СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Восточные славяне" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Восточные славяне" соответствует ФГОС ООО. Тип урока: урок формирования новых знаний.

Основная цель: сформировать у учащихся предтавления о восточных славянах, о главных элементах культурного наследия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Восточные славяне" 6 класс»

Конспект урока истории в 6 классе по теме «Восточные славяне».



Тип урока: урок формирования новых знаний.



Основная цель урока: сформировать у учащихся представления о восточных славянах, о главных элементах культурного наследия.

Задачи урока:

1.Познакомить учащихся с происхождением, занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян.

2.Продолжить формирования умений работы с исторической картой, текстом учебника, историческими документами.

3.Формировать у учащихся умения работать индивидуально и в группах для достижения общего положительного результата, учитывая индивидуальные особенности каждого.

4.Продолжить формирование у учащихся навыков самооценки.



Оборудование:

1.УМК авт.: Данилов А.А., Косулина Л.Г.

2.Атлас «История России 6 класс».

3.Карта «Славяне и их соседи V-X в.».

4.Исторические документы.

5.Ноутбуки с презентациями.

6.Мультимедиапроектор, экран.

7.Тестовые задания.

8.Информационный материал.

9.Оценочные листы.

10.Фильм «Русь изначальная» (фрагмент).



Формы работы:

-групповая,

-фронтальная,

-индивидуальная.



Методы:

- частично-поисковый,

- иллюстративный,

проблемно-методического обучения,

тематическая дискуссия,

- анализ конкретных ситуаций,

- игровой;

- интерактивные (учебно - методическое сопровождение, ИКТ, психологическое сопровождение)



Ход урока.



Этапы

занятия

Задачи

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Показатели реального результата решения задачи.

Формы и методы контроля.

Организация начала занятия.

Включить учащихся в деловой ритм.

1.Приветствие.

2.Фиксация отсутствующих.

3.Проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

(Я сегодня приготовила для вас много интересного материала и очень хочется его вам показать полностью, вы готовы мне помочь в этом? Тогда я хочу пожелать нам успехов и начать урок)

1.Ответное приветствие.

2.Называют отсутствующих.

3.Выражают согласие помочь.


Кратковременность этапа (2 мин), полная готовность класса к работе


Актуализация знаний.

Выявить знания по предыдущей теме, выстроить связь с новым материалом, сформулировать тему урока, цели, ознакомить учащихся со структурно - логической схемой урока, обеспечить мотивацию учения, принятие учащимися целей учебно-познавательной деятельности.

1.Видеофильм о славянах.

( слайды презентации)

2.Вы правы, на сегодняшнем уроке мы, действительно будем говорить о восточных славянах в древности. Запишите тему урока.

3.Как вы думаете, что нам предстоит узнать о древних восточных славянах? (кросенс).

4.У вас на столах лежат Информационные листы (Приложение 1), ознакомьтесь с основной целью занятия. Продуктивно поработать на уроке также вам поможет Оценочный лист (Приложение 2), на котором указаны виды работы и критерии оценок, оценки за первый вид работы вы можете уже выставить.

5.Понятны ли вам цели урока?

6.Толерантно относиться к человеку - это значит принимать его таким, какой он есть.

Если цель нашего занятия всем понятна, давайте перейдем к основному этапу занятия.


1.Смотрять фрагмент фильма. Формулируют тему урока



2. записывают тему урока



3.При помощи кросенса формулируют учебные задачи а вместе с ними и цель урока.

4. Знакомятся с информацией















6.Что такое толерантность?






Активная работа учащихся, верные ответы на вопросы, желание поддерживать диалог с учителем



Самоконтроль с помощью учителя.

Изучение новых знаний и способов деятельности.




































Обеспечить усвоение новых знаний учащимися,

продолжить формирование умений выделять главное, составлять схемы.








































1.Сегодня мы будем проводить исследование по новой теме, для этого я объединила вас в 5 групп по 4 человека

Предлагается 5 вопросов:

  1. Происхождение и расселение славянских племен.

