ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
Этап. Организация начала урока Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством приёма «введение игрового персонажа» |
Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. На парте у вас должен быть учебник по математике, тетрадь и пенал. Садитесь. Меня зовут Евгения Михайловна, и сегодня я проведу у вас урок по математике. | Садятся на свои места | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: Воспитание дисциплины (Л) Повышение учебно-познавательной мотивации (Л) Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии (Р) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К) |
К нам на урок сегодня пришел Незнайка. Однако посмотрите, какой он грустный и потерянный. Давайте узнаем, что у него случилось. | |
Н езнайка: «Ребята, у меня беда. Сегодня учитель и одноклассники разозлились на меня и выгнали с урока. А все потому, что я совсем не знаю, как вести себя в классе. Что же мне делать?» | |
Итак, что же случилось у Незнайки? | |
| |
| |
Кто расскажет, какие есть правила работы на уроке? | Не мешать другим, не отвлекаться, отвечать на вопросы учителя по поднятой руке. |
Верно, теперь Незнайка знает, какие правила нужно соблюдать. Сегодня на уроке он побудет с нами, чтобы посмотреть, как вы соблюдаете эти правила и поучиться у вас, как надо вести себя на уроке. | |
Этап. Актуализация опорных знаний и умений. Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового способа действия, а именно решению задач на нахождение неизвестного уменьшаемого. |
Задание 1. Устный счет (игра «Математический десант») | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Способствовать развитию вычислительных навыков пределах 20 Повторить понятия «уменьшаемое», «вычитаемое» и «разность» МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии (Р) Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р) Выбор наиболее эффективных способов решения задач (П) построение логической цепи рассуждений (П) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К) |
Ребята, кроме Незнайки у нас есть еще гости. К нам летит «математический десант». Придвиньте к себе карточку под номером 1. Ваша задача – подобрать к каждому парашюту своего десантника, то есть к каждому примеру свой ответ и записать его в окошечко. Начинаем работу. | |
| |
| |
| |
Задание 2. | |
Вспомните, как называются числа при вычитании (вывешиваю названия на доске) | Уменьшаемое, вычитаемое и разность |
| 10 – уменьшаемое, 4 – вычитаемое, 6 – разность. |
| |
| |
| Нет, не может, иначе примера не получится |
Этап. Постановка учебной проблемы. Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию темы урока (постановке учебной проблемы), построению плана достижения цели. |
| МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: Смыслообразование (Л) Структурирование знаний (П) Построение логической цепи рассуждений (П) Формулирование проблемы (П) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К) |
Задание. | |
Возьмите листочек. Решите задачи, представленные на слайде. Задача №1. На 12 рублей Никита купил тетрадь и ручку. Ручка стоила 3 рубля. Сколько стоила тетрадь? Задача №2. На стоянке было несколько машин. Когда 5 машин уехало, осталось 7 машин. Сколько машин было на стоянке сначала? | Решают 1 задачу без затруднений (т.к решали подобное): 12 – 3 = 9 (р.) стоит тетрадь. Ответ: 9 рублей. 2 задача вызывает затруднения либо ответы разные. |
Ребята, давайте проверим, что у вас получилось? Называем ответы по поднятой руке. | |
|
Могут ли в этой задаче получиться разные ответы? Почему мы не смогли ее решить? (Почему тогда у нас получились разные ответы?) | Не смогли решить вторую задачу (дали разные ответы) Нет, не могут Потому что мы еще не знаем, как решать такие задачи |
|
Исходя из этого затруднения, предположите, чему мы сегодня с вами будем учиться? Да, это – цель нашего урока. А какой именно это вид задачи мы узнаем по ходу нашего урока. | |
Этап. Поиск решения учебной проблемы. Цель. Организовать побуждающий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы и/или подводящий диалог. |
| ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Учить решать задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р) Построение логической цепи рассуждений (П) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К) |
Ребята, перед вами задача, которая вызвала у вас затруднения. Давайте рассмотрим решения, которые вы предлагали. | |
Итак, выйди и объясни, как ты решил эту задачу. | 7 – 5 = 2 (м.) было сначала. Ответ: 2 машины |
