СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская"»

План-конспект урока по истории России Тема: Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская Класс: 6


1. Цели и задачи урока

Цель:
Сформировать у учащихся представление об особенностях статуса и устройства Киевской и Новгородской земель в период Древней Руси.

Задачи:

  • Познавательные:

    • Познакомить с историческими особенностями развития Киева и Новгорода.

    • Выделить отличия в управлении, экономике и культуре этих земель.

  • Развивающие:

    • Формировать умение анализировать исторические источники и тексты.

    • Развивать навыки сравнения, самостоятельного мышления, работы в группе.

  • Воспитательные:

    • Воспитывать уважение к историческому прошлому своей страны.

    • Способствовать развитию интереса к изучению истории.

Методы урока:

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Частично-поисковый

  • Работа с текстом

  • Групповая работа

  • Самостоятельная работа

  • Тестирование

2. Ход занятия I. Организационный момент (2 мин)
  • Приветствие, проверка готовности к уроку.

  • Краткое сообщение темы и целей:
    "Сегодня мы узнаем, почему Киев и Новгород имели особое значение в истории Древней Руси, и в чем заключались их отличия от других земель."

II. Актуализация знаний (5 мин)

Вопросы классу:

  • Какие города вы знаете в Древней Руси?

  • Какую роль они играли?

  • Чем, по вашему мнению, мог отличаться один город от другого?

Задание:

  • Назовите столицу Древнерусского государства.

  • Где находился Новгород? (Показ на карте)

III. Изучение нового материала (20 мин)

1. Киевская земля

  • Рассказ учителя с опорой на карту, фрагменты летописей:

    • Столичный статус.

    • Центр княжеской власти, религии, культуры.

    • Особенности управления: князь, бояре, дружина.

    • Экономика: торговля по Днепру, ремесла.

Вопросы по ходу:

  • Почему именно Киев стал столицей?

  • Как вы думаете, чем занимались жители Киева?

2. Новгородская земля

  • Рассказ учителя, чтение фрагмента "Новгородской первой летописи":

    • Особое положение: вече, посадник, архиепископ.

    • Новгородская республика — особенности самоуправления.

    • Значение торговли (Ганза), ремесел.

    • Культура и образование.

Вопросы по ходу:

  • Чем отличалось управление в Новгороде от Киева?

  • Почему в Новгороде было развито вече?

3. Сравнительная таблица (заполняется вместе с классом):

Признак

Киев

Новгород

Управление

Князь, бояре

Вече, посадник, князь

Экономика

Торговля, ремесла

Торговля, ремесла

Культура

Центр христианства

Образование, летописи

IV. Первичное закрепление (8 мин)

Задание:

  • В парах: по таблице составьте устное сравнение двух земель, используя слова "похожи", "отличаются".

Вопросы для проверки:

  • Назовите две главные особенности Новгорода.

  • Почему в Киеве была сильная княжеская власть?

V. Самостоятельное выполнение типовых заданий (5 мин)

Задание:

  • Прочитайте текст (раздается короткий фрагмент из летописи о Новгороде).

  • Ответьте письменно:

    1. О каком событии идет речь?

    2. Как это событие связано с особенностями управления в Новгороде?

VI. Контроль знаний (тест по типу ВПР, 2 варианта, 5 вопросов) Вариант 1
  1. Как называлось народное собрание в Новгороде?

    • а) Дума

    • б) Вече

    • в) Сейм

    • г) Совет

  2. Кто был главой Киевской Руси?

    • а) Посадник

    • б) Князь

    • в) Архиепископ

    • г) Магистр

  3. Укажите признак, характерный для Новгородской земли:

    • а) Столичный статус

    • б) Сильная княжеская власть

    • в) Развитое самоуправление

    • г) Многонациональность

  4. Какой город был центром христианства на Руси?

    • а) Москва

    • б) Новгород

    • в) Киев

    • г) Владимир

  5. Установите соответствие:

    • 1) Вече — а) Киев

    • 2) Князь — б) Новгород

Вариант 2
  1. Как назывался выборный глава города в Новгороде?

    • а) Боярин

    • б) Посадник

    • в) Князь

    • г) Староста

  2. Основная река, на которой стоял Киев:

    • а) Волга

    • б) Днепр

    • в) Нева

    • г) Ока

  3. Признак, характерный для Киевской земли:

    • а) Вече

    • б) Власть бояр

    • в) Централизованное управление князем

    • г) Союз с Ганзой

  4. Как называлась торговая организация, с которой сотрудничал Новгород?

    • а) Ганза

    • б) Варяги

    • в) Орда

    • г) Союз ремесленников

  5. Установите соответствие:

    • 1) Посадник — а) Новгород

    • 2) Князь — б) Киев

VII. Итоги урока (2 мин)
  • Обсуждение: "Что нового вы сегодня узнали? Почему изучение особенностей этих земель важно для понимания истории России?"

  • Краткое повторение ключевых моментов.

VIII. Рефлексия (2 мин)

Метод "Светофор":

  • Зеленый — все понятно, могу объяснить другому.

  • Желтый — кое-что осталось неясно.

  • Красный — было сложно, нужны пояснения.

(Ученики показывают цвет карточки или отвечают устно.)

3. Дополнительные задания в классе:
  • Составьте мини-диалог между киевским и новгородским жителем о том, как они управляют своим городом.

4. Разноуровневое домашнее задание

Базовый уровень:

  • Прочитать параграф в учебнике, выписать 3 отличия между Киевом и Новгородом.

  • Ответить письменно на вопрос: "Почему Новгород называли республикой?"

Повышенный уровень:

  • Написать небольшое сочинение (5-7 предложений) на тему: "Что мне больше понравилось — Киев или Новгород? Почему?"

  • Найти и выписать в тетрадь 2 исторических факта о торговле в Новгороде или Киеве.

Творческий уровень:

  • Составить краткий рассказ или придумать комикс (без рисунков, только текст) от лица жителя Киева или Новгорода о жизни в своем городе.

  • Подготовить устное сообщение (2-3 минуты) о значении вече в Новгороде или роли князя в Киеве.

5. Ожидаемые результаты
  • Учащиеся смогут:

    • Рассказывать об особенностях управления и статуса Киева и Новгорода.

    • Сравнивать две земли по основным признакам.

    • Работать с историческими источниками.

    • Выполнять задания по теме, аргументировать свои ответы.

6. Итоги урока
  • Достигнуты цели урока: учащиеся познакомились с особенностями Киевской и Новгородской земель, научились их сравнивать, закрепили полученные знания в ходе тестирования и самостоятельной работы.

  • Обратная связь по итогам рефлексии: определены трудности, намечены пути их преодоления на следующих уроках.