  2. Занятия славян.

  3. Быт и нравы.

  4. Верование древних славян.

  5. Управление.

Каждая группа получит пакет с заданием, а также необходимый материал для работы. Результат вашей работы - не только ответы на поставленные вопросы, но и схема, которую нужно составить из заранее приготовленных карточек. ( время работы-7 мин)

2.Наблюдение за работой учащихся, ответы на возникшие вопросы, координация действий по необходимости.

1.Объединяются в группы, знакомятся с алгоритмом работы и предложенными материалами.

(Приложения 3-7,

презентации 2-6, карточки с элементами схемы)

Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний, овладение способами действий, толерантное и культурное общение в группах, распределение «ролей» в соответствии с индивидуальными особенностями.


Корректировка полученных результатов.

Помочь слабоуспевающим учащимся.

Прием ромашка «Блума»

1.Учащиеся возвращаются к вопросам, которые вызвали у них затруднение и с помощью консультантов и учителя рассматривают их.

Слабоуспевающие учащиеся задают вопросы консультантам и учителю, заполняя пробелы в знаниях, консультанты активно и правильно отвечают.


Контроль усвоения знаний по теме.

Проконтролировать усвоение знаний по теме «Восточные славяне»

1.Предлагаю вам ответить на вопросы теста.

1.Отвечают на вопросы теста, сдают листочки с ответами учителю.

Учащиеся верно отвечают на 6 и более вопросов.



Итоговый контроль.

Осуществляется учителем.

Подведение итогов.

Мотивировать учащихся на дополнительное изучение материалов по теме.

1.Сегодняшняя тема, к сожалению, не может поместиться в рамки одного урока. Вы будете возвращаться к ней на уроках литературы, изучая поэму «Руслан и Людмила.»

читая строчки:

«…Но вдруг раздался глас приятный

И звонких гуслей беглый звук:

Все смолкли. Слушают Баяна…»

, а также на уроках искусства, рассматривая картину Рериха «Заморские гости» или картину

М. В. Васнецова «Гусляры». (слайды презентации).

2.Скажите, пожалуйста, какие праздники не дают нам забыть о языческих обычаях и эти знания вы можете применить в повседневной жизни?

3.Если вас заинтересовала эта тема, то я предлагаю прочитать книги:

1.Дети Сварога. Древнейшие мифы восточных славян.

Авт. Буйнова Т.Ю.

2.Руны восточных славян.

Окончательные оценки вы сможете узнать после того, как я проверю тесты и сообщу вам о количестве набранных баллов. А еще одну оценку вы сможете получить за домашнее задание.










































Рождественские колядки, проводы русской зимы, масленица.















Учащиеся выражают желание прочитать указанные книги.
















































Домашнее задание.

Организовать закрепление полученных знаний.

Я предлагаю вам 2 вида заданий.

1.Прочитать ξ3 и ответить на вопросы в конце параграфа.

2.Выписать термины урока.




Выбирают вид задания.

Большинство учащихся выбрали творческое задание.

Контроль осуществляется

учителем.

Рефлексия.

Развивать способности учащихся анализировать свои действия, поступки, знания.

Вопросы учителя:

- Вернитесь к основной цели сегодняшнего занятия и проанализируйте, все ли знания и умения у вас сформировались?

-Что не получилось? Почему? Как можно восполнить пробелы в знаниях?

-Как вы думаете, почему нам удалось рассмотреть такой широкий спектр вопросов?

-Довольны ли вы своими результатами?


Отвечают на вопросы.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества




Я говорю вам «спасибо» за работу на уроке и прежде чем расстаться, предлагаю запомнить и осмыслить слова:

Нельзя быть по-настоящему культурным человеком, не зная истории родной культуры, многие корни которой уходят в глубины славянского язычества с его духами и богами.

(Слайд презентации)


Благодарят учителя за урок.







Приложение 2.



Оценочный лист.


