СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Здоровье человека и безопасность жизни»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. При разработке урока использованы несколько технологий- это и здоровьесберегающая, и  информационная, и технология критического мышления.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Здоровье человека и безопасность жизни»»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С. МУТНЫЙ МАТЕРИК










Урок по биологии в 5 классе

на тему:

«Здоровье человека и безопасность жизни»







ФИО участника:

Выучевская Светлана Александровна

учитель биологии и географии

МБОУ «СОШ» с.Мутный Материк

Тел. 34219











с.Мутный Материк

2019 год

Пояснительная записка

Урок биологии в 5 классе

Учитель: Выучевская Светлана Александровна, учитель географии и биологии

Тема урока: «Здоровье человека и безопасность жизни»

Цель урока: Сформировать представление о взаимосвязи здоровья и образа жизни.

Задачи урока:

Образовательная: рассмотреть вопросы о здоровье человека и безопасности жизни.

Развивающая: продолжить развитие навыков самостоятельности, работы с учебным материалом.

Воспитательная: способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью в целом

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- Научиться вести здоровый образ жизни и отучать от вредных привычек своих товарищей;

- Знать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, простейшие способы оказания первой помощи при ожоге, обморожении и др.

Метапредметные:

- Регулятивные – научиться составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получить возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

- Познавательные – научиться устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получить возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

- Коммуникативные – научиться принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получить возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятые для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получить возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.

Личностные:

- сформировать навыки обучения; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды; стремление к здоровому образу жизни.

Тип, вид урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков; комбинированный.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные(работа с рисунками, схемами); практические (поиск информации, создание памятки о правилах поведения в природе); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины: Вредные привычки, здоровый образ жизни, ядовитые растения, ядовитые животные.

УМК: «Живой организм», А.А. Плешаков, Н.И. Сонин «Введение в биологию». 5 класс

Технические средства: компьютер с мультимедийным проектором, информационный материал и задания на каждый стол для работы в группах и парах.

Демонстрационный материал: презентация по теме урока.



Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап

Мотивация к учебной деятельности

Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Позитивный настрой учащихся по отношению друг к другу в предстоящей совместной учебной деятельности. (Если впервые использовать в классе, то следует устно объяснить или вывести на экран условие метода. Важно учитывать настроение учащихся с предыдущего урока или взаимоотношения между учащимися. Если, есть ученик без пары, учителю - стать его парой). Слайд 1.

Приветствуют учителя.

Приветствуют друг друга.

Правила приветствия:

  • повернуться друг к другу, ладонями поздороваться, начиная с мизинца

  • мизинец – желаю,

  • безымянный – успеха

  • средний - большого

  • указательный – везде

  • большой – и во всём

  • вся ладонь - здравствуй!

Проверяют готовность к уроку.

Личностные: взаимоуважение. Коммуникативные: установление связей, способствующих взаимодействию. Регулятивные: слушать в соответствии с целевой установкой.

2. Актуализация знаний и формирование темы урока.

Учитель организует работу по предложенному тексту. Какие слова пропущены?

Послушайте старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать. Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть ….», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его ……... Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать …….. глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: «……. надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё ……. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

Слайд 2.

Слайд 3

Предлагается ответить на следующие вопросы:

Чего вы в первую очередь желаете себе?

Чего вы в первую очередь желаете своим близким?

Давайте вместе определим тему нашего урока

Слайд 4

Учащиеся слушают, читают на слайде текст, по очереди дают свои ответы и комментируют их.

Учащиеся дают ответ: здоровье


















Отвечают на поставленные вопросы учителя, смотрят презентацию.





Формулируют тему урока,

делают запись темы урока в тетради.


Регулятивные: умение контролировать ответы учащихся и свои ответы. Познавательные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы, анализ.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.






3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: Изучение нового материала.

Предлагается ответить на следующие вопросы:

- Как можно определить здоров человек или нет?

- Что может изменить состояние здоровья?



-Ребята, давайте вместе определим цель и задачи урока.


Слайд 5

Отвечают на вопросы, формулируют вывод, приводят примеры: изменить состояние здоровья могут, например – инфекция, травмы, отравления ядовитыми веществами;

Определяют цель и задачи урока

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, поиск и выделение необходимой информации, выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные: Оценивать правильность ответов и корректировать свои ответы.

4. Первичное усвоение новых знаний

Цель: усвоение новых знаний.

Что такое здоровье?

Слайд 3.

По определению ВОЗ «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

-Ребята, а сейчас проверим насколько верно вы знаете термины и слова связанные с ЗОЖ

Задания в парах: на каждом столе имеются карточки со словами, вам нужно определить какие из них относятся к нашей теме урока.

  • Многие из вас считают, что забота о здоровье – дело рук ваших родителей и врачей, обязанных лечить вас и оберегать от заболеваний. Но это не совсем верно! Каждый из вас хочет прожить свою жизнь долго и счастливо. Но что на ваш взгляд необходимо делать для сохранения своего здоровья?

