Конспект урока "Внутренняя политика Николая I".
8-й класс
Цели урока: создать условия для
знакомства учащихся с личностью нового императора, с внутренней политикой Николая I, характерными чертами политики;
развития общеученических навыков анализа, сравнения, навыков работы с документами и поиска ошибок в них;
обучения выделять главное, определять и объяснять понятия;
актуализации субъективного опыта учащихся,
формирования основ исторического мировоззрения.
План урока:
Проверка домашнего задания.
Объявление темы и целей урока.
Личность Николая I.
Основные направления внутренней политики Николая I.
Общее значение деятельности Николая I.
Запись и пояснение домашнего задания.
Выставление оценок.
Подведение итогов урока.
Подготовка к уроку:
Деление учащихся на группы.
Подборка раздаточного материала.
Сообщение учеников о личности Николая I, его помощников.
Подготовка мультимедийных слайдов.
Оборудование: мультимедийные средства обучения, раздаточные материалы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Начинаем мы опять
По истории шагать.
Чтобы все понятным стало
Потрудиться нам предстоит немало.
Пожелаю всем удачи –
За работу, в добрый час!
II. Актуализация субъективного опыта учащихся.
1. Какое событие произошло 14 декабря 1825 г.?
А) первая в России стачка рабочих.
Б) образование Северного общества.
В) восстание декабристов.
Г) образование Южного общества.
2. Создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии, гонения на инакомыслящих в России в первой половине XIX в. – все это было связано с именем:
А) М.М.Сперанского В) А.Х.Бенкендорфа
Б) А.А.Аракчеева Г) К.П.Победоносцева
3. Добровольное объединение наемных работников в XIX в. называлось:
А) артелью В) общиной
Б) кооперативом Г) приходом
4. Как называлось в России первой половины XIX в.сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами?
А) дворяне В) почетные граждане
Б) купцы Г) мещане
5. Укажите лишнее имя в ряду российских государственных деятелей XIX в., проявивших себя на дипломатическом поприще:
А) А.С.Грибоедов В) М.И.Кутузов
Б) А.М.Горчаков Г) А.Х.Бенкендорф
6. Какие из указанных ниже деятелей занимались проведением в России XIX в. либеральных реформ?
А) М.М.Сперанский Г) К.П.Победоносцев
Б) Д.А.Милютин Д) С.С.Уваров
В) А.Х.Бенкендорф Е) С.Ю.Витте
7. Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский стали известны в XIX в. своими исследованиями в области:
А) математики В) биологии
Б) физики Г) истории
8. Традиционная форма организации труда и поземельных отношений крестьян в России XIX в. – это
А)община В) поместье
Б) земство Г) вотчина
9. В XIX в. Россия по форме правления была:
А) самодержавной монархией В) феодальной республикой
Б) конституционной монархией Г) демократической республикой
10 В первой половине XIX в. крепостные крестьяне должны были отдавать помещику часть своего урожая, скота, изделий домашних промыслов. Такая повинность крепостных крестьян называлась:
А) барщиной В) оброком
Б) гужевой повинностью Г) отработками.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Начинаем мы опять
По истории шагать.
Чтобы все понятным стало
Потрудиться нам предстоит немало.
Пожелаю всем удачи –
За работу, в добрый час!
II. Актуализация субъективного опыта учащихся.
1. Какое событие произошло 14 декабря 1825 г.?
А) первая в России стачка рабочих.
Б) образование Северного общества.
В) восстание декабристов.
Г) образование Южного общества.
2. Создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии, гонения на инакомыслящих в России в первой половине XIX в. – все это было связано с именем:
А) М.М.Сперанского В) А.Х.Бенкендорфа
Б) А.А.Аракчеева Г) К.П.Победоносцева
3. Добровольное объединение наемных работников в XIX в. называлось:
А) артелью В) общиной
Б) кооперативом Г) приходом
4. Как называлось в России первой половины XIX в.сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами?
А) дворяне В) почетные граждане
Б) купцы Г) мещане
5. Укажите лишнее имя в ряду российских государственных деятелей XIX в., проявивших себя на дипломатическом поприще:
А) А.С.Грибоедов В) М.И.Кутузов
Б) А.М.Горчаков Г) А.Х.Бенкендорф
6. Какие из указанных ниже деятелей занимались проведением в России XIX в. либеральных реформ?
А) М.М.Сперанский Г) К.П.Победоносцев
Б) Д.А.Милютин Д) С.С.Уваров
В) А.Х.Бенкендорф Е) С.Ю.Витте
7. Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский стали известны в XIX в. своими исследованиями в области:
А) математики В) биологии
Б) физики Г) истории
8. Традиционная форма организации труда и поземельных отношений крестьян в России XIX в. – это
А) община В) поместье
Б) земство Г) вотчина
9. В XIX в. Россия по форме правления была:
А) самодержавной монархией В) феодальной республикой
Б) конституционной монархией Г) демократической республикой
10 В первой половине XIX в. крепостные крестьяне должны были отдавать помещику часть своего урожая, скота, изделий домашних промыслов. Такая повинность крепостных крестьян называлась:
А) барщиной В) оброком
Б) гужевой повинностью Г) отработками.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Начинаем мы опять
По истории шагать.
Чтобы все понятным стало
Потрудиться нам предстоит немало.
Пожелаю всем удачи –
За работу, в добрый час!
II. Актуализация субъективного опыта учащихся.
1. Какое событие произошло 14 декабря 1825 г.?
А) первая в России стачка рабочих.
Б) образование Северного общества.
В) восстание декабристов.
Г) образование Южного общества.
2. Создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии, гонения на инакомыслящих в России в первой половине XIX в. – все это было связано с именем:
А) М.М.Сперанского В) А.Х.Бенкендорфа
Б) А.А.Аракчеева Г) К.П.Победоносцева
3. Добровольное объединение наемных работников в XIX в. называлось:
А) артелью В) общиной
Б) кооперативом Г) приходом
4. Как называлось в России первой половины XIX в. сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами?
А) дворяне В) почетные граждане
Б) купцы Г) мещане
5. Укажите лишнее имя в ряду российских государственных деятелей XIX в., проявивших себя на дипломатическом поприще:
А) А.С.Грибоедов В) М.И.Кутузов
Б) А.М.Горчаков Г) А.Х.Бенкендорф
6. Какие из указанных ниже деятелей занимались проведением в России XIX в. либеральных реформ?
А) М.М.Сперанский Г) К.П.Победоносцев
Б) Д.А.Милютин Д) С.С.Уваров
В) А.Х.Бенкендорф Е) С.Ю.Витте
7. Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский стали известны в XIX в. своими исследованиями в области:
А) математики В) биологии
Б) физики Г) истории
8. Традиционная форма организации труда и поземельных отношений крестьян в России XIX в. – это
А) община В) поместье
Б) земство Г) вотчина
9. В XIX в. Россия по форме правления была:
А) самодержавной монархией В) феодальной республикой
Б) конституционной монархией Г) демократической республикой
10 В первой половине XIX в. крепостные крестьяне должны были отдавать помещику часть своего урожая, скота, изделий домашних промыслов. Такая повинность крепостных крестьян называлась:
А) барщиной В) оброком
Б) гужевой повинностью Г) отработками.
Личность Николая I
На экране Слайд. Ученики записывают в тетради годы жизни и правления Николая I.
У.: Период правления Николая I называют «Апогей самодержавия», то есть время наиболее полного проявления абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах жизни России. В Европе в этот момент завершаются промышленные перевороты, а ведущие европейские страны превращаются в высокоразвитые промышленные державы. А что же происходит в России? Подавлено восстание декабристов, по-прежнему сохраняется крепостное право, абсолютная монархия, в обществе усиливаются консервативные настроения.
После трехнедельного междуцарствования на российский престол вступил младший брат Александра, Николай Павлович. Ему было 29 лет. Стройный, статный красавец, с правильными чертами энергичного лица, со строгим выражением серо-стальных глаз, он казался живым олицетворением власти и силы. Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества? (На экране – соответствующая цитата)
Согласны ли вы с этим высказыванием? На этот вопрос вы ответите в конце урока.
