Конспект урока во 2-ом классе на тему:
«Пословицы и поговорки. В.И. Даль – собиратель пословиц русского народа »
Предмет: Литературное чтение.
УМК: «Школа России»
Класс: 2 класс
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить учащихся с русским народным творчеством - пословицами, поговорками.
Задачи:
Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнять их значения.
Развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело.
Воспитывать интерес к русскому языку, чувство гордости за свой язык.
Здоровьесберегающий компонент (физкультминутки)
При построении урока реализуются дидактические принципы
Ход урока
1.Орг момент
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Будем мы сейчас трудиться
Новым знаниям учиться.
- Ребята, у нас урок литературного чтения. И мне нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца.
- Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?
(Чтобы на уроке у них все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.)
- Ребята, сегодня вы будете работать группами и постоянно оценивать работу своей группы. Для оценки работы вы будете использовать следующие цвета (слайд)
Красный –справились
Зеленый – требуется помощь.
Синий – не справились.
2.Формулирование темы урока, постановка цели.
У каждой группы листок с шифровкой.
1,2 группа: беде, в, друг, познается.
3,4 группа: считают, осени, по,цыплят.
Учащимся нужно расшифровать свою запись.(слайд)
Дети расшифровывают.
- Как вы думаете, а что это такое?( это пословицы и поговорки)
-Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?(самооценка работы группы)
3.Работа по теме. Актуализация знаний.
-Пословицы и поговорки это мудрость народная. Они относятся к устному народному творчеству.
_Ребята, а вы сможете объяснить, что такое пословица и что такое поговорка?
-Давайте обратимся за помощью к толковому словарю.
1 и 2 группа находит объяснение понятия – пословица.
3 и 4 группа- объяснение понятия – поговорка.
(слайд)
Пословица – малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Поговорка – словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер.
Рассказ учителя о В.И. Дале. (слайд)
Самооценка работы группы.
Работа с пословицами.
Пословицы и поговорки возникли в древности. Не всегда мы можем объяснить их происхождение. Вот две истории о происхождении пословиц и поговорок:
(слайд)
Видит око, да зуб неймет - так говорят про ситуацию, когда кто – либо что –то видит(наблюдает), но не может с этим ничего поделать, Дословно – видит, но попробовать на вкус не может.
Про ленивого человека говорят: работает спустя рукава, а про трудолюбивого – работает засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с длинными рукавами - так люди защищались от холода. Для работы рукава приходилось поднимать, засучивать.
Работа по учебнику.
- Что сказано о пословице и поговорке в учебнике? Страница 26-27 учебника.
Пословица – мудрость народная. Поговорка – цветочки, пословица – ягодки.
-Ребята, о чем могут быть пословицы и поговорки? (О дружбе, о Родине, о родителях…)
- Задача каждой группы найти пословицу для каждой темы, которую я назову.
1 тема: найдите и объясните смысл пословиц о дружбе.
2 тема: найдите и объясните смысл пословиц о трудолюбии.
3 тема: найдите и объясните смысл пословиц о временах года.
(Самооценка работы группы)
4.Физкультминутка. (слайд)
5. Продолжение работы по теме урока.
-Как вы думаете, ребята, пословицы и поговорки есть только у русского народа?
Соотнесение пословиц народов мира.(слайд)
-За все берется, но не все удается. (русс.)
-В любом деле нужно умение (удм.)
-Кто рано встает, тому бог подает. (русс.)
-Ранняя пташка ловит червяка. (англ.)
-Терпенье и труд, все перетрут. (русс.)
-Терпеливый нашел и вбил гвоздь в камень. ( татар.)
6.Закрепление изученного.
(Слайд) Соотнесение пословиц русского народа и ненецкого.
Русские:
Волков бояться - в лес не ходить.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Лодырь сам ляжет и коня положит.
Ненецкие:
Волка бояться – и от белки бежать.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Коли пастуху дремать, так и оленей не видать.
(Самооценка работы группы).
Игра «Пословица или поговорка»
- Я буду читать предложения, а вы должны определить, что это – пословица или поговорка.
1. Глаза бояться, а руки делают.(пос.)
2. Хлеб всему голова.(пог.)
3. Семь пятниц на неделе.(пог.)
4. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи. (пос.)
5. У Федорки всегда отговорки. (пог.)
6. Сам пропадай, а товарища выручай. ( пос.)
Самооценка работы группы.
7.Рефлексия.
-Итак, о чем мы сегодня говорили?
-Какую цель ставили? Достигли цели?
-Для чего нужны пословицы и поговорки?
-А кто из вас работал «спустя рукава»?
Оцените свою деятельность на уроке.
Спасибо за урок!
Тема урока : Однозначные и двузначные числа
(программа «Школа России», предмет «Математика», 2 класс, Моро М.И.)
Цели: Закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 20;
Развивать умение решать текстовые задачи;
Формировать навыки логического, пространственного мышления;
Познакомить с однозначными и двузначными числами;
Воспитывать аккуратность, уважение друг к другу, умение вовремя прийти на помощь.
Оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска, тетради, учебник, раздаточный материал. Ход урока.
I.Организационный момент.
Слайд №1.
Вот звенит уже звонок,
К нам приходит в класс урок,
Но приходит не один,
Гость какой-то идет с ним:
Он большой и любит мёд.
С кем же встреча всех нас ждет?
II. Актуализация знаний.
1.Сообщение цели урока:
Слайд №2.
