Конспект урока по предмету «Мир природы и человека» 2 класс
Тема: Зима. Зимующие птицы.
Цель: Формирование речевых умений на основе знакомства с предметами и явлениями окружающего мира.
Задачи:
Обучение составлению описательного рассказа с использованием зрительных опор.
Развитие внимания, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, графических навыков.
Воспитание мотивации к учению. Развитие активности восприятия через включение игровых персонажей.
Содержание занятия:
1.Оргмомент.
Проверка готовности к занятию.
2.Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Чтобы язычок у нас хорошо работал на занятии, был послушным, чётко проговаривал все слова - выполним гимнастику.
Мы во двор гулять ходили, Язычком снежок ловили И в снегу валялись смело – Потом горлышко болело. Строгий доктор приезжал Нам лекарства назначал. Е.Евдокимова | Движения языка влево - вправо. Широкий язык высовывается изо рта, затем поднимается вверх в виде чашечки, утягивается в рот. Круговые движения языка. Рот широко открыт. Кончик языка поднят вверх, произносим на сильном выдохе: «Тр-р-р-р». Открыли и закрыли рот. |
3.Вступительное слово логопеда. Объявление темы.
На дворе зима. Холодно. В воздухе медленно кружатся снежинки. Одна из них залетела к нам в открытую форточку. Какое чудо! Она превратилась в принцессу Снежинку. Посмотрите, какая она красивая, как блестит её платьице!
Вместе со Снежинкой мы будем путешествовать по зимнему лесу, по садам и паркам, будем любоваться красотой зимней природы. Снежинка везде летает, много видела, много знает. Она познакомит нас с птицами, которые на зиму в тёплые края не улетают, их называют зимующими; расскажет про них интересные истории. А ещё она принесла вам в подарок волшебные сундучки под названием « копилка новых слов». В сундучках мы будем хранить наши богатства – новые слова, с которыми познакомимся на занятии.
В кармашке у принцессы припрятаны маленькие снежинки-жетончики. За правильные ответы и хорошую работу она будет вам давать снежинку. А в конце занятия мы посчитаем, кто больше собрал снежинок.
Чтобы нам отправиться в путешествие по зимним тропинкам, нужно выполнить задание. Прослушайте стихотворение и назовите из стихотворения «снежные» слова.
Логопед читает стихотворение:
Снежная сказка.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.
А в завьюженных лесах –
Снежные палаты.
На сверкающих кустах –
Снежные халаты.
Скрипнут лыжи на бегу
В белом Снегограде,
Впишут синюю строку
В снежные тетради.
А вокруг в снега одет
Весь простор безбрежный.
Чем не сказка белый свет –
Снежный - снежный – снежный!
С.Погореловский
4. Словарная работа:
1.Сначала дети называют «снежные слова», объясняют их значение.
2.Затем логопед выписывает другие слова и выражения из стихотворения на доску и спрашивает, что они обозначают. Если дети не могут объяснить, рассказывает сам.
Слова для объяснения:
Заснеженные, завьюженные – засыпанные снегом;
Режут лёд – катаются на коньках;
В завьюженных лесах – снежные палаты – Раньше большое богатое здание называли палатами. Когда поднимается снежная вьюга, она заметает в лесу деревья и кустарники, и они становятся похожи на сказочные дома.
На кустах – снежные халаты – кусты засыпаны белым снегом
Снежные тетради – С тетрадью сравнивается снег. Когда мы с вами пишем в тетради, ручка на листе бумаги оставляет след. Точно так же на снегу остаются следы животных, птиц, следы от лыж и санок. В данном стихотворении следы оставили лыжи.
Простор безбрежный – большое свободное пространство.
Дети получают карточки со словами: заснеженный, завьюженный, безбрежный; прочитывают, складывают их в сундучок- копилку.
5. Развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве.
Логопед: Мы с вами справились с заданием, теперь пойдем путешествовать по снежной тропинке. Посмотрим вокруг.
Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется: «Был здесь такой-то».
Днём идёт снег. Кончится – страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили прыгали, что-то делали.
Кто был? Что делал?
Надо скорей разобрать непонятные знаки, прочесть таинственные буквы. Опять пройдёт снег, и тогда, точно кто страницу перевернул, - снова только чистая, гладкая белая бумага перед глазами.
В книге зимы каждый лесной житель расписывается своим почерком, своими знаками.
(По В.Бианки)
(Демонстрируется иллюстрация с изображением следов животных и птиц. Приложение № 1).
Вопросы:
- Определи, каким животным принадлежат следы?
- Чьи следы слева ( справа, посередине)?
- Как выглядят птичьи следы?
- Как ты думаешь, что можно узнать о животном по его следу?
6.Физминутка.
Игра «Летает – не летает»
Логопед называет слова и предлагает детям «махать крыльями» в том случае, если называемый им предмет летает.
7. Составление описания строения тела птицы с опорой на схему и план. (Приложения № 2, 3)
о | | ГОЛОВА глаза клюв Т УЛОВИЩЕ крылья хвост Л АПКИ цепкие коготки |
| | |
(Демонстрируются опорные таблицы. Сначала логопед даёт образец рассказа с показом частей тела на таблице.)
Это птица (показ целостного образа птицы на картинке). У птицы есть голова, туловище, лапки ( далее - показ на таблице-схеме). На голове у птицы находятся глаза и клюв, на туловище – крылья и хвост, на лапках цепкие коготки. Тело птицы покрыто перьями. Птица умеет летать.
Рассказ логопеда повторяют 1-2 ученика.
8. Игра « Чего не хватает?»
Логопед: Принцесса Снежинка нарисовала для вас картинки. Но мне кажется, чего-то на них не хватает.
Раздаются карточки со схематичным изображением птицы с недостающими элементами (нет глаза, крыла, одной лапки или других частей тела). Детям предлагается назвать, чего не хватает.
Логопед: Прежде чем дорисовать недостающие части тела, приготовим к работе наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Птичка прилетела, Головкой повертела. Поклевала крошки Из моей ладошки. Пёрышки встряхнула, Быстро упорхнула. | Машем кистями рук. Пальцы собраны в щепоть. Выполняем повороты кистями рук. На одной руке пальцы собраны в щепоть, на другой – ладонь раскрыта. Изображаем, как птичка клюёт зёрна. Поочерёдно большой палец соединяется с остальными, начиная с указательного. Машем кистями рук. |
Дети дорисовывают части тела птиц, затем рассказывают, что они дорисовали.
Логопед: А теперь вспомните, как выглядят птичьи следы. Нарисуйте рядом с вашей птичкой.
Дети рисуют следы, затем рассказывают, у кого в какую сторону птичка прошла.
9. Заключительное слово логопеда о помощи зимующим птицам.
Принцесса Снежинка хочет напомнить вам, что «у зверей и птиц всё дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок - лучшая подкладка под тёплую шерстяную или пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдёт, сквозь перо проймёт, а жир под кожей никакой мороз не прошибёт.
Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять её – пищу?» (По В.Бианки)
- Чем вы, ребята, можете помочь птицам?
10. Итог.
- Какие слова вы сегодня положили в «копилку новых слов»? Что они обозначают?
- Как вы понимаете выражения: снежные палаты, снежные халаты, снежные тетради?
- Каких птиц называют зимующими?
- Какие части тела есть у птиц?
- Как живётся птицам зимой?
- Как вы понимаете выражение: «Кто сыт, тому холод не страшен»?
- Чем можно помочь птицам в трудное зимнее время?
Домашнее задание.
Логопед даёт задание, закрепить словарные слова с воспитателями.
11. Оценка работы.
Снежинка очень рада была с вами познакомиться. За правильные ответы она давала вам жетончики. Посчитаем, сколько каждый из вас заработал жетонов.
(Логопед оценивает работу учащихся).