УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С. МУТНЫЙ МАТЕРИК
Урок по биологии в 5 классе
на тему:
«Здоровье человека и безопасность жизни»
ФИО участника:
Выучевская Светлана Александровна
учитель биологии и географии
МБОУ «СОШ» с.Мутный Материк
Тел. 34219
с.Мутный Материк
2019 год
Пояснительная записка
Урок биологии в 5 классе
Учитель: Выучевская Светлана Александровна, учитель географии и биологии
Тема урока: «Здоровье человека и безопасность жизни»
Цель урока: Сформировать представление о взаимосвязи здоровья и образа жизни.
Задачи урока:
Образовательная: рассмотреть вопросы о здоровье человека и безопасности жизни.
Развивающая: продолжить развитие навыков самостоятельности, работы с учебным материалом.
Воспитательная: способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью в целом
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- Научиться вести здоровый образ жизни и отучать от вредных привычек своих товарищей;
- Знать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, простейшие способы оказания первой помощи при ожоге, обморожении и др.
Метапредметные:
- Регулятивные – научиться составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получить возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
- Познавательные – научиться устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получить возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.
- Коммуникативные – научиться принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получить возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятые для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получить возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.
Личностные:
- сформировать навыки обучения; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды; стремление к здоровому образу жизни.
Тип, вид урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков; комбинированный.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные(работа с рисунками, схемами); практические (поиск информации, создание памятки о правилах поведения в природе); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Понятия и термины: Вредные привычки, здоровый образ жизни, ядовитые растения, ядовитые животные.
УМК: «Живой организм», А.А. Плешаков, Н.И. Сонин «Введение в биологию». 5 класс
Технические средства: компьютер с мультимедийным проектором, информационный материал и задания на каждый стол для работы в группах и парах.
Демонстрационный материал: презентация по теме урока.
Организационная структура урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный этап |
Мотивация к учебной деятельности Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Позитивный настрой учащихся по отношению друг к другу в предстоящей совместной учебной деятельности. (Если впервые использовать в классе, то следует устно объяснить или вывести на экран условие метода. Важно учитывать настроение учащихся с предыдущего урока или взаимоотношения между учащимися. Если, есть ученик без пары, учителю - стать его парой). Слайд 1. | Приветствуют учителя. Приветствуют друг друга. Правила приветствия: повернуться друг к другу, ладонями поздороваться, начиная с мизинца мизинец – желаю, безымянный – успеха средний - большого указательный – везде большой – и во всём вся ладонь - здравствуй! Проверяют готовность к уроку. | Личностные: взаимоуважение. Коммуникативные: установление связей, способствующих взаимодействию. Регулятивные: слушать в соответствии с целевой установкой. |
2. Актуализация знаний и формирование темы урока. |
Учитель организует работу по предложенному тексту. Какие слова пропущены? Послушайте старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать. Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть ….», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его ……... Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать …….. глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: «……. надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё ……. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!» Слайд 2. Слайд 3 Предлагается ответить на следующие вопросы: Чего вы в первую очередь желаете себе? Чего вы в первую очередь желаете своим близким? Давайте вместе определим тему нашего урока Слайд 4 | Учащиеся слушают, читают на слайде текст, по очереди дают свои ответы и комментируют их. Учащиеся дают ответ: здоровье Отвечают на поставленные вопросы учителя, смотрят презентацию. Формулируют тему урока, делают запись темы урока в тетради. | Регулятивные: умение контролировать ответы учащихся и свои ответы. Познавательные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы, анализ. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Цель: Изучение нового материала. Предлагается ответить на следующие вопросы: - Как можно определить здоров человек или нет? - Что может изменить состояние здоровья? -Ребята, давайте вместе определим цель и задачи урока. Слайд 5 | Отвечают на вопросы, формулируют вывод, приводят примеры: изменить состояние здоровья могут, например – инфекция, травмы, отравления ядовитыми веществами; Определяют цель и задачи урока | Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: анализ, синтез, обобщение, поиск и выделение необходимой информации, выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные: Оценивать правильность ответов и корректировать свои ответы. |
4. Первичное усвоение новых знаний |
