СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренняя политика Николая 1

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по николаевской россии может быть использован в 8 и 9 классах. составлен согласно программе

Просмотр содержимого документа
«Внутренняя политика Николая 1»

  • Автор составитель урока: Кузина Елена Николаевна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №7 п. Приютов Белебеевский район РБ

  • Предмет: история

  • Класс: 8

  • Учебник: Данилов Д.Д. , Клоков В.А., др. Российская история. 19-начала 20 века. М.: Баласс, 2005.

  • Тема урока: Внутренняя политика Николая 1

  • Урок изучения нового материала

  • Методы и приемы: групповая работа, ролевая игра, работа с историческими источниками, прием «дерево решений», диалог

  • Технологии: проблемное обучение, методика критического мышления, ИКТ, разноуровневое обучение.

  • Демонстрационный материал: портрет Николая 1, таблица

  • Медиаматериалы: компьютерная презентация, видеофильм «Развитие капитализма в России »- «КМ-школа»

  • Предварительная подготовка: сообщения «Николай 1 – воспитание и характер», создание компьютерной презентации, подборка раздаточного материала

  • Цели урока:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с личностью Николая I;

  • сформировать у учащихся представление об особенностях внутренней политики ,её основными направлениями.

  • показать, что в условиях самодержавия многое зависит от личности, взглядов и пристрастий одного человека.

Развивающие:

    • совершенствовать умения учащихся работать с учебником;

    • развивать навыки анализа документов;

    • совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;

    • развивать коммуникативную культуру.

Воспитывающие:

  • формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям.

Ход урока

1. Организационный момент.

Объявление темы и целей урока. Постановка проблемного задания.

У.: Сегодня наш урок посвящен внутренней политике Николая I. (Запись в тетради темы.)

У.: Период правления Николая I называют «Апогей самодержавия», то есть время наиболее полного проявления абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах жизни России. В Европе в этот момент завершаются промышленные перевороты, а ведущие европейские страны превращаются в развитые промышленные державы В них уславливается конституционный строй.

А что же происходит в России? -по-прежнему сохраняется крепостное право, абсолютная монархия. Подавлено восстание декабристов и после трехнедельного междуцарствования на российский престол вступил младший брат Александра, Николай Павлович. Ему было 29 лет. Стройный, статный красавец, с правильными чертами энергичного лица, со строгим выражением серо-стальных глаз, он казался живым олицетворением власти и силы. Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества? (На экране – цитата)

Согласны ли вы с этим высказыванием? На этот вопрос вы ответите в конце урока.

Для этого на уроке мы должны познакомиться с преобразованиями, проводимыми императором Николаем I;  выяснить особенности внутренней политики Николая I, её основные направления; Доказать, что внутренняя политика Николая 1 имела противоречивый характер?

Слайд Определить положительные и отрицательные стороны внутренней политики Н 1.-

какие действия были направлены на укрепление самодержавия, а какие способствовали улучшению существующего строя- по ходу урока вы должны будете заполнять таблицу в тетради

«Урок в уроке»- сообщение о Николая 1«Николай 1 – воспитание и характер»

Беседа :

  • К какой карьере готовили великого князя Николая Павловича, не посвящая в вопросы политики и управления?

Лучше всего о личности императора Николая могут рассказать его современники, поэтому я предлагаю познакомиться с документом №1

Работа с фрагментами исторических источников

Документ. Из воспоминаний фрейлины А.Ф. Тютчевой: «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний».

«Рабочий день Николай 1 начинался рано. В зимние дни часов в 7 утра горожане могли видеть в окне государя при свете свечей читавшего и пописывающего целые вороха перед ним бумаг. В первом часу дня, невзирая ни на какую погоду, государь отправлялся на проверку учебных заведений, казарм, др.казеных заведений. При этих посещениях Николай 1 входил во все подробности управления и часто давал замечания, что следует изменить или уничтожить. Обладая необычайной памятью, он никогда не забывал того , что приказывал, и горе тому начальству, если при вторичном посещении заведения он находил свои замечания неисполненными»

Вопросы к документу:

  • Какие черты характера выработались у будущего императора?

