит, 1) заполнить таблицу: Видообразование | С чем связано | Примеры | | | | 2) задание Выучить этапы экологического и географического видообразования из схемы, Установите последовательность этапов географического видообразования. | | А) | возникновение изоляции между популяциями одного вида | Б) | расширение или расчленение ареала вида | В) | появление мутаций в популяциях | Г) | сохранение естественным отбором особей с признаками, полезными в конкретных условиях среды | Д) | утрата особями разных популяций способности скрещиваться, появление нового вида | | Закрепление. Подведение итогов урока: Выставление оценок: Оценки получают те учащиеся, которые выходили к доске, представители групп, активные участники урока. Рефлексия Давайте подведем итоги. Для этого вам необходимо закончить фразу (только одну, любую): «Уходя с урока, я хочу сказать …» 1. Мне было (интересно, неинтересно) на уроке_____________ 2. Я (доволен(льна), не доволен(льна)) своей работой на уроке____________ 3. Я (понял(ла), не понял(ла)) _____________ учебный материал на уроке. | Создание настроя класса на активную деятельность и усвоение предметных знаний, умений, способов действий. Проверка знаний и умений по прошлой теме Учитель напоминает тему прошлого урока Проверка ранее изученного материала. Учитель обращается к учащимся с вопросом. Постановка проблемы и организация деятельности учащихся на ее решение. Предлагает учащимся задание. Осуществление контроля над работой учащихся. Организация сотрудничества, выводящая на определение темы и целей урока. Учитель обращается к учащимся с заданием. Объяснение учителем нового материала, демонстрация слайдов. Фронтальное обсуждение результатов работы. Выделение общих закономерностей. Рассказ учителя с демонстрацией слайдов презентации. | Готовность учащихся к уроку. Самостоятельно выполняют задание Учащиеся вспоминают пройденный материал, настраиваются на работу Обучающиеся должны ответить на поставленный вопрос по предыдущему материалу. Активное слушание, участие в беседе. Учащиеся отвечают на поставленный учителем вопрос. Обучающиеся самостоятельно рассуждают, выдвигают гипотезы, привлекая свой жизненный опыт и имеющиеся знания. Активные действия учащихся, проявление самостоятельности. Работа в команде. Обсуждение, принятие совместного решения по данной лабораторной работе. Вывешивание результатов работы группы на доске, и один представитель защищает ее. Восприятие информации преподавателя. Фиксирование темы урока в тетрадях. Подведение под понятие. Самостоятельное знакомство уч-ся с текстовым материалом, нахождение и выделение главного, поиск ответов на поставленные учителем вопросы. Участие в обсуждении предложенных преподавателем вопросов. Учащиеся слушают рассказ учителя. |