ЭТАП УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ | ПРИМЕЧАНИЯ |
Организационный момент | - Добрый день, ребята! - Посмотрите, какая за окном чудесная погода! Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно! - Поприветствуем наших Гостей и присаживаемся. - Ребята, а Вы хотели бы найти клад? - А что это такое? - Обратимся к толковому словарю ДАЛЯ и поищем толкование данного слова: «Богатство - множество, обилие, изобилие, избыток, излишество; обилие имущества, денег; достаток, достояние, предметы, составляющие имущество человека, и самый быт, состояние зажиточного; пышность, великолепие, роскошь» (Даль) - Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить и с годами их становится всё больше. Именно за таким кладом мы сегодня и отправимся. Нас ждут трудности, но мы с ними обязательно справимся. - Итак, всё ли у Вас готово к уроку? Начнём Наш путь! А в конце урока нас ждёт приятный сюрприз». | Приветствуют учителя. Слушают учителя. Приветствуют гостей. - Да! - Предположения детей. Слушают учителя. Один ученик зачитывает. Слушают учителя. Проверяют готовность к уроку. | Выходит подготовленный ученик со словарём и рассказывает толкование слова |
Актуализация знаний | - Обратите, пожалуйста, внимание на высказывание Даля, расположенное на доске. Как Вы его понимаете? - Молодцы! - Работать мы сегодня будем не в тетрадях, а на рабочих листах, они лежат на каждого у Вас на парте. Возьмите их, пожалуйста, запишите в них: Двенадцатое мая. Классная работа. - Хорошо! Словарная работа - На доске расположены безударные гласные буквы. Сейчас мы с Вами поиграем. - Для начала вспомним правило. - Верно! Работать будем по эталону, но, чтобы он у Вас получился, нужно расставить этапы в нужном порядке. - Приступим к заданию! Я читаю слово – Вы на досках записываете верную букву. Действуем по алгоритму! - Итак, первое слово…: Кормить, ночной, скрипеть, следить, золотой, дожди, сосна, полянка, сирень. - Молодцы! - К какому слову мы не смогли подобрать проверочного? - Правильно! Потому что это какое слово? Где проверить, как оно правильно пишется? - Молодцы! Давайте составим предложение с этим словом. - Запишем его, разберем по членам предложения. - Хорошо. Идём дальше. Скажите, пожалуйста, на какие группы можно разделить слова, которые Мы с Вами записали? - Верно! | - Наш язык – это наше богатство! Чтобы овладеть этим сокровищем – нужно хорошо трудиться, учить и понимать все правила, знать исключения и тд. Слушают учителя. Записывают. Слушают учителя. - Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной. Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Получают алгоритм: Поставить в слове ударение. Выделить корень. Найди гласную, которая нуждается в проверке. Подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение: Найти однокоренное слово. Если проверочное слово подобрать не удалось, значит это непроверяемая безударная гласная. Выполняют задание. - Сирень. - Словарное слово. Его надо запомнить. Например: - У бабушки зацвела красивая сирень. Записывают в рабочих листах, один ученик диктует у доски, находит подлежащее и сказуемое, подписывают части речи. - На глаголы, прилагательные и существительные. | На доске цитата: «Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник или рудник наш, сокровищница нашего языка…» Каждый ученик на маркерной доске записывает буквы и показывает её. Задание (будет на слайде): Задание на маркерных досках (Каждый ученик на маркерной доске записывает буквы и показывает её) Вывешиваю слово на доску для запоминания. Работа у доски. Слайд |
Разъяснение учащимся целей и задач обучения | - Сформулируйте тему и цель нашего урока. - Молодцы! -Сегодня на уроке мы будем заниматься повторением изученных нами частей речи. - А как мы это сделаем? Что мы должны уметь? - Знать? - Какие качества будем воспитывать на уроке? - Молодцы! | - Будем повторять части речи. Слушают учителя. - Уметь: - правильно определять и употреблять части речи; - отличать одну часть речи от другой; - определять грамматические признаки частей речи; - определять безударную гласную в корне слова; - давать характеристику предложению. Знать: - части речи и их грамматические признаки; - чем отличаются части речи друг от друга; - алгоритм определения безударной гласной в корне слова; - как охарактеризовать предложение. - желание изучать русский язык; - уважительное отношение к ответам одноклассников, к учителю; - бережное отношение к учебникам, словарю; | Слайд Опорные слова на доске |
Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений | - Ребята, когда я вчера проверяла Ваши тетради, мне на электронную почту пришли голосовые письма. Представляете, Части речи пожаловались мне, что их заколдовали, и теперь они не помнят своих имен! - Давайте вместе поможем им вспомнить? - Итак: 1. Привет! У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения и животных. А в предложении я обычно бываю подлежащим. Догадались, кто я? 2. Здравствуйте! У меня может быть время, число. Род есть только в прошедшем времени. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Моя роль в предложении – сказуемое. Узнали меня? 3. Добрый день! Я с существительным дружу И нисколько не тужу. Моя основная примета: Обозначаю признак предмета. Изменяюсь по родам, Числам и падежам. Люблю детей внимательных. Кто я?.... - Молодцы! Мы вспомнили их имена! Сегодня же после урока отправлю им обратное письмо! - А мы выполним задание в рабочем листе. Оно называется «четвертый лишний». Нужно найти в каждой цепочке лишнее слово и решить орфографические задачи: - Проверьте, пожалуйста, правильность выполнения задания по эталону. Возле каждой правильно выполненной строчки поставьте «+». - Почему слово «холодно» - лишнее? - Верно! Оказывается, что мы не изучили некоторые части речи. Познакомимся с ними позднее. Всё ещё впереди. | Слушают учителя. Поможем! - Существительное! - Глагол! - Прилагательное! Слушают учителя. Выполняют задание. 1. кормушка, суббота, грустный, ягодка; 2. забежать, пятьдесят, рассмешить, улыбаться; 3. а, я, но, и; 4. пшеница, холодно, чувство, бежать. - Мы не изучали эту часть речи. Слушают учителя. | Включаю аудиозаписи. «Четвертый лишний» Самопроверка |
Физкультминутка | Я буду называть слова разных частей речи. Если вы услышите имя существительное, должны хлопнуть в ладоши. Прилагательное- кружимся вокруг себя. Если глагол – прыжок: Ветер, добрый, сидит, летний, грибной, шумят, видит, буква, кошка, светит, красная, школа, тишина. | Слушают учителя. Выполняют физкультминутку с заданиями. | |
Управление процессом познания научных закономерностей и законов | - Движемся дальше! Второе задание «Найди сходства и различия». - Нужно распределить слова в группы, назвать отличительные признаки в каждой группе: - Какие отличительные признаки у существительных? - Определим. Подписываем карандашом сверху. - Хорошо! - Чем отличаются прилагательные? - Определяем число. - А что с глаголами? - Подпишем времена глаголов. - Справились и с этим. Молодцы! Нас ждет последние задание на листе – это «Пазлы»: 1. Из первого предложения возьмите местоимение. 2. Из второго предложения возьмите предлог. 3. Из третьего предложения возьмите дополнение. 4. Из четвертого предложения возьмите второстепенный член. 5 . Из пятого предложения возьмите сказуемое. - Составьте из слов предложение. - Дайте характеристику этому предложению. - Молодцы! | Слушают учителя. Радуется, теплая, боязнь, сладкие, золото, подумает, ученик, гремел. - Отличаются родом. - Ученик – м.р.; боязнь – ж.р.; золото – ср.р. - Числом. - Теплая – ед.ч.; сладкие – мн.ч. - Отличаются временем. - Радуется – наст.вр.; подумает - буд.вр.; гремел – прошед.вр. Слушают учителя. - Мы. - На. - Уроке. - Отлично. - Поработали. - Мы на уроке отлично поработали! -Это предложение: повествовательное, восклицательное, распространённое. | «Найди сходства и различия» «Пазлы» |
Проверка знаний, оценка изменений в обученности и развитии обучающихся | - А сейчас я посмотрю, как Вы справитесь с последним заданием. - Вам необходимо выполнить «онлайн-тест» по нашей теме. Его результаты Мы сможем сразу же увидеть и получить отметки. - Итак, приступайте! - Молодцы! - Какую же тему мы с Вами закрепляли? Достигли ли мы нашей цели? - А какие задания мы для этого выполняли? - Верно! | Слушают учителя. Выполняют тест. - Повторяли части речи. - Словарную работу, вспоминали названия и признаки частей речи, разбирали предложения по членам предложения, давали ему характеристику. | У каждого ученика карточка «пликерс» Смотрим результаты |
Домашнее задание | - Ребята, домашнее задание я предлагаю выбрать Вам самим. Оно находится в трех разных коробочках. - Если Вам было все понятно, возьмите клад из первой коробочки, если у Вас были какие-то недочеты- из второй, если Вам нужно еще раз уделить внимание этой теме- из третьей. - Покажите, поднимите вверх карточки, чтобы я увидела. - Молодцы! Наш с Вами урок окончен. Большое спасибо Вам и нашим гостям! - До свидания! | Слушают учителя. Выбирают домашнее задание. Показывают карточки. Прощаются с учителем, гостями, записывают домашнее задание. | Разноуровневое домашнее задание. |
Скопинцева М.А.
- пользоваться словарем, справочниками.
- правила поиска слова в словаре.
- обобщать и классифицировать по общим признакам.
- адекватно оценивать свою работу и работу других.
- умение самостоятельно формулировать задачи урока после предварительного обсуждения;
- выполнять учебное задание с взаимопроверкой.
- умение анализировать результаты учебной деятельности; объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе;
- умение формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- умение проявлять осознание собственных достижений при освоении учебной темы.