| Не согласны, потому что сначала должно быть больше машин, чем осталось после отъезда нескольких машин. |
| 7 + 5 = 12 (м.) было сначала. Ответ: 12 машин. |
| Действием. В первом случае – вычитание, во втором случае - сложение |
Докажите, что эту задачу надо решать сложением. | Мы решаем сложением, так как машин было столько, сколько осталось, то есть 7, да еще столько, сколько уехало, то есть 5 |
Верно. То есть из чего складывается количество машин, которых было сначала? | Из тех, что уехали и из тех, что остались. |
| |
На доске 7 машин. | |
Верно. Я убрала 5 машин и осталось 7. Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько машин было сначала? | Нужно машины, которые убрали, поставить на место и сосчитать их |
Прикрепляю еще 5 машин. | |
Значит из чего состоит количество машин, которых было изначально? | Из тех, что уехали и из тех, что остались. |
| Было 7 машин, да еще 5. Значит нужно прибавить к 7 число 5. Получится 12 машин. |
Отройте тетрадь. Запишите число, классная работа. Запишите решение задачи. | Записывают решение задачи в тетрадь |
| |
Проверим решение задачи с помощью чертежа. Итак, весь отрезок – это машины, которые были на стоянке изначально. Из каких частей состоит этот отрезок? (делю отрезок на две части) | Из двух: Из отрезка, обозначающего машины, которые остались на стоянке(7). И отрезка, обозначающего машины, которые уехали (5) |
| | |
| |
Верно. Мы проверили задачу с помощью чертежа, и у нас получился такой же ответ. Значит задача решена верно. | |
Этап. Воспроизведение нового знания. Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания. |
| ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Составить памятку для вычисления неизвестного уменьшаемого МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: Моделирование (П) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К) |
Задание |
- 5 = 7 | |
| |
Кто догадался, какие задачи будем решать сегодня на уроке? | |
|
| |
Скажите тоже самое только используя названия чисел при вычитании. Начните со слов: «Чтобы найти уменьшаемое, надо… | |
Уменьшаемое = разность + вычитаемое. | |
Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. (Рекомендация: учащиеся фронтально, в группах, в парах подробно решают типовые задания на усвоение нового знания с проговариванием решения вслух.) |
Задание 1 ( №2, стр. 28) | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Закрепить умение решать задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого Развивать вычислительные навыки Закрепить умение составлять и решать обратные задачи МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: Анализ (П) Построение логической цепи рассуждений (П) Умение с остаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К) |
I этап. Анализ задачи |
| Читают текст задачи. |
| |
| Известно, что у продавца было несколько ящиков с помидорами. Когда он продал 4 ящика с помидорами, осталось еще 7 ящиков. |
| |
| Да, известно. Было продано 4 ящика с помидорами. |
| Продали – 4 ящ. |
| |
| Известно, что осталось 7 ящиков с помидорами. |
| Продали – 4 ящ. Осталось – 7 ящ. |
| |
| Было - ? |
| Сверху, над словом продали. |
Было – ? Продали – 4 ящ. Осталось – 7 ящ. | |
Хорошо, молодцы, вы составили краткую запись. Теперь нам нужно понять, как же решается эта задача. | |
II этап. Поиск решения задачи. |
Что (какие 2 величины надо знать, чтобы найти сколько ящиков было изначально? | |
Известно ли нам, сколько ящиков с помидорами продали? | |
Известно ли, сколько ящиков осталось? | | |
| Нет, не может, потому что у продавца не могло быть меньше ящиков с помидорами, чем у него осталось после продажи. |
Верно. Значит, каким действием будем решать задачу? | |
| Потому что было ящиков столько, сколько осталось, да еще столько продали. |
III этап. Решение задачи. |
Кто попробует выйти и решить задачу у доски? Остальные решают задачу в тетради. Заканчиваем. | Решение: 4 + 7 = 11 (ящ.) с помидорами было. Ответ: 11 ящиков |
IV этап. Проверка решения задачи. |
Проверим, правильно ли мы решили задачу. | |
Может ли быть ящиков сначала меньше, чем продали или осталось? | |
А что получилось больше у нас: ящиков, которых было или ящиков, которые продали или осталось? | Больше ящиков, которых было сначала (10 больше 7, 10 больше 4) |
Верно, значит это условие соблюдено. | |
Проверим задачу с помощью с помощью схематического чертежа. Каждый ящик будем обозначать линией длиной в 1 см. | |
