СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Зима. Зимующие птицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятии дети обучаются составлению описательного рассказа с использованием зрительных опор, упражнения на развитие внимания, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, графических навыков.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Зима. Зимующие птицы"»

Конспект урока по предмету «Мир природы и человека» 2 класс


Тема: Зима. Зимующие птицы.

Цель: Формирование речевых умений на основе знакомства с предметами и явлениями окружающего мира.

Задачи:

  1. Обучение составлению описательного рассказа с использованием зрительных опор.

  2. Развитие внимания, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, графических навыков.

  3. Воспитание мотивации к учению. Развитие активности восприятия через включение игровых персонажей.


Содержание занятия:

1.Оргмомент.

Проверка готовности к занятию.


2.Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Чтобы язычок у нас хорошо работал на занятии, был послушным, чётко проговаривал все слова - выполним гимнастику.


Мы во двор гулять ходили,


Язычком снежок ловили




И в снегу валялись смело –


Потом горлышко болело.


Строгий доктор приезжал



Нам лекарства назначал.

Е.Евдокимова

Движения языка влево - вправо.


Широкий язык высовывается изо рта, затем поднимается вверх в виде чашечки, утягивается в рот.


Круговые движения языка.