  • Что император требовал от своих подчинённых?

Как вы думаете, какие события не могли не отразиться на личности императора?

Новый император вступил на престол при трагических обстоятельствах, в первый же день своего царствования он отдал приказ стрелять в собственных солдат и офицеров.

Восстание декабристов было для власти шоком, от которого та долго не могла оправиться. Первые полгода своего царствования Николай I занимался следствием по делу декабристов, лично допрашивал многих из них, вникал в показания. В итоге перед ним открылась неприглядная картина российской действительности.

  • Как вы думаете, каким образом могли повлиять на характер внутренней политики Николая I обстоятельства его вступления на престол? –(

  • Каковы были его политические взгляды? Послушаем его современников и самого

Николая 1 –обратимся вновь к документам №2

Работа с фрагментами исторических документов

«Он видит в русском самодержавии единственный принцип порядка и прочности, еще непоколебимый революционными идеями Европы»

«Его образ действий выработался из мысли, что править хорошо- значит возможно туже затягивать бразды правления» А.Ф.Тютчева.

Манифест о восшествии на престол Николая 1:

«Не от деревенских мечтаний, всегда разрушительных, но свыше ( т.е.само государство) усовершенствуются постепенно отечественные установления, пополняются недостатки, исправляются злоупотребления...(постепенное реформирование) Революция на пороге России, но клянусь она не проникнет в Россию, пока я жив»

    • Какой политический строй Николай считал лучшим для России?

Слайд УКРЕПЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ.

Преобразования начались с реформ государственного управления. Николай I сам стремился вникать в дела государственного управления.

Беседа:

  • Как управлялась Россия при Николае I , вы видите на схеме стр. 104.учебник

  • Как изменилась структура по сравнению с периодом правления Александра I ?

  • Что появилось нового? Что сохранилось?

После восстания декабристов основной заботой Николая Павловича были централизация управления государством. Поэтому он расширяет полномочия своей личной канцелярии, увеличивает количество чиновников и их власть. Даже мелкие решения принимались высшими чиновниками. Можно сказать, что Россия попала под власть бюрократов.

Особую роль приобрело III отделение для контроля умонастроений в обществе и борьбы с вольнодумием.

Борьба с революционными настроениями:

а) создание III Отделения Канцелярии (политический сыск, шеф – А.Х. Бенкендорф);

б) принятие «Устава о цензуре» в 1826 году.

В) теория официальной народности

Борьба с революционными настроениями, с проявлениями несогласия стали одним из основных направлений внутриполитической деятельности Николая I (заполнение таблицы)

Для борьбы с революционными настроениями император создал специальную организацию - III Отделение Канцелярии. Его руководителем был Александр Христофорович Бенкендорф

Все политические дела и контроль за умонастроениями были поручены III отделению канцелярии. Для наведения порядка в распоряжении шефа отделения А.Х.Бенкендорфа находился корпус жандармов. Жандармерия – политическая полиция.

Работа с документом 3

«Из записок главы 3 отделения Собственной Его императорского величества канцелярии А.Х.Бенкендорфа:

Государь избрал меня для образования высшей полиции, которая наблюдала за злоупотреблениями и людьми к ним склонным. Учрежденное в то время 3 отделение вело следствия по политическим делам, собирало информацию о настроениях различных слоев общества, следило за иностранцами, вело тайный надзор за политическими неблагонадежными лицами, борьбу с фальшивомонетчиками и раскольниками, уголовными убийствами, вела переписку о «всех вообще происшествиях», ведала личным составом, пожалованиями и т. п.»

    • Какие функции выполняло III отделение?

Особое внимание уделялось проверке печатаемых произведений. Поэтому Николай I в 1826 г утвердил «Устав о цензуре», прозванной современниками за строгость «чугунным». Все журналисты, писатели, поэты могли опубликовать написанное, только пройдя проверку цензоров.