Работа в группах

Ромашка «Блума»

Итоговый тест

1 балл за каждый верный ответ

Выступление

3 балла

Схема

2 балла

1 балл

участие














Оценочный лист.


Работа в группах

Ромашка «Блума»

Итоговый тест

1 балл за каждый верный ответ

Выступление

3 балла

Схема

2 балла

1 балл

участие














Оценочный лист.


Работа в группах

Ромашка «Блума»

Итоговый тест

1 балл за каждый верный ответ

Выступление

3 балла

Схема

2 балла

1 балл

участие


















Приложение 1.



Информационный лист.



Тема урока: «Восточные славяне».



В результате изучения нового материала учащиеся должны

знать:

- происхождение и расселение славянских племен;

- занятия славян;

- быт и нравы восточных славян;

- верование древних славян;

- общественное устройство

уметь:

- находить ответы на заданные вопросы, используя тексты учебника, исторические документы, презентации;

- показывать на карте поселения древних славян;

- работать индивидуально и в группах для достижения общего положительного результата, не забывая про значимость толерантности и культуры общения;

- распределять роли в группах, используя индивидуальные особенности каждого.



Алгоритм работы в группе.



1.Выбор лидера группы.

2.Выбор «хранителя времени».

3.Работа с документами и с презентацией.

4.Работа с вопросами.

5.Совместное обсуждение.

6.Выбор выступающего и составляющего схему.



















Приложение № 3.

Карточка-инструкция первой группы для исследования вопроса

«Расселение и происхождение славянских племен».

«Повесть временных лет»



«...Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где ныне земли Венгерская и Болгарская. Пот тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так, одни придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, серпы и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи —лутичи, иные —мазовшане, иные — поморяне.

Также и эти славяне, пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и. назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ...»

Вопросы и задания для первой группы:

1.Пользуясь текстом на стр. 27заполнить пропуски в схеме «Разделение славян».

2. Работа с картой на стр.28. Найти название племени и обозначить географический ориентир (река, озеро).









































































































Название народа

Место расселения

Поляне


Древляне


Дреговичи


Полочане


Словены


Северяне


Уличи, тиверцы


Кривичи


Радимичи


Вятичи


Волыняне


Белые Хорваты








Приложение №4.

Карточка-инструкция 2 группы для исследования вопроса

«Занятия восточных славян»



Основным занятием восточных славян было земледелие. Но большая часть заселенной ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сна­чала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчевывали и, как и деревья, сжигали, удобряя золой почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее за­брасывали и готовили новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в степной и ле­состепной зонах Приднепровья. Здесь было много плодородных черноземных земель. Участки земли использовались в тече­ние нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые участки. Истощенная земля примерно 20 — 30 лет не обрабатывалась до восстановления ее плодородия. Такая система земледелия называется переложной.

Сельскохозяйственные работы состояли из несколь­ких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Она представляла собой широкую крепкую доску с заост­ренными раздвоенными снизу концами, на которые нанизывали железные наконечники-сошники. Соха оставля­ла в земле неглубокие частые борозды. Затем почву выкорчевывали, бороной — боронили. Ее делали из деревянных брусьев в виде решетки, на которую крепили деревянные или железные зубья. Самым ответственным занятием был сев. На сев выходили в безветренный дни босиком. Из лукошка, привязанного на груди, горстями разбрасывали зерно. В конце лета наступала страда (жатва). Убирали хлеб серпами.

Из сельскохозяйственных культур славяне особенно охотно сеяли пшеницу, просо, ячмень и гречиху. Хлеб был главной пищей славян, отчего зерно называли житом (от слова «жить»). В огородах сажали репу, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок.

Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством: разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей.

Большую роль в жизни восточных славян играли бортничество (собирание меда), рыболовство и охота. Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того, шкурки пушных зверей, главным образом куницы служили основным средством обмена, т.е. выполняли роль денег. Успешно развивались ремесла: выплавка железа, кузнечное и ювелирное дело.

Вопросы и задания к документу.

