2. – воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД): помочь в воспитании умений воспринимать информацию, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умений работать в парах.
Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока |
Смысловые блоки содержания | Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания |
1. Организационно-мотивационный этап урока |
Определение темы урока | 1. Какие воды суши вам известны? 2. Где сосредоточены основные запасы пресных вод? 3. Какие водоёмы расположены в нашей местности? Что вам о них известно? 4. Определите тему урока. 5.Что бы вы хотели узнать про воды суши? Сформулируйте цель урока | 1. Называют воды суши: реки, ручьи, озёра, болота, водохранилища, ледники, подземные воды. 2. Рассказывают о водоёмах своей местности. 3. Определяют тему урока: «Воды суши». 4.Подготавливают вопросы, на которые хотят получить ответы. Формулируют цель урока: изучить особенности вод суши | Определяют тему и цель урока | |
Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки | Повторение д/з. Обсуждение планов описания Северного Ледовитого океана 1. Ответьте на вопросы. • Что вы знаете о водах суши из курса 5 класса? • Какие две группы выделяют среди вод суши? • Чем различаются равнинные и горные реки? На каких участках рек образуются водопады? Какие озёра вам известны? Почему образуются ледники? Как человек использует подземную воду? Как показывают реки, озёра, болота на карте? 2.Вспомните названия основных пунктов для характеристики реки. | Сообщения учащихся о приливах и отливах. Описание океана по плану. Отвечают на вопросы. Вспоминают, что вода в реке всё время движется по естественному углублению от истока (начала реки) до устья (места впадения её в океан, море, другую реку). Определяют: реки пополняются подземными водами, осадками, талыми водами ледников. Рассказывают о том, что реки бывают большие и малые, глубоководные и мелководные, также они могут быть судоходными. Утверждают: в реках вода всегда пресная, по равнинам протекают равнинные реки, а в горах – горные. Называют известные им части реки: исток, устье. Вспоминают названия озёр на материках, показывают по карте. Колодцы и родники- это подземная вода. Ледники образуются там, где холодно. 2. Называют основные пункты при характеристике реки: • река; • строение реки; • типы рек; • роль реки. •Роль рек в мировом круговороте воды | Проявляют интерес к изучаемой теме | Составляют план характеристики реки. |
Формулирование задач урока | Составьте план изучения темы, опираясь на текст учебника (с.162-167). Сформулируйте основные задачи урока. | Составляют план изучения темы: 1.Реки: 1.1 Долина реки; 1.2 Питание реки; 1.3Режим реки. 2. Озёра: 2.1 Озёрные котловины; 2.2 Питание озёр. 3. Многолетняя мерзлота. 4.Подземные воды. 5. Болота. Формулируют задачи урока: - Изучить строение речной долины, типы питания и режим рек; -научиться определять типы озёрных котловин; -понять, как образуется многолетняя мерзлота; -установить роль подземных вод и болот. | Формулируют основные задачи урока. | |
2. Процессуально-содержательный этап урока |
1.Долина реки. | Вспомните из курса 5 класса, что такое речная долина, опираясь на текст учебника (п.1, стр.162) и изучите рисунок 96. | Выполнение з.1 в Р.Т.: схемы речных долин: равнинной и горной, подписывают основные части долины( омут, пляж, перекат, плес, яр) | | |
2. Питание рек. | Ответьте на вопрос: как и откуда попадает вода в реки? | Определяют основные типы питания рек: -дождевое; -снеговое; - подземными водами; -ледниковое; - смешанное. Выполняют з.2 в Р.Т. Показывают примеры рек на картах. | Устанавливают связи между типом климата и режимом рек. | |
Режим рек. | Опираясь на текст учебника, найдите определения следующим понятиям: режим реки, половодье, паводок, межень. | Вспоминают, как ведут себя реки в нашей средней полосе: весеннее половодье, межень зимой и летом, знакомятся с понятием паводок. Выполнить зад.3 в Р.Т. | Показывают примеры рек на картах. | Определяют тип питания и режим реки Гуща |
Озерные котловины, питание озёр | Сформулируйте понятие « озёрная котловина», вспомните их происхождение, просмотрев фотографии различных озёр. Прочитайте текст учебника (с.166). Ответьте на вопрос: «В чём различие сточных и бессточных озёр» | Дают определение: « Озёрная котловина – это углубление поверхности суши, в которых располагаются озёра». Просматривают фотографии и видеоролики, говорят о происхождении озёрных котловин: тектонические( Байкал, Танганьика); ледниковые( Великие Североамериканские, Онежское, Ладожское); вулканические(на Камчатке и Курилах); запрудные, пойменные, лагунные, просадочные ( наше Белолебяжье озеро). Выполняют з.4 в Р.Т. | Показывают озёра на карте. | |
Физминутка. | Перед трудной работой надо размяться! Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем как зайки, Сразу станем все бодрей! Потянулись и вдохнули. Отдохнули? Отдохнули! | Делают физминутку !! | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | |
Школа географа- следопыта. | « Научитесь определять и описывать географическое положение реки» | Работа по плану в учебнике (с. 168)- описание р. Нил. | | Описывают самостоятельно положение одной из крупнейших рек России. |
3. Рефлексивный этап урока |
Рефлексия деятельности | Какие наглядные средства мы использовали при изучении данной темы? Какие методы научного познания мы использовали? К какому виду диаграмм относятся профили речных долин и американских озёр? | Карты, модели, фотографии, видеоролики. Анализ гидрографа, классификация. Линейные диаграммы | Актуализируют свою деятельность на уроке. | |
Рефлексия эмоционального состояния. | Приём «Закончи фразу» «На уроке я работал…» «На следующем уроке я хотел бы…» « Мне понравилось на уроке…» | Рассказывают о своих впечатлениях на уроке. | Выражают своё отношение к работе на уроке в устной форме. | |
| | | | |
4. Этап закрепления и первичной проверки |
Первичная проверка знаний | Географический диктант. Прослушайте определения и зафиксируйте на листах географические понятия, относящиеся к ним. 1.Углубление в земной поверхности, образованное работой текущей воды. 2. Быстрый и кратковременный подъём уровня воды в реке, возникающий из-за обильных дождей или таяния ледников. 3.Нижняя часть речной долины, которая регулярно заливается водой во время половодья. 4.Установите соответствие между названием озёр и типом озёрных котловин. | Пишут на листочках. Речная долина. Паводок. Пойма. Байкал- тектоническое; Ладожское-ледниковое. | Осуществляют самоконтроль. | |
Закрепление полученных знаний и умений | Назовите и покажите на карте реки и озёра мира и России. | Работают по картам атласа и у доски | | |
5. Объяснение домашнего задания |
Обязательное задание | Изучить материал по учебнику ( стр.162-166) Ответить на вопросы 1-4 (стр.169) | Формулируют уточняющие вопросы учителю | | |
Дополнительное задание | Задания по группам: Прочитать пункт « Многолетняя мерзлота». Составить сообщение по тексту. Прочитать пункт « Подземные воды». Составить сообщение по тексту. Прочитать пункт « Болота ». Составить сообщение по тексту | Формулируют уточняющие вопросы учителю | | Подготавливают рассказ на предложенную тему, на его основе подготавливают презентацию. |