  • Что такое цензура? –система гос надзора за печатью, проверка материалов, готовящихся к печати.

В1832 году товарищем министра просвещения графом С.С. Уваровым была сформулирована теория официальной народности, ставшая идеологической основой самодержавия слайд

Составные – самодержавие, православие, народность. Как вы их понимаете? Эта теория подчеркивала священный характер самодержавия, связывает его с национальным характером русского народа и его глубокой религиозностью. Только православие, только самодержавие необходимы российскому народу.

Работа в группах.- ролевая игра

Используя материалы параграфа , 1-я группа «Жандармы» должна сдать экзамен на чин унтер офицера и выполнить задание; 2-я группа «Цензоры» подготовят рецензию на стихотворение А.С. Пушкина; 3-я группа «Чиновники» должна определить, как можно улучшить работу министерств и ведомств.

  • Задание для группы «Жандармы».

Найдите ошибку в документе, помня, что жандармское отделение занималось политическим сыском и осуществляла контроль за умонастроениями. «В обязанности каждого жандарма входит: 1) выполнение распоряжений начальства; 2) пресечение оборота фальшивых денег; 3) сбор сведений о неблагонадежных лицах; 4) учреждение богоугодных заведений; 5) высылка подозрительных людей; 6) надзор за иностранцами; 7) составление учебных программ для гимназий и университетов».

  • Задание для группы «Цензоры».

Прочитайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с точки зрения «Устава о цензуре». Что из прочитанного могло быть истолковано как намёк на непочтительность к существующему режиму?

Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают;

  • Задание для группы «Чиновники».

Выберите из перечисленных мероприятий наиболее вероятные направления деятельности по искоренению недостатков существующей системы. Помните, что реформы не должны подрывать самодержавие.

  1. отмена крепостного права;

  2. введение Конституции;

  3. создание единого «Свода законов»;

  4. созыв парламента;

10)улучшение положения крестьян

Для выполнения заданий отводится 2-3 минуты, затем группы сообщают свои ответы. Результат третьей группы служит переходом к рассказу о втором направлении внутренней политики императора Николая Павловича.

Продолжение записи в тетради:

Слайд УЛУЧШЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОРЯДКОВ

  1. Издание Полного собрания законов Российской империи и Свода действующих законов государства (М.М. Сперанский).

  2. Попытка решения крестьянского вопроса (П.Д. Киселёв).

Для улучшения существующих порядков император приказал пересмотреть все законы, изданные в России за последние 200 лет. В 1826г. Николай I создает II отделение канцелярии во главе с М.М.Сперанским.

На экране – портрет М.М. Сперанского. Что вы знаете об этом человеке?

  • Каковы результаты деятельности Николая I в области государственного управления?

  • Скажите, в чем, по-вашему, важность составления Свода законов Российской империи?

Итак, преобразований в области государственного управления не произошло. Напротив, самодержавие окрепло. Но Положительным итогом является проведенная кодификация законов.

Крестьянский вопрос :слайд

У.: Император не забыл нужды и беднейших своих подданных – крестьян.

  • В каком положении находилось крестьянство?

Император понимал, что главной проблемой российского общества является крестьянский вопрос. Меры по улучшению их положения он поручил Павлу Дмитриевичу Киселёву. Министерство государственных имуществ под руководством П.Д.Киселева провело реформу управления государственными крестьянами. Реформа облегчила положение крестьян

Как Николай 1 относился к крепостному праву? Послушаем самого императора, точнее отрывок из его речи на заседании Государственного Совета в 1842г Обратимся к документам

Работа с фрагментами исторических источников

Документ 4 Изречения Николая I:

“Крепостное право, в нынешнем положение, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно, еще более гибельным”.

    • Как относится Николай 1 к крепостному праву?

    • Почему император считал, что отмена крепостного права стала бы опасной для общественного спокойствия?

Слайд Какие мероприятия были проведены для крепостных крестьян? Кто такие обязанные крестьяне? При каком обязательном условии эти шаги претворялись в жизнь? (при согласии помещиков, что, фактически, сводило на нет результаты).