Итак, сколько ящиков продали? Значит какая длина будет у нашего отрезка? | |
| Чертят |
| |
| |
Начинаем второй отрезок там же, где закончился первый. Чертим второй отрезок (черчу на доске) | Чертят |
| |
Проводим дугу от начала первого до конца второго отрезка. Столько ящиков было сначала. Измерьте это расстояние с помощью линейки. Сколько у вас получилось? | |
| |
| |
| Читают задачу. | |
Задача Когда Юра потерял 5 карандашей, у него осталось ещё 13. Сколько карандашей было у Юры первоначально? | |
I этап. Анализ задачи |
| |
| Известно, что когда Юра потерял 5 карандашей, у него осталось еще 13. |
| |
Составим построчную краткую запись. Известно ли нам, сколько карандашей потерял Юра? | Да, известно, 5 карандашей |
| |
| |
| Известно, что осталось 13 карандашей |
| |
| |
| |
| Сверху, над словом потерял. |
Было - ? Потерял – 5 к. Осталось – 13 к. | |
II этап. Поиск решения задачи | |
Что (какие 2 величины) надо знать, чтобы найти, сколько карандашей было у Юры изначально? | Надо знать, сколько карандашей он потерял и сколько осталось |
Известно ли нам, сколько карандашей потерял Юра? | Да, известно, 5 карандашей |
Известно ли нам, сколько карандашей осталось у Юры? | Да, известно, 13 карандашей |
| Нет, не может, потому что у Юры не может быть карандашей меньше, чем у него осталось после потери. |
| |
| Потому что карандашей было столько. Сколько осталось, да еще столько, сколько потерял. |
III этап. Решение задачи. |
Решаем задачу в тетради. Кто закончил, выйдите и решите задачу у доски. | Решение: 13 + 5 = 18 (к.) было у Юры Ответ: 18 карандашей. |
IV этап. Проверка решения задачи. |
Проверим, правильно ли мы решили задачу. Для начала сравним наш ответ с тем ответом, который мы предполагали. Что мы предполагали? | Мы предполагали, что ответ будет больше 13. |
| |
Хорошо. Но мы не можем полагаться только надо это, нужно еще как-то проверить наш ответ. Я предлагаю это сделать, составив и решив обратную задачу. | |
В обратной задаче нам нужно сделать неизвестным одно из известных в данной задаче. Давайте сделаем неизвестным то, сколько машин осталось. Попробуйте составить такую задачу. Начнем задачу со слов: «У Юры было 18 карандашей…» Продолжите задачу. | |
| | |
| Да, известно, 18 карандашей. |
| |
| Да, известно, 5 карандашей |
| |
| |
| |
| |
| Потому что осталось столько, сколько было без того, что потерял |
| |
| |
| |
| |
Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой (этап проводится по возможности и необходимости) Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях. |
Задание | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Проверить сформированность умения решать задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого Развивать вычислительные навыки МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р) Саморегуляция (Р) Построение логической цепи рассуждений (П) |
| |
Задача. На клумбе росли гвоздики. Когда 4 гвоздики сорвали, на клумбе осталось 9 гвоздик. Сколько гвоздик было на клумбе сначала? | Решают задачу, проверяют с помощью схематического чертежа. |
| |
| Сверяют решение задачи. |
Решение: 4 + 9 = 13 (гв.) было на клумбе сначала. Ответ: 13 гвоздик | |
Поднимите руки, кто верно решил задачу. | Поднимают руки |
| |
Поднимите руки, у кого не получилось верно решить задачу. | Поднимают руки. |
Хорошо. Мы еще будем тренироваться решать такие задачи, поэтому вы все научитесь их решать. | |
Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Примерный план этапа: фиксирование нового содержания; соотнесение цели учебной деятельности и ее результата (фронтально, индивидуально); планирование цели дальнейшей деятельности. |
Ребята, как звучала тема нашего урока? | | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: Самоконтроль и самооценка (Р) Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Анализ (П) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К) |
| |
А сейчас, чтобы проверить, как хорошо вы усвоили материал и оценить вашу работу на уроке, я предлагаю вам заполнить таблицы, которые есть у каждого на столе. Я буду диктовать вам предложения, а вы рисуете солнышко если согласны с этим утверждением, тучку – если не согласны и солнышко с тучкой если сомневаетесь. | |
Я запомнил, что такое уменьшаемое, вычитаемое и разность Мне легко решать задачи нового типа На уроке я активно отвечал на вопросы учителя Мое настроение к концу урока стало лучше, чем в начале урока. | 1. | | 2. | | 3. | | 4. | | |
| | |
Дача домашнего задания (обязательного и по выбору учащихся) |
| | |
| |
| |
| |