1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (5 минуты) Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. Начинаем урок окружающего мира. Чем активнее и организованнее мы будем работать, тем больше интересных открытий вы сможете сделать! Хотите узнать больше? Тогда работаем! - Что существует миллионы лет, является основой жизни на земле, используется человеком и до сих пор не закончилось? (воздух) - Какую тему изучали на прошлом уроке? -Вспомним свойства воздуха. (Фронтально. Игра «Обгонялки») - Что такое воздух? - Какие газы входят в состав воздуха? - Какого газа в воздухе больше всего? - Какой газ мы поглощаем из воздуха при дыхании? - Какое свойство можно доказать тем, что сквозь дверь мы ничего не видим, а сквозь воздух (например в конце класса) – все хорошо видно? - Что вы можете сказать о цвете воздуха? Приведите доказательства. - Можно ли доказать тем, что в парикмахерской и в кофейне разные запахи, что воздух имеет запах?. Почему? - Почему при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается? - Нужно ли защищать воздух? От чего? Почему? - Что надо делать для защиты чистоты воздуха? - Оцените свою работу, свою активность. (большой палец в кулачке). Молодцы! 2. Фиксация затруднения, выявление места и причины затруднения.. Постановка целей урока. Построение проекта выхода из затруднения (3 минуты) - Что еще существует миллионы лет, используется человеком и до сих пор не закончилось? (вода) - исходя из моего вопроса, сформулируйте тему сегодняшнего урока. Тема: Вода. - Вспомните, какие цели мы ставили перед собой при изучении темы «Воздух». На какие вопросы вы хотели бы найти ответы на сегодняшнем уроке? Цели урока: 1) Узнать (повторить) что такое вода, её важность на Земле. 2) Узнать (пронаблюдать) свойства воды и их применение человеком. 3) Рассмотреть вопросы охраны воды. - На какие из этих вопросов вы бы уже сейчас могли дать ответы? - Ответы на какие вопросы вызывают у вас затруднение? Почему? - Какой предложите план работы над темой? 1) Вспоминаем то, что знаем 2) Свойства воды - опыты, наблюдения – сводная таблица 3) Выводы 3. Реализация проекта выхода из затруднения (7 минут) - Вспоминаем то, что знаем: - Итак, что такое вода? Посмотрите на экран. (вещество, жидкость) - Какую часть занимает вода на Земле? (показ на слайде) - Какое значение вода имеет для жизни живых существ? (Вода – основа жизни. Без воды человек может прожить максимум 1-2 недели. Человек использует воду для…..) Вы абсолютно правы! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить! - Для того, чтобы подтвердить, насколько важную роль вода играет в жизни живых существ, давайте обратимся к учебнику. СТР. 51. Самостоятельная работа - Прочитайте текст (выделите необходимое карандашом) и ответьте на вопросы: 1 ряд (1 абзац): В состав чего входит вода?. Как это можно доказать? (в состав всех организмов, сок) 2 ряд (2 абзац): Есть ли вода в теле животных и человека? Сколько воды нужно человеку в сутки? 3 ряд (3 абзац): Для кого вода является домом? - Какие вы нашли ответы на свои вопросы? - Итак, мы ответили на наш первый вопрос о том, что такое вода и её важность для живых существ, повторили все, что мы знаем о воде. - Для того, чтобы познакомится со свойствами воды, давайте вместе с вами, как и на прошлом уроке, отправимся в научную лабораторию. - В нашу лабораторию поступило неизвестное вещество. (Показать сосуд с прозрачной жидкостью.) - Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей) - Похоже на воду. Можно ли сейчас точно сказать, что это вещество – вода? Почему? - А кто-нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? (перекись, спирт ..). - Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? (Органы чувств, вкус, запах…) - У всех веществ разные свойства. Выяснив свойства вещества в сосуде, свойства воды, находящейся в ваших стаканах (на партах), сравнив их, мы с вами сможем точно сказать: «Является ли жидкость в сосуде – водой?» ФИЗМИНУТКА (про воду) Перед началом наших исследований предлагаю отдохнуть. 3. Реализация проекта выхода из затруднения (продолжение) - Итак, переходим к следующему пункту плана – «Свойства воды - опыты, наблюдения – сводная таблица» ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Работа в парах - Работаем с учебником. Стр. 52. - Все результаты опытов, выводы будем записывать в «Лист исследований» (в рабочей тетради (стр. 31) рассматриваются не все, рассмотренные на уроке, свойства воды) - Одновременно с вами 1 ученик будет проводить опыты, и записывать их результаты сводную таблицу с веществом, находящемся в моем сосуде, заполняя Вывод: вода прозрачна Вывод: вода не имеет цвета - Сделайте отметки в «Листе исследований» - А может ли вода поменять цвет? Как? - Попробуйте изменить цвет воды. Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов. ( 3 человека - у доски на демонстрационном столе) - Ты вода-водица, Друг мой прекрасный. Стань вода-водица, Не простой, а красной. | - Ты вода-водица, Друг мой студеный. Стань вода-водица, Не простой — зеленой | - Ты вода-водица, Светлая как иней. Стань вода-водица, Не простой, а синей | - Так от чего зависит цвет воды? ( Цвет воды зависит от того, что в ней растворили) - А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения? ( Когда утром завариваем чай или кофе, кладем варенье…) Вывод - в лист исследования - Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится? (Понюхать). - Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов. Глаза мы вам завяжем. Постарайтесь по запаху определить, какие вещества находятся в стаканах ((3 стакана: кофе, сок, вода) - Почему было трудно определить третье вещество? (Нет запаха) — Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? Вывод: Чистая вода не имеет запаха. Отметьте это свойство в «Листе исследований». - Как можно еще отличить вещества друг от друга? ( по вкусу) - Приглашаю следующую группу экспертов. Опыт 3А. Определите, имеет ли чистая вода вкус. - Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их. Завязываем глаза. 1-сладкий чай (сладкий) 2 – сок (кислый) 3 – вода (нет вкуса!!!) Вывод: вода не имеет вкуса. Отметьте это свойство в «Листе исследований». - А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить) - Где в жизни вы с этим встречались? Вывод: Вода – растворитель. - Как человек использует это свойство? - Ребята, а если я насыплю песок в воду, он растворится? - Насыпьте в стакан с водой немного песка и размешайте. - Сделайте вывод. (вода растворяет не все вещества) - Сделайте вывод. Запишите в «Лист исследований» Опыт 6. Ложечкой капните небольшую порцию воды на лист бумаги. Слегка наклоните лист. Что произошло? О чем это говорит? Вывод: Вода жидкая, растеклась, вода обладает свойством текучести. - Где мы с этим встречаемся в природе, в жизни? (водопады, течения рек, можно переливать…) Опыт 7. Сравните воду в банке, стакане, бутылке и вазе. Какую форму имеет вода? Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится. - Демонстрацию еще двух опытов, в виду со сложностью их проведения, посмотрите в видеоролике и в учебнике на стр. 53. - Выводы занесите в «Лист исследований» 5. Первичное закрепление во внешней речи. Включение в систему знаний. (2 минуты) - Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований - Какое вещество было объектом нашего исследования? (Вода) - Какими свойствами она обладает? Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист исследования и сводную таблицу. Свойства воды | Цвет/прозрачность | — | Запах | — | Вкус | — | Вода — растворитель | + | Жидкая, течет | + | Форма | — | Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества. Вода- жидкая, обладает свойством текучести, не имеет формы. Вода расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении. - Сравните выводы ваших опытов с выводами опытов, проводимых Машей (имя ребенка). - Так что за жидкость находится в моем сосуде? Почему так думаете? - Оцените свою работу исследователей: активность, самостоятельность… (большой пальчик в сложенной в кулачек руке) - Мы с вами смогли выполнить 2 пункт плана – опытным путем определили и узнали свойства воды. - Нам осталось рассмотреть последний вопрос – охрана воды. - Просмотрите видеоролик и после этого выполните самостоятельную работу (на листах исследований с обратной стороны) Видеоролик о загрязнении водоемов, об охране воды. 6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (3 минуты) Подчеркните верные утверждения: 1.Воды на Земле очень много, поэтому она не нуждается в охране и защите. 2.Загрязнение водоемов – огромная проблема современности. Воду не нужно защищать от загрязнения. 3. Для очистки воды необходимо использовать очистные сооружения (фильтры) 4.Для экономного использования воды, нужно: - меньше пить воды, - закрывать кран с текущей водой 5.Вопросами охраны воды: - должно заниматься государство - каждый может внести свой вклад по сохранению чистой воды. - Проверьте свои ответы с эталоном на слайде. Эталон: 1.Воды на Земле очень много, поэтому она не нуждается в охране и защите. 2.Загрязнение водоемов – огромная проблема современности. Воду не нужно защищать от загрязнения. 3. Для очистки воды необходимо использовать очистные сооружения (фильтры) 4.Для экономного использования воды, нужно: - меньше пить воды, - закрывать кран с текущей водой 5.Вопросами охраны воды: - должно заниматься государство - каждый может внести свой вклад по сохранению чистой воды Оцените свою работу. (пальчиками) 7. Рефлексия учебной деятельности. (3 минуты) - Урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. - Каковы были цели сегодняшнего урока? - Мы выполнили цели урока? - Какое значение имеет вода? - Какие свойства воды запомнили? - Как нужно относиться к воде? (бережно, экономно, охранять ее от загрязнения). - Кто доволен уроком и собой на уроке? (показать разные смайлики) - У кого мои вопросы еще вызывали затруднения? - внимательно поработать дома - Кто очень доволен и уроком и собой? 8. Домашнее задание: Учебник стр.51– 55; Рабочая тетрадь стр. 29-30 № 1, № 3 Подобрать пословицы о воде (по желанию) Спасибо за урок. |