О детстве и юности Николая Павловича нам расскажет мой помощник.
Рассказ ученика: Будущий император Николай I родился в Царском Селе 25 июня 1798 года. Он был третьим сыном великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны.
Павел страстно любил своих младших детей, отдавая предпочтение Николаю. Он часто играл с детьми, уделяя немалую часть своего досуга. Первой игрушкой, купленной Николаю, было деревянное ружьё, затем последовали четыре деревянные шпаги. В три года мальчик впервые надел военный мундир. Можно сказать, что военный обиход окружал будущего русского императора с малых лет.
Николаю не было и пяти лет, когда он лишился отца. Вскоре после этого его воспитание переходит в руки генерала М.И. Ламсдорфа. Вряд ли можно сделать более неудачный выбор. Он старался переломить воспитанника на свой лад, идти прямо наперекор
всем наклонностям, желаниям и способностям Николая. Мальчика на каждом шагу останавливали, исправляли, делали замечания, преследовали моралью и угрозами. Будущий император рос вспыльчивым, упрямым и непослушным. Но это вряд ли оправдывает Ламсдорфа, который позволял себе бить Николая линейкой, ружейными шомполами, наказывать розгами. Все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к военному делу: парадам, смотрам, разводам. Но особенно отличался Николай, сохранивший любовь к внешней стороне армейской жизни навсегда.
Страсть Николая ко всему военному беспокоила императрицу Марию Федоровну. Она приглашала в качестве наставников Николаю известных ученых, но будущий император испытывал отвращение к лекциям не имеющих отношение ратному делу.
У.: К какой карьере готовили великого князя Николая Павловича? (К военной.)
— Какие обстоятельства повлияли на его характер?
Лучше всего о личности императора Николая могут рассказать его современники, поэтому я предлагаю познакомиться с документом.
Документ. Из воспоминаний фрейлины А.В. Тютчевой: «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний».
Вопросы к документу:
Какие черты характера выработались у будущего императора? (властность, дотошность, ответственность)
Какая организация была идеалом для Николая I? (армия)
Что император требовал от своих подчинённых? (исполнительности, точности, покорности)
Основные направления внутренней политики Николая I
У.: Противоречивость личности Николая I отразилась и на его внутренней политике. С одной стороны он пытался искоренить недостатки существующей системы, но при этом сохранить и укрепить самодержавие.
На экране появляется слайд Внутренняя политика Николая I
Учащиеся начинают запись в тетради:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ внутренней политики Николая I.
УКРЕПЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ
Централизация управления государством:
усиление роли Собственной Его Императорского Величества Канцелярии;
увеличение количества чиновников и расширение их полномочий.
Борьба с революционными настроениями:
а) создание III Отделения Канцелярии (политический сыск, шеф – А.Х. Бенкендорф);
б) принятие «Устава о цензуре» в 1826 году.
На экране по ходу рассказа учителя появляются слайды с направлениями политики императора Николая.
У.: После восстания декабристов основной заботой Николая Павловича были централизация управления государством, контроль настроений в обществе и борьба с вольнодумием. Поэтому он расширяет полномочия своей личной канцелярии, увеличивает количество чиновников и их власть. Даже мелкие решения принимались высшими чиновниками. Можно сказать, что Россия попала под власть бюрократов.Для борьбы с революционными настроениями император создал специальную организацию - III Отделение Канцелярии. Его руководителем был Александр Христофорович Бенкендорф, о котором расскажет мой помощник.
Рассказ ученика: Генерал Александр Христофорович Бенкендорф служил начальником третьего отделения канцелярии, одновременно был шефом жандармского корпуса. Пользовался особым доверием царя.
У.: Особое внимание уделялось проверке печатаемых произведений. Поэтому Николай I в 1826 году утвердил «Устав о цензуре», прозванной современниками за строгость «чугунным». Все журналисты, писатели, поэты могли опубликовать написанное, только пройдя проверку цензоров.
Работа в группах.
Учитель предлагает учащимся представить себя живущими и работающими в николаевское время.