Понимая, что для дальнейшего развития страны отменить крепостное право необходимо, Николай I для подготовки создает 10 секретных комитетов, но на отмену крепостного права он так и не решился.

Относясь к крепостному праву как к очевидному злу, Николай I не мог решиться на его отмену. Понимая, что это затронет всех- результатом могли быть как восстания крестьян, так и выступления дворян, император отказался от радикального решения. Для было главным стабильность и порядок, он лишь частично облегчил жизнь крестьян.

Подведение итоговрешение проблемной задачи, поставленной в начале урока

Появляется слайд: «Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества?» Согласны ли вы с этим высказыванием?

Назовите положительные и отрицательные стороны внутренней политики Николая 1?

слайд

«ДА» -отриц.

«НЕТ»+положит.

Николай предпринимал меры для укрепления самодержавия: учредил 3-е отделение, принял «Устав о цензуре».

Он старался улучшить существующие порядки, например: приказал привести в порядок законы и решить «крестьянский» вопрос.

  • Работа с отрывками худ произведений стр.114 учебник Пушкин-Лермонтов

  • Закрепление материала: выполнение теста /презентация

6. Запись и пояснение домашнего заданиядомашнее задание: п. 8 в.№4

Рефлексия

  • — Ребята, было ли вам интересно познакомиться с личностями николаевской эпохи? Познакомились ли вы с внутренней политикой Николая I и её направлениями?

  • Какие моменты урока вам понравились больше всего?

  • С какими личностями вы познакомились?

  • Какие понятия были ключевыми на уроке?

  • Как вы оцениваете свою работу на уроке?
















Приложения

Документ. 1

1) Из воспоминаний фрейлины А.Ф. Тютчевой: «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний».

«Рабочий день Николай 1 начинался рано. В зимние дни часов в 7 утра горожане могли видеть в окне государя при свете свечей читавшего и пописывающего целые вороха перед ним бумаг. В первом часу дня, невзирая ни на какую погоду, государь отправлялся на проверку учебных заведений, казарм, др.казеных заведений. При этих посещениях Николай 1 входил во все подробности управления и часто давал замечания, что следует изменить или уничтожить. Обладая необычайной памятью, он никогда не забывал того , что приказывал, и горе тому начальству, если при вторичном посещении заведения он находил свои замечания неисполненными»

Вопросы к документу:

  • Какие черты характера выработались у будущего императора?

  • Что император требовал от своих подчинённых?


Документ. 2

«Он видит в русском самодержавии единственный принцип порядка и прочности, еще непоколебимый революционными идеями Европы”

«Его образ действий выработался из мысли, что править хорошо - значит возможно туже затягивать бразды правления»
А.Ф.Тютчева.

Манифест о восшествии на престол Николая 1:

«Не от деревенских мечтаний, всегда разрушительных, но свыше ( т.е.само государство) усовершенствуются постепенно отечественные установления, пополняются недостатки, исправляются злоупотребления...(постепенное реформирование) Революция на пороге России, но клянусь она не проникнет в Россию, пока я жив»

    • Какой политический строй Николай считал лучшим для России?


Документ 3

Из записок главы 3 отделения Собственной Его императорского величества канцелярии А.Х.Бенкендорфа:

Государь избрал меня для образования высшей полиции, которая наблюдала за злоупотреблениями и людьми к ним склонным. Учрежденное в то время 3 отделение вело следствия по политическим делам, собирало информацию о настроениях различных слоев общества, следило за иностранцами, вело тайный надзор за политическими неблагонадежными лицами, борьбу с фальшивомонетчиками и раскольниками, уголовными убийствами, вела переписку о «всех вообще происшествиях», ведала личным составом, пожалованиями и т. п.

    • Какие функции выполняло 3 отделение ?


Документ 4

Изречения Николая I:

Крепостное право, в нынешнем положение, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно, еще более гибельным”.

    • Как относится Николай 1 к крепостному праву? Почему император считал, что отмена крепостного права стала бы опасной для общественного спокойствия?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!