Сегодня к нам в гости на урок математики пришел один из ваших любимых литературных героев медвежонок Винни – Пух. Ему очень не хочется с вами расставаться. Поэтому он здесь, чтобы лучше познакомиться с нами и рассказать о своих друзьях.
Оказывается, Винни – Пух дружит с героями из других литературных произведений. А вот с кем именно, мы сейчас и узнаем. Медвежонок просит вас заменить словесную запись числовым выражением и найти его значение.
2. Устный счет.
Для этого сосчитаем до 20 и обратно.
Какое число при счете идет за числом 17?
Какое число стоит перед числом 6?перед числом 13?
Какое число на 1 меньше 10,20,30,40,50,60,70,80,90,100?
Назови «соседей» чисел 60,70.
(Дети дают устные ответы.)
3. Игра «Поможем Винни Пуху»:
Слайд №3.
1. Назовите друзей Белоснежки и число тучек у гномов, посчитайте их вместе, сколько в ответе содержится десятков и единиц?
2. Какие цифры использовали для записи этого числа?
3. Какие еще двузначные числа можно записать этими же цифрами? Запишите их, цифры могут повторяться.
4. Назовите самое большое из записанных чисел, самое маленькое.
Слайд №4.
Встав сегодня утром, медвежонок решил позавтракать, открыл дверь в кладовую, а там ужасный беспорядок. Помогите Вини Пуху правильно расставить горшочки с медом по полочкам( примеры разного уровня сложности).
6: 36-30; 15-9; 4+2; 13-7.
4: 10-6; 64-60.
2: 42-40; 9-7; 15-13.
Спасибо вам, ребята! Теперь медвежонок сыт и готов к приключениям.
Слайд №5.
Интересно, подумал Вини – Пух и почесал за ухом, а кто из моих самых близких друзей прыгает выше всех?
Ребята, решив цепочку примеров, мы поможем медвежонку ответить на этот вопрос: поросенок – 4; тигр – 7; кенгуру – 3.
Самостоятельно выберите для решения только одну цепочку №1 или №2.
Задание №1 – 1 уровень сложности, задание №2 – 2 уровень сложности.
Правильно! Именно кенгуру является рекордсменом среди животных по прыжкам в высоту и может подпрыгнуть вверх на 3 метра.
III. Самоопределение к деятельности.
1. Работа в группах.
-Образуйте пары: 1 группа – 6 десятков 4 единицы, 5 десятков 6 единиц, 7 единиц, 6 десятков;
2 группа – 6 десятков 5 единиц, 4 десятка 7 единиц, 8 десятков 4 единицы, 5 единиц.
-Что показывает первое число справа, второе?
-На какие две группы можно разделить все числа?
2. «Блиц-турнир» - решение задач:
-Чтобы конфету разделить пополам, нужно сделать 1 разрез. Сколько разрезов нужно сделать, чтобы разделить на 2 части бублик? (2)
-Один петух разбудил 2 человек, спящих на сеновале. Сколько надо петухов , чтобы разбудить 10 человек? (1)
3.Физкультминука.
IV.Работа по теме урока.
1.Работа по учебнику.
Давайте нашему гостю покажем учебники математики, по которым мы занимаемся, выполняя разные сложные задания. Откройте учебник на стр.9.
-Чем похожи все однозначные числа?
-Чем похожи все двузначные числа?
Задание № 1 – работа в парах. Назовите соседу пропущенное число:1 вариант в первой строке, 2 вариант во второй строке.
Задание №3 – фронтальная работа. Как сравнить два числа?
Задание №4 – работа с задачей. Решение задачи с комментированием.
-Какой вопрос можно поставить? Чем будет отличаться решение задач? Какое выполним математическое действие?
Задание №5 – работа с задачей.
-Прочитайте. Как можно объединить две задачи в одну? Какой выполним схематический рисунок?
-Самостоятельно запишите решение и ответ задачи.
Слайд 7.Назовите однозначные и двузначные числа.
2.Работа в тетради с печатной основой.
-Откройте тетрадь на 15 странице. Самостоятельная работа.
.V.Подведение итогов урока.
1.Итог урока. Работа с геометрическим материалом.
Слайд 8.
-Сколько геометрических фигур лежит на парте? А какие именно?
Слайд 9.
-С помощью этих фигур постройте домик для Вини – Пуха и его друзей по образцу.
У кого номер дома – однозначное число, прикрепите в один ряд, а у кого – двузначное число – прикрепите во второй ряд.
Медвежонок Вини – Пух благодарит вас, ребята, за эти замечательные домики. Он тоже приготовил для вас подарки – свою фотографию. Раскрасив её в соответствующие цвета, она станет яркой и красивой.Слайд 10. -
VI. Рефлексия.
Слайд 11.
-У вас, ребята, в конце тетради лежит мордочка медвежонка. Кому было интересно на уроке, кто легко справлялся со всеми заданиями – нарисуйте улыбку; кто иногда скучал и испытывал некоторые затруднения – рот без улыбки; кто допустил много ошибок при выполнении заданий – рот с опущенными уголками.
-Поднимите над головами своих медвежат. Практически все улыбаются. А мне очень приятно видеть ваши улыбающиеся лица.
- Назовите у медвежонка однозначные числа, двузначные. Какие добрые дела нас учил делать Вини Пух?
- Спасибо за работу. Всего доброго.
- Урок окончен.