1. Рассмотреть рисунок на стр.27 и прочитать фрагмент учебного материала.

2. Подготовьте устный ответ, используя вопросы, составьте схему (на ватмане):

- занятия населения?

- какие сельскохозяйственные культуры они выращивали?

- каких домашних животных разводили?

- какие две системы земледелия существовали у древних славян?

Составить схему из карточек:





Охота



Земледелие



Скотоводство



Ремесло



Торговля



Бортничество



рыболовство



Обработка земли

Подсечно-огневая



Переложная



Лошади, коровы, овцы, козы, свиньи, птица


Пшеница, просо,

ячмень, гречиха



Мясо, пушнина



Мед


выплавка железа, кузнечное, ювелирное дело.



ХОЗЯЙСТВО СЛАВЯН























Приложение №5.

Карточка-инструкция третьей группы для исследования вопроса

«Быт и нравы».



Прокопий Кесарийский о славянах и антах.



«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют место жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, ив таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».

Маврикий Стратег о славянах и антах.

«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, па своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково...

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так, что большинство их них считают смерть мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случаются с ними опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.»

Вопросы и задания к документам.

1. Прочитать документ и пользуясь текстом учебника 30-31составить схему: Как было устроено жилище древних славян?

2.Какие сведения о внешнем облике и одежде славян дает нам документ?

З. Какими качествами обладали славяне?



























Быт и нравы славян

Собрать схему

Внутри широкие деревянные скамьи, грубо сбитые столы


Жили в небольших землянках


Пол на 1-1,5 м ниже уровня земли



Внутри глиняная или каменная печь, топившаяся по –черному, т.е. без дымохода


Двух-или трехскатная крыша ,обмазанная глинной


Деревянные стены



ЖИЗНЬ И БЫТ СЛАВЯН




























































Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер











































































Приложение №6.

Карточка-инструкция четвертой группы для исследования вопроса

«Верование древних славян».



Карамзин Н.М. История государства Российского.

«В России до введения Христианской Веры, первую степень между идолами занимал Перун, бог молнии... Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новгороде над рекою Волховом: был деревянным, с серебряною головою и с золотыми усами. Летописец именует еще идолов Даждьбога (Ярило), Стрибога и Мокоша, не объявляя, какие свойства и действия приписывались им в язычестве. В договоре Олега с Греками упоминается еще о Велесе, которого именем и Перуновым клялся Россияне в верности, имев к нему особенное уважение: ибо он считался покровителем скота, главного их богатства... Богиня веселия, любви, согласия и всякого благополучия именовалась в России Лада; ей жертвовали вступающие в союз брачный, с усердием воспевая имя его, которое слышим и ныне в старинных напевах,

Купалу, богу земных плодов, жертвовали перед собиранием хлеба... Молодые люди украшались венками, раскладывали ввечеру огонь, плясали около него и воспевали Купала...

24 декабря язычники Русские славили Коляду, бога торжеств и мира. Еще и в наше время, накануне Рождества Христова, дети земледельцев собираются колядовать под окнами богатых крестьян, величают хозяина в песнях, твердят имя Коляды и просят денег.

... Доныне простые люди говорят у нас, о Леших, которые видом подобны Сатирам, живут будто бы в темноте лесов, равняются с деревьями и с травою, ужасают странников, обходят их кругом и сбивают с пути; о Русалках, или Нимфах дубрав... о благодетельных и злых Домовых, о ночных Кикиморах, и проч.»

Вопросы и задания к документу

1. Прочтите текст учебник на стр. 31.С какими богами славянского пантеона вы познакомились?

2. Составить схему «Верования древних славян»? Как называли древних славян?

3. Какие еще языческие славянские праздники прочно вошли в нашу жизнь?

4. Как славяне поклонялись богам?



























Верования древних славян





































































































































































Собрать схему

бог солнца





бог ветра


богиня земли, покровительница женщин



Богиня красоты и любви


Бог земли, покровитель животных



бог неба и огня

бог грома и молнии































Приложение №7

Карточка-инструкция 5 группы для исследования вопроса

«Управление древних славян».





Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах», т. е. люди объединялись на основе кровного родст­ва. Во главе стоял родовой старейшина, имевший большую власть. Но по мере расселения славян на больших пространствах родо­вые связи стали распадаться. Кровнородственную об­щину сменила соседская (территориальная) община — вервь.

Члены верви совместно владели сенокосами и лес­ными угодьями, а пашенные земли были поделены меж­ду отдельными семейными хозяйствами. Перестала дей­ствовать власть родового владыки. На общий совет — вече — теперь сходились все домохозяева ок­руги. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности с врагами сражалось все мужское население — народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, сотни, тыся­чи). Отдельные общины объединялись в племена, племена образовывали союзы племен.

Таким образом, в V—VIII веках огромные просто­ры Восточно-Европейской равнины заселили восточ­нославянские племена. Их главным занятием было земледелие. Славяне были хорошими воинами, от­личались любовью к свободе, все вопросы решали сообща.

Вопросы и задания к документу

1. Как первоначально жили восточные славяне и кто состоял во главе их?

2. Какая община пришла на смену родовой? В чем их отличия?

3. Для каких целей создавалось народное ополчение? Кто входил в его состав?





































Управление

Собрать схему

По мере расселения славян на большие пространствах , кровнородственную общину сменила соседская община-

вервь



































































На общий совет верви-вече сходились все домохозяева округи

















































































































10













100















1000















Верно ли, что… (дайте краткий ответ «Да» или «Нет».)

  1. Славяне разделись на три ветви – восточную, западную, южную.

  2. Восточнославянских племен было 10

  3. Основным занятие восточных славян было скотоводство.

4. Система земледелия, при котором истощенная земля, не обрабатываемая до восстановления её плодородия, называется переложной.

5. Славяне были очень гостеприимными людьми

6. Славяне особенно охотно сеяли пшеницу, просо, ячмень, гречиху.

7. Славяне разводили гусей, кроликов, страусов.

8. Жили славяне в двухэтажных хоромах.

9. Восточные славяне были язычниками

10. Первоначально восточные славяне объединялись на основе кровного родства.



Верно ли, что… (дайте краткий ответ «Да» или «Нет».)

1.Славяне разделись на три ветви – восточную, западную, южную.

2. Восточнославянских племен было 10

3. Основным занятие восточных славян было скотоводство.

4. Система земледелия, при котором истощенная земля, не обрабатываемая до восстановления её плодородия, называется переложной.

5. Славяне были очень гостеприимными людьми

6. Славяне особенно охотно сеяли пшеницу, просо, ячмень, гречиху.

7. Славяне разводили гусей, кроликов, страусов.

8. Жили славяне в двухэтажных хоромах.

9. Восточные славяне были язычниками

10. Первоначально восточные славяне объединялись на основе кровного родства.

Верно ли, что… (дайте краткий ответ «Да» или «Нет».)

1. Славяне разделись на три ветви – восточную, западную, южную.

2. Восточнославянских племен было 10

3. Основным занятие восточных славян было скотоводство.

4. Система земледелия, при котором истощенная земля, не обрабатываемая до восстановления её плодородия, называется переложной.

5. Славяне были очень гостеприимными людьми

6. Славяне особенно охотно сеяли пшеницу, просо, ячмень, гречиху.

7. Славяне разводили гусей, кроликов, страусов.

8. Жили славяне в двухэтажных хоромах.

9. Восточные славяне были язычниками

10. Первоначально восточные славяне объединялись на основе кровного родства.







Чем отличается подсечно-огневая и переложная система земледелия?

Какие языческие праздники мы отмечаем в современной жизни?

Что было бы, если славяне перестали подносить жертвоприношения богам?

Почему славяне зарывали ценные вещи в землю?

Правильно ли я поняла, что восточные славяне разделились на три ветви?

Кто является нашими предками?




























































































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!