Используя материалы параграфа 10, 1-я группа «Жандармы» должна сдать экзамен на чин унтер-офицера и выполнить задание; 2-я группа «Цензоры» подготовят рецензию на стихотворение А.С. Пушкина; 3-я группа «Чиновники» должна определить, как можно улучшить работу министерств и ведомств.
Для выполнения заданий отводится 3 минуты, затем группы сообщают свои ответы. Результат третьей группы служит переходом к рассказу учителя о втором направлении внутренней политики императора Николая Павловича.
Продолжение записи в тетради:
УЛУЧШЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОРЯДКОВ
Издание Полного собрания законов Российской империи и Свода действующих законов государства (М.М. Сперанский).
Попытка решения крестьянского вопроса (П.Д. Киселёв).
На экране – соответствующий слайд.
У.: Для улучшения существующих порядков император приказал пересмотреть все законы, изданные в России за последние 200 лет. Из них был собран Свод действующих законов Российской империи. Доверить такой труд можно было только опытному чиновнику.
На экране – портрет М.М. Сперанского.
Рассказ ученика: Михаил Михайлович Сперанский при Александре I занимал должность статс-секретаря, заместителя министра юстиции, генерал-прокурора Синода. Разработал проект преобразований государственного управления, который не был утвержден. По поручению Николая I выполнил труд, который до него безуспешно вёлся десятилетиями: собрал и опубликовал Свод действующих законов государства.
У.: Император не забыл нужды и беднейших своих подданных – крестьян. Меры по улучшению их положения он поручил Павлу Дмитриевичу Киселёву.
На экране – портрет П. Д. Киселёва.
Рассказ ученика: Павел Дмитриевич Киселёв – граф, государственный и военный деятель, дипломат. Геройски проявил себя в Бородинском сражении. С 1838 года занимал пост министра государственных имуществ. Разработал проект крестьянской реформы.
У.: Относясь к крепостному праву как к очевидному злу, Николай I не мог решиться на его отмену. Опасаясь реакции помещиков, он лишь частично облегчил жизнь крестьян.
Значение деятельности Николая I
Работа в группах.
Что бы проанализировать суть и значимость николаевских преобразований группы по параграфу 10 выполняют задания.
На работу с учебником и ответы даётся 3 минуты, затем учитель предлагает вспомнить вопрос, заданный в начале урока.
Появляется слайд: «Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества?» Согласны ли вы с этим высказыванием?
Для ответа на этот вопрос ребятам нужно выбрать карточки «ДА» или «НЕТ». Свой выбор они поясняют.
«ДА» | «НЕТ» |
Николай предпринимал меры для укрепления самодержавия: учредил 3-е отделение, принял «Устав о цензуре». | Он старался улучшить существующие порядки, например: приказал привести в порядок законы и решить «крестьянский» вопрос. |
Обобщая ответы учеников, учитель говорит, что деятельность Николая I неоднозначна: видя своей главной заботой поддержание спокойствия и порядка в государстве, он укреплял устои самодержавия и боролся с существующими недостатками системы.
Запись и пояснение домашнего задания
Для закрепления, изученного на уроке ученикам предлагается выполнить домашнее задание: Дайте общую оценку внутренней политики Николая I .
— Ребята, было ли вам интересно познакомиться с личностями николаевской эпохи? Чтобы подробнее познакомиться с их судьбой, я предлагаю вам почитать книги, которые есть в классе и в школьной библиотеке.
Выставление оценок
Учитель просит руководителей групп проанализировать работу участников групп и выставляет оценки за урок.
Хочу отметить учеников, подготовивших сообщения, которые были построены грамотно, лаконично, научно и несли для вас новую информацию;
руководители групп, также заслуживают похвалы за хорошую организацию работы;
содержательными были устные ответы следующих учеников…
Рефлексия
Выскажите свои мысли по поводу урока.
Сегодня:
Подведение итогов урока
У.: Подведём итоги. В начале урока мы определили цели нашей работы:
сформировать представление об особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях;
развивать умения работать с документами, выделять главное делать выводы;
воспитывать интерес к историческим личностям.
Выслушав ответы учеников, учитель заканчивает урок.