Цель: усвоение новых знаний. Что такое здоровье? Слайд 3. По определению ВОЗ «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». -Ребята, а сейчас проверим насколько верно вы знаете термины и слова связанные с ЗОЖ Задания в парах: на каждом столе имеются карточки со словами, вам нужно определить какие из них относятся к нашей теме урока. Многие из вас считают, что забота о здоровье – дело рук ваших родителей и врачей, обязанных лечить вас и оберегать от заболеваний. Но это не совсем верно! Каждый из вас хочет прожить свою жизнь долго и счастливо. Но что на ваш взгляд необходимо делать для сохранения своего здоровья? Давайте сейчас посмотрим - из чего складывается наше здоровье Слайд 6 - Давайте вспомним основные правила ЗОЖ (ЗОЖ - это образ жизни, способствующий профилактике заболеваний, повреждений и обеспечению благополучия). Слайд 7,8 - Ребята, чтобы снять усталость с глаз, проведем гимнастику для глаз; для улучшения работы мозга помассажируем ушные раковины Учитель организует работу в группах по изучению материала по формированию здорового образа жизни: 1 группа – «Вредные привычки». Слайд 9,10,11,12,13 2 группа – «Рациональное питание». Слайд 14 3 группа – «Двигательная активность» 4 группа – «Гигиена человека». Слайд 15 | Смотрят презентацию, записывают определение Вспоминают правила работы в парах и группах Работают в парах. Правильные слова закрепляются на доске. Работа с учебником § 31, стр. 146. Учащиеся выполняют вслед за учителем упражнения Учащиеся в группах изучают материал по темам, используют учебник и источники дополнительной информации из энциклопедий. Отчет учащихся о проделанной работе. | Личностные: понимание важности собственного «Режима дня», «ЗОЖ». Регулятивные: умение действовать по инструкции учителя; умение работать в парах; удерживать учебную задачу. Познавательные: работать с текстовой информацией учебника, мультимедийной презентацией, схемой. Коммуникативные: построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения, умение сотрудничать с другими учащимися, и с учителем в поиске необходимой информации, принимают чужую точку зрения, отстаивать свою точку зрения. |
5.Физкультурная пауза |
Во время паузы подготавливают свои учебные места для дальнейшей работы. | Учащийся из группы "Двигательная активность" показывает упражнения для головы, спины, все выполняют эти движения. | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений одним из учащихся. |
6. Первичная проверка понимания |
Цель: проверка понимания изучаемой темы. Учитель организует индивидуальную работу учащихся по теме: «Правила безопасного поведения в природе». Задает вопросы по тексту учебника: о ядовитых растениях и животных. рассмотрим их и выполним задания по слайдам презентации № 17-26 Инструктирует как создать памятку по правилам безопасного поведения в природе. | На основе полученных знаний (текст учебника § 31 стр. 150-152) учащиеся самостоятельно формулируют и обосновывают правила безопасного поведения человека в природе. Создают памятку. Отгадывают загадки со слайда №16, | Личностные: осознание ответственности за правильное уяснение новых понятий. Регулятивные: планировать и контролировать ход выполнения задания, принимать решения в проблемной ситуации. Познавательные: анализ и синтез информации; построение логической цепи рассуждений; оформление табличных записей. Коммуникативные: умение сотрудничать с другими учащимися, и с учителем в поиске необходимой информации, принимают чужую точку зрения, отстаивать свою точку зрения. |
7.Первичное закрепление |
Цель: Научиться распознавать виды опасных воздействий и применять знания о правилах оказания первой помощи при несчастных случаях. Задание 1. Распределите последовательность действий при оказании первой помощи при кровотечении: А) наложим давящую повязку Б) обработаем края раны настойкой йода В) обработаем рану перекисью водорода Г) закроем рану стерильной повязкой Д) обратимся за помощью в медицинское учреждение Задание 2. Выберите из текста правильные действия оказания первой помощи при растяжении связок: А) наложим стерильную повязку на сустав Б) приложим холод на поврежденный сустав В) наложим жгут на область выше места повреждения Г) отправим больного пешком в ближайший медицинский пункт Д) вызовем «скорую помощь» Е) наложим фиксирующую повязку на сустав Учитель предлагает для учащихся самопроверку | Самостоятельно выполняют задания 1,2 (индивидуальные карточки). Выполняют самопроверку и озвучивают результаты своей работы. | Личностные: осознание ответственности за общее дело. Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, закрепляют знания об оказании первой помощи Коммуникативные: умение сотрудничать с другими учащимися в поиске необходимой информации. |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении |
Домашнее задание: прочитать п.31 и творческое задание- подготовить сообщения о ядовитых растениях , грибах и животных Республики Коми | Записывают задание в дневник. | |
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Цель: Выявить понимание и закрепление целей урока. Учитель задает вопросы: - что нового вы узнали сегодня на уроке? - пригодятся ли эти знания на практике? - что для вас показалось трудным? - как можете отметить свое настроение? Слайд 27 На этом мы свой урок заканчиваем. Мне приятно было с вами работать. Спасибо за урок. Будьте здоровы. | Учащиеся высказываются о результатах своей деятельности на уроке, отвечают на вопросы, говорят о своих впечатлениях и своем эмоциональном состоянии. | Личностные: формируем умение устанавливать значение результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. Коммуникативные: формируем умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: формируем умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще принадлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Литература
Плешаков А.А. Сонин Н.И., Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник / А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.- М.: Дрофа, 2013.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
www.drofa.ru
http://festival.1september.ru/articles/211037/
http://standart.edu.ru/