СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Жизнь древних славян"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Жизнь древних славян"»

4 кл. конспект урока на тему «Жизнь древних славян»

Цель урока: формировать знания у учащихся о жизни древних славян.


Задачи:

Предметные: формировать знания у учащихся о верованиях, занятиях, жилищах, праздниках восточных славян, представления, яркую, целостную картину жизни древних славян; учиться работать с исторической картой.

Метапредметные: принимать и сохранять целевые установки урока, развивать картографические умения и навыки, взаимодействовать с коллективом класса, формулировать выводы из изученного материала, усваивать информацию из различных источников, осуществлять самопроверку и оценку своих достижений на уроке.

Личностные: понимать важность изучения древнейших страниц истории России.


Средства обучения: учебник, карта восточный Европы, презентация Microsoft PowerPoint по теме урока.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский

Формы обучения: фронтальная с элементами индивидуальной.

Опорные знания и умения: знания и умения, приобретенные в результате изучения курса «Окружающий мир» (1-4 кл.)

Список литературы: школьные учебники, методическое пособие, интернет.


Структура урока:

Организационный момент - 3 мин.

Мотивационный этап - 5 мин.

Изучение нового материала - 30 мин.

Закрепление - 5 мин.

Домашнее задание- 2 мин.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

(2 слайд) Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

Настрой на деятельность

  1. Мотивационный этап

(3 слайд) Ребята, поработаем с текстом.

Наши предки – славяне – жили в далекие времена, когда окружающий мир выглядел совсем иначе, чем сейчас. Не было ни городов, ни крупных поселений – территория современной России была сплошь покрыта густыми лесами, в которых водилось множество диких зверей.


Ответьте на вопросы:

  1. Кто такие славяне?

  2. Когда жили наши предки?

  3. Как раньше выглядела Россия?



Ребята, как вы думаете, почему я дала вам текст именно с такой темой?

Правильно, молодцы, мы сегодня посвятим наш урок жизни древних славян.








  1. Наши предки

  2. Наши предки жили в далекие времена, когда окружающий мир выглядел совсем иначе.

  3. России была сплошь покрыта густыми лесами, в которых водилось множество диких зверей

Ответ учащихся (тема урока)

3.Изучение нового материала

(4 слайд) Ребята, прежде чем начать наш урок, вспомните, каковы особенности природы Восточно-Европейской равнины? Отлично, молодцы.


Если мы заглянем в прошлое на полторы тысячи лет назад (в середину первого тысячелетия н.э.), то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие и мелкие речушки. В те времена эти края населяли восточные славяне, от которых позднее произошли русские украинцы и белорусы. Жили славяне племенами.


Ребята, как вы поняли, кто такие славяне? (анимация)


Славяне были крепкими, выносливыми людьми. Каждый их день был полон трудовых забот. Как вы думаете какие трудовые заботы были у славян?

(6-7 слайд) В те времена в лесу было много дичи, реки были богаты рыбой. Мужчины занимались охотой, рыболовством, бортничеством (сбором меда диких пчел). Охотились они на кабанов, медведей, косуль, которые в изобилии водились в дремучих чащах. Кузнецы ковали прочное оружие, необходимые орудия труда. Женщины готовили пищу, устраивали огороды, ткали, пряли, шили. Многие из них искусно занимались врачеванием, приготовляя лекарственные снадобья из трав.

Восточно-Европейская равнина отличается тем, что её поверхность не очень ровная. Здесь есть низкие участки, возвышенности и небольшие холмы









Славяне – большая группа различных народов и племен.



Ответ учащихся

(8 слайд) Ребята, давайте с вами чуть-чуть отдохнем и выполним физкультминутку (видео)

Выполняют физкультминутку

(9 слайд) Давайте поработаем с исторической картой. Рассмотрите карту. Что вы можете рассказать с ее помощью о расселении славян? Найдите главные водные пути?


(10 слайд) Сама жизнь требовала от славян сплоченности. Сообща они занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес. Поваленные деревья сжигали, золой удобряя почву. Землю засеивали 2-3 года подряд, пока она давала хороший урожай, а затем переходили на новых участок.


(11-12 слайд) Ребята, а теперь давайте поработаем так, вы будете по очереди читать по 1 абзацу, после того, как прочитаете, и начнет читать другой, вы должны придумать и задать вопрос, кто читал после вас.


  1. Крепка была связь между поколениями. Трудовые навыки, знания и опыт переходили от отца к сыну, от матери к матери.

  2. Место для поселения выбрали безопасное, пригодное для жилья, вблизи реки, где-нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме. Ставили рубленые избы или селились в полуземлянках. Такие жилища почти до половины уходили в землю. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот.

  3. Неприхотливым было убранство дома: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины.

  4. Топилась изба по-черному, без трубы. Дым выходил наружу через небольшие открытые окошки (от холода их прикрывали досками, соломой, ветками) и низенькую дверь. Посудой служили глиняные горшки да сковороды. Носили одежду из льна и шерсти.

  5. Лес и деревья, речи и ручейки, солнце и ветер – все казалось славянам живым, одушевленным. Они считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги. Одним из главных богов был Перун – бог грома и молнии. Молились славяне богам о дожде, об обильном урожае.

  6. Родной, привычный им мир славяне населяли фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой, в лесу водится леший, в реках и озёрах живут водяной и русалки. Были и другие духи природы – одни добрые, другие злые. Защитой от злых сил становились души предков. К ним обращались за советом, помощью, просили позаботиться об урожае.

  7. Постепенно осваивая новые земли, восточные славяне расселились на огромной территории. Переселения носили мирный характер. Славяне не навязывали своим новым соседям – местным финно-угорским племенам – своих обычаев. Против общих врагов они часто выступали вместе. В 18 век восточнославянские племена объединились в союзы племен. Их возглавляли князья.


Молодцы. Замечательно.

Ребята, давайте с вами посмотрим небольшое видео о древнейших славянах и в закреплении выполним задание.


  1. (13 слайд) Составьте по тексту учебника план рассказа «Жизнь древних славян»

  2. Нарисуйте одно из занятий древних славян

  3. Представьте, что вы попали, в то время, когда жили славяне. Подумайте и придумайте карту с обозначениями для какой-либо местности.

  4. Напишите несколько предложений с иллюстрациями на тему «чем могли заниматься дети восточных славян?»

Работа с картой















Выполняют задание

















































Смотрят видео и выполняют задание

  1. Закрепление

(14 слайд) Вот и подошел наш урок концу, но прежде, давайте закрепим материал. Ответьте на вопросы

  • Каким образом была связана с природой жизнь древних славян?

  • Расскажите, о занятиях восточных славян

  • Опишите жилище восточных славян

  • Во что верили славяне?


Ребята, вам понравился наш урок?

Что было интересно?

Что было трудно?    

Вы – молодцы! Хорошо потрудились!

Покажи смайликами ваше настроение

Ответы на вопросы











Ответы на вопросы

5.Домашнее задание

1 вариант - Сделать доклад с иллюстрациями на тему:

  • Западные славяне

  • Охота

  • Рыболовство

2 вариант – сделать доклад с элементами презентации:

  • Жилища древних славян

  • Южные славяне

  • Одежда древних славян




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя