Урок литературного чтения
Вид урока: урок открытий новых знаний
Тема: С.В. Михалков «Мой щенок»
Цель: познакомить учеников с произведением “Мой щенок”.
Планируемые результаты деятельности:
Личностные: помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям;
Метапредметные :
Познавательные умения: учить определять отношения автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения;
Регулятивные умения: учить правилам дискуссии, разным видам чтения; оценивать свою деятельность;
Коммуникативные умения: развивать критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы; умения определять позицию автора в произведении;
Предметные: знать содержание стихотворения, выразительно читать.
Используемые технологии: системно-деятельностная (работа в группах), личностно-ориентированная технология (карточки с заданиями), частично-поисковая (работа с информацией), информационно-коммуникативная технология (презентация), проблемно-поисковая (разрешение проблемы), знаково- символическая система (работа с таблицей), здоровьесберегающая (физминутка)
Оборудование урока:
Мультимедийный проектор, ПК, презентация, карточки с заданиями.
Структура урока
I. Cтадия вызова, ведение в проблему (настраивает на получение новой информации: ученики активизируются; формируют запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний. У учащихся пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала).
II. Cтадия осмысления, выполнения (содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа, показывает, что в процессе чтения происходит первичный анализ информации).
III. Cтадия рефлексии (превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. Заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, “присвоить” новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы).
Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением, тем, что ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
На уроках используются такие формы как:
Ход урока
I Стадия вызова
Этап урока | Цель этапа | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Результат Формирование УУД |
1. Орг.момент 2мин. Мотивация, самоопределение) к учебной деятельности | Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности | Настраивает уч-ся на урок. Улыбнитесь мне, друг другу, чтобы урок был интересным, надо быть активными и не боятся выражать свои мысли. Ужасно интересно, все то, что неизвестно. А то, что неизвестно, нам хочется узнать. Но, чтоб добыть нам знания Проявим мы старание. Тогда с тобою многое удастся нам понять. | Дети сидят в группах (заранее сформированы по усмотрению педагога или по выбору ребят). | Готовы к началу урока - внутренняя позиция школьника; Учебно-познавательная мотивация |
2. Постановка цели урока в начале или в процессе урока (проблемная ситуация)-3 мин.
| На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации | Задает вопросы учебного диалога, стимулируя детей к выведению темы и целей урока. У кого из вас дома есть питомцы? Расскажите о них. Предположите о ком будем говорить на уроке? | Высказывают предположения.Наверное, каждый из нас желает иметь такого друга в доме. Но не все понимают, какую ответственность будет нести семья, взявшая в дом собаку. Собака требует ежедневной заботы и ухода. Особенно маленькая. Она много не умеет, её надо всему научить. | Цель и задачи сформировали. Построение логической цепи рассуждений (П); Достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К); |
|
3. Подготовка к восприятию материала -2мин
| Формирование запроса на получение новых знаний | Упражнение по тренажеру для чтения: В этом тренажере спрятался герой нового произведения. Найдите его: а щ м г е о е н к л о м м к а -Кого называем щенком? - О ком будет это произведение? | Работа с информацией (презентация)
Отвечают на вопрос. | Учебно-познавательный интерес (Л) Поиск и выделение необходимой информации (П)
Формулирование своего мнения (К)
|
4.Открытие нового материала- 2 мин.
5. Подготовка к чтению -3мин. | Знакомство с новой темой Подготовка артикуляционного аппарата (Речевая разминка) 1) Работа со скороговоркой. 2) Работа над логическим ударением. 3) Чтение трудных слов. | Учитель знакомит с темой урока. С.Михалков сочинил замечательное стихотворение «Мой щенок» Чтобы наша дикция была четкой, учимся произносить скороговорку: Два щенка щека к щеке Щиплют щетку в уголке. Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложения, выделяя голосом выделенное слово: Я люблю играть с щенком. Я люблю играть с щенком. Я люблю играть с щенком. Я люблю играть с щенком. Прочитайте это предложение по кругу. (Я, я люблю, я люблю играть, я люблю играть с щенком). Читаем длинные слова из текста сначала по слогам, затем полностью: по-кры-вать-ся- покрываться, пе-ре-ко-ше-на,-перекошена, у-ку-тан-ный- укутанный, за-бин-то-ван-ный-забинтованный. | Читают название темы хором с учителем, самостоятельно.
Дети читают Вполголоса, хором, быстро, четко проговаривая | Волевая саморегуляция
Речевая активность (Р) |
6.Динамическая пауза – 2 мин. | Снятие физического и эмоционального напряжения с детей | Учитель читает с детьми, проговаривая четко, показывает одновременно движения. Чешем щеткой мы щенка, Будет шерстка так мягка! Скачет радостный щенок, Скрыть он радости не мог! | Выполняют движения, проговаривая стихотворение | Развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л) Развитие речи (К) |
| | | | |
II Стадия осмысления, выполнения |
7.Работа с текстом
А) Первичное восприятие текста 5мин | Чтение стихот. | Учитель читает стихотворение. Почему же девочка грустила? Размышляем над вопросом : Какие чувства вызвало это стихотворение? Почему же девочка грустила? | Размышляют над заданием. Высказывают предположения. | Познавательная информация (Р) Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К |
Б) Словарная работа 5мин.
| Обогащение словарного запаса слов
| Организует работу в группах по словарным словам (групповая работа- методика «Верно-неверно»). Учитель объясняет: Жбан ( ведро для воды, кувшин с крышкой). 1 группа: Кладовка (заведующая складом, помещение для хранения клада, пристройка к дому, где хранятся вещи и продукты). 2 группа: Пчелиный рой (семья пчёл, пчелиные гонки). 3 группа: Сбилась с ног (измучиться, сбить себе ноги, ). 4группа: Лежит пластом (лежать на пластыре, вытянуться, лежать не шевелясь). Учитель занимает работу координатора. организует работу в группах. наблюдает за работой в группах, вносит коррективы, следит за соблюдением дисциплины. Проверка по таблице на экране.
Кладовка | лежать на пластыре вытянуться лежать не шевелясь | Лежит пластом | измучиться сбить себе ноги | Сбилась с ног | семья пчёл пчелиные гонки | Пчелиный рой | |
| Работают с информацией
Выявляют затруднение
Делают вывод
| Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) Познавательная инициатива (Р) Взаимопроверка
|
Г) Вторичное восприятие текста
Д) Работа над содержанием текста | Чтение стихот. по цепочке.
Составление плана
Работа с тестом
Беседа по содержанию произведения | Стихотворение читают несколько учеников по цепочке. (работа в группах) 1 группа и 2 группа- Составление плана на доске. Заполните пропущенные пункты плана: 1 группа: Действия щенка. Стал всех будить. …………………. Перевернул жбан с мёдом. …………………. …………………. Залез лапой в клей. 2 группа: Опасения девочки. Украли. ………………… Другое имя дали. ………………….. Мокнет под дождем. 3 группа и 4 группа- Работа над тестом. Выделите те слова, которые характеризуют девочку и щенка. Обоснуйте свой выбор. 3 группа: Девочка Добрая Ответственная Ленивая Заботливая Злая Равнодушная Жестокая Внимательная 4 группа: Щенок: Озорной Трусливый Глупый Любопытный Непослушный Злой Шаловливый Способ проверки: отчет о работе 1 ученика из группы С чего началась эта история? И т.д. | Дети работают в группах , выполняют задания | Поиск ответа на вопрос (П)
Доказывают свою точку зрения (К) Формулирование своего мнения (К)
|
III Стадия рефлексия |
5 Рефлексия деятельности
6.Дом.задание: | На данном этапе фиксируется новое содержание изученного на уроке, организуется рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и намечаются следующие цели деятельности | А)А теперь давайте выясним: Если в доме есть животное- это хорошо или плохо? Назовите плюсы и минусы. На доске: Держать дома животное-это Б) Подведение итога: У нас получилось много плюсов и минусов. Но животное не виновато, что оно появилось дома именно у вас, что ей достался хороший или плохой хозяин. Давайте еще раз вернемся к словам А.Д.Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили». Как вы их понимаете? Чему учит стихотворение С.Михалкова? В) Выставление отметок за урок. Дом.задание: стр. 35 , читать выразительно. Г) Рефлексия: Покормите щенка. Если вам сегодня понравился урок, вам было интересно- прикрепите рядом со щенком оранжевую косточку, если было скучно и неинтересно- красную. Объясните свой выбор. Спасибо за урок. | Делают выводы, отвечают на вопросы , Проводят самооценку | Внутренняя позиция ученика (Л) Самооценка на основе критерия успешности (Л) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) |
Самоанализ урока
Урок помещён в раздел «Авторская сказка». Вид урока: урок открытий новых знаний. Многие современные технологии можно использовать для формирования ключевых компетентностей, но мне близка технология “Развития критического мышления через чтение и письмо”. Эту технологию использовала на уроке. Она является одной из образовательных технологий по новым стандартам, поддерживающих компетентностно-ориентированный подход в образовании. Структура урока состоит из трех стадий: 1. Стадия вызова, ведение в проблему, 2 Стадия осмысления и выполнения, 3 Стадия рефлексии.
В начале урока дети разрешают проблемную ситуацию, соотносят названия произведения с прогнозированием содержания текста сказки. В стадии осмысления знакомлю с писателем сказки, расширяя знания детей об авторах литературных произведений. Провожу словарную разминку, обогащая словарный запас слов учащихся . Работа в парах помогает быстрее находить ответы на заданные вопросы, учит работать с информацией, доказывать свою точку зрения и позиции в коммуникации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы, организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий. Работа над содержанием произведения помогает точнее раскрыть главную идею сказки, для этого показываю отрывок инсценировки сказки. При вторичном чтении отрабатываем навыки правильного и выразительного чтения. Применяю и здоровьесберегающие технологии, провожу две физминутки, логически свзанные с темой урока, при этом развиваю речь.
3 Стадия рефлексии помогает ученикам ещё раз осмыслить то, что они прочитали на уроке., оценить свою деятельность. Целью обучения литературному чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» по словам С.Маршака, т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.