Давайте сейчас посмотрим - из чего складывается наше здоровье Слайд 6

- Давайте вспомним основные правила ЗОЖ

(ЗОЖ - это образ жизни, способствующий профилактике заболеваний, повреждений и обеспечению благополучия). Слайд 7,8

- Ребята, чтобы снять усталость с глаз, проведем гимнастику для глаз; для улучшения работы мозга помассажируем ушные раковины


Учитель организует работу в группах по изучению материала по формированию здорового образа жизни:

1 группа – «Вредные привычки». Слайд 9,10,11,12,13

2 группа – «Рациональное питание». Слайд 14

3 группа – «Двигательная активность»

4 группа – «Гигиена человека». Слайд 15


Смотрят презентацию, записывают определение





Вспоминают правила работы в парах и группах


Работают в парах. Правильные слова закрепляются на доске.








Работа с учебником § 31, стр. 146.




Учащиеся выполняют вслед за учителем упражнения


Учащиеся в группах изучают материал по темам, используют учебник и источники дополнительной информации из энциклопедий.

Отчет учащихся о проделанной работе.

Личностные: понимание важности собственного «Режима дня», «ЗОЖ».

Регулятивные: умение действовать по инструкции учителя; умение работать в парах; удерживать учебную задачу. Познавательные: работать с текстовой информацией учебника, мультимедийной презентацией, схемой.

Коммуникативные: построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения, умение сотрудничать с другими учащимися, и с учителем в поиске необходимой информации, принимают чужую точку зрения, отстаивать свою точку зрения.
















5.Физкультурная пауза

Во время паузы подготавливают свои учебные места для дальнейшей работы.

Учащийся из группы "Двигательная активность" показывает упражнения для головы, спины, все выполняют эти движения.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений одним из учащихся.

6. Первичная проверка понимания

Цель: проверка понимания изучаемой темы.

Учитель организует индивидуальную работу учащихся по теме: «Правила безопасного поведения в природе».


Задает вопросы по тексту учебника: о ядовитых растениях и животных. рассмотрим их и выполним задания по слайдам презентации № 17-26


Инструктирует как создать памятку по правилам безопасного поведения в природе.






На основе полученных знаний (текст учебника § 31 стр. 150-152) учащиеся самостоятельно формулируют и обосновывают правила безопасного поведения человека в природе. Создают памятку.

Отгадывают загадки со слайда №16,

Личностные: осознание ответственности за правильное уяснение новых понятий. Регулятивные: планировать и контролировать ход выполнения задания, принимать решения в проблемной ситуации. Познавательные: анализ и синтез информации; построение логической цепи рассуждений; оформление табличных записей. Коммуникативные: умение сотрудничать с другими учащимися, и с учителем в поиске необходимой информации, принимают чужую точку зрения, отстаивать свою точку зрения.

7.Первичное закрепление

Цель: Научиться распознавать виды опасных воздействий и применять знания о правилах оказания первой помощи при несчастных случаях.

Задание 1. Распределите последовательность действий при оказании первой помощи при кровотечении:

А) наложим давящую повязку

Б) обработаем края раны настойкой йода

В) обработаем рану перекисью водорода

Г) закроем рану стерильной повязкой

Д) обратимся за помощью в медицинское учреждение

Задание 2. Выберите из текста правильные действия оказания первой помощи при растяжении связок:

А) наложим стерильную повязку на сустав

Б) приложим холод на поврежденный сустав

В) наложим жгут на область выше места повреждения

Г) отправим больного пешком в ближайший медицинский пункт

Д) вызовем «скорую помощь»

Е) наложим фиксирующую повязку на сустав

Учитель предлагает для учащихся самопроверку

Самостоятельно выполняют задания 1,2 (индивидуальные карточки). Выполняют самопроверку и озвучивают результаты своей работы.



Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, закрепляют знания об оказании первой помощи

Коммуникативные: умение сотрудничать с другими учащимися в поиске необходимой информации.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Домашнее задание: прочитать п.31 и творческое задание- подготовить сообщения о ядовитых растениях , грибах и животных Республики Коми

Записывают задание в дневник.


9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель: Выявить понимание и закрепление целей урока.

Учитель задает вопросы:

- что нового вы узнали сегодня на уроке?

- пригодятся ли эти знания на практике?

- что для вас показалось трудным?

- как можете отметить свое настроение?

Слайд 27

На этом мы свой урок заканчиваем. Мне приятно было с вами работать. Спасибо за урок. Будьте здоровы.

Учащиеся высказываются о результатах своей деятельности на уроке, отвечают на вопросы, говорят о своих впечатлениях и своем эмоциональном состоянии.


Личностные: формируем умение устанавливать значение результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Коммуникативные: формируем умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: формируем умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще принадлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.







Литература

  1. Плешаков А.А. Сонин Н.И., Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник / А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.- М.: Дрофа, 2013.

  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189.

  5. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  6. www.drofa.ru

  7. http://festival.1september.ru/articles/211037/

  8. http://standart.edu.ru/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!