План-конспект урока по истории России Тема: Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская Класс: 6
1. Цели и задачи урока
Цель:
Сформировать у учащихся представление об особенностях статуса и устройства Киевской и Новгородской земель в период Древней Руси.
Задачи:
Познавательные:
Познакомить с историческими особенностями развития Киева и Новгорода.
Выделить отличия в управлении, экономике и культуре этих земель.
Развивающие:
Формировать умение анализировать исторические источники и тексты.
Развивать навыки сравнения, самостоятельного мышления, работы в группе.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к историческому прошлому своей страны.
Способствовать развитию интереса к изучению истории.
Методы урока:
2. Ход занятия I. Организационный момент (2 мин)
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Краткое сообщение темы и целей:
"Сегодня мы узнаем, почему Киев и Новгород имели особое значение в истории Древней Руси, и в чем заключались их отличия от других земель."
II. Актуализация знаний (5 мин)
Вопросы классу:
Какие города вы знаете в Древней Руси?
Какую роль они играли?
Чем, по вашему мнению, мог отличаться один город от другого?
Задание:
Назовите столицу Древнерусского государства.
Где находился Новгород? (Показ на карте)
III. Изучение нового материала (20 мин)
1. Киевская земля
Рассказ учителя с опорой на карту, фрагменты летописей:
Столичный статус.
Центр княжеской власти, религии, культуры.
Особенности управления: князь, бояре, дружина.
Экономика: торговля по Днепру, ремесла.
Вопросы по ходу:
Почему именно Киев стал столицей?
Как вы думаете, чем занимались жители Киева?
2. Новгородская земля
Рассказ учителя, чтение фрагмента "Новгородской первой летописи":
Особое положение: вече, посадник, архиепископ.
Новгородская республика — особенности самоуправления.
Значение торговли (Ганза), ремесел.
Культура и образование.
Вопросы по ходу:
Чем отличалось управление в Новгороде от Киева?
Почему в Новгороде было развито вече?
3. Сравнительная таблица (заполняется вместе с классом):
Признак | Киев | Новгород |
Управление | Князь, бояре | Вече, посадник, князь |
Экономика | Торговля, ремесла | Торговля, ремесла |
Культура | Центр христианства | Образование, летописи |
IV. Первичное закрепление (8 мин)
Задание:
В парах: по таблице составьте устное сравнение двух земель, используя слова "похожи", "отличаются".
Вопросы для проверки:
Назовите две главные особенности Новгорода.
Почему в Киеве была сильная княжеская власть?
V. Самостоятельное выполнение типовых заданий (5 мин)
Задание:
Прочитайте текст (раздается короткий фрагмент из летописи о Новгороде).
Ответьте письменно:
О каком событии идет речь?
Как это событие связано с особенностями управления в Новгороде?
VI. Контроль знаний (тест по типу ВПР, 2 варианта, 5 вопросов) Вариант 1
Как называлось народное собрание в Новгороде?
а) Дума
б) Вече
в) Сейм
г) Совет
Кто был главой Киевской Руси?
а) Посадник
б) Князь
в) Архиепископ
г) Магистр
Укажите признак, характерный для Новгородской земли:
а) Столичный статус
б) Сильная княжеская власть
в) Развитое самоуправление
г) Многонациональность
Какой город был центром христианства на Руси?
а) Москва
б) Новгород
в) Киев
г) Владимир
Установите соответствие:
1) Вече — а) Киев
2) Князь — б) Новгород
Вариант 2
Как назывался выборный глава города в Новгороде?
а) Боярин
б) Посадник
в) Князь
г) Староста
Основная река, на которой стоял Киев:
а) Волга
б) Днепр
в) Нева
г) Ока
Признак, характерный для Киевской земли:
Как называлась торговая организация, с которой сотрудничал Новгород?
а) Ганза
б) Варяги
в) Орда
г) Союз ремесленников
Установите соответствие:
VII. Итоги урока (2 мин)
Обсуждение: "Что нового вы сегодня узнали? Почему изучение особенностей этих земель важно для понимания истории России?"
Краткое повторение ключевых моментов.
VIII. Рефлексия (2 мин)
Метод "Светофор":
Зеленый — все понятно, могу объяснить другому.
Желтый — кое-что осталось неясно.
Красный — было сложно, нужны пояснения.
(Ученики показывают цвет карточки или отвечают устно.)
3. Дополнительные задания в
классе: Составьте мини-диалог между киевским и новгородским жителем о том, как они управляют своим городом.
4. Разноуровневое домашнее задание
Базовый уровень:
Прочитать параграф в учебнике, выписать 3 отличия между Киевом и Новгородом.
Ответить письменно на вопрос: "Почему Новгород называли республикой?"
Повышенный уровень:
Написать небольшое сочинение (5-7 предложений) на тему: "Что мне больше понравилось — Киев или Новгород? Почему?"
Найти и выписать в тетрадь 2 исторических факта о торговле в Новгороде или Киеве.
Творческий уровень:
Составить краткий рассказ или придумать комикс (без рисунков, только текст) от лица жителя Киева или Новгорода о жизни в своем городе.
Подготовить устное сообщение (2-3 минуты) о значении вече в Новгороде или роли князя в Киеве.
5. Ожидаемые результаты
Учащиеся смогут:
Рассказывать об особенностях управления и статуса Киева и Новгорода.
Сравнивать две земли по основным признакам.
Работать с историческими источниками.
Выполнять задания по теме, аргументировать свои ответы.
6. Итоги урока
Достигнуты цели урока: учащиеся познакомились с особенностями Киевской и Новгородской земель, научились их сравнивать, закрепили полученные знания в ходе тестирования и самостоятельной работы.
Обратная связь по итогам рефлексии: определены трудности, намечены пути их преодоления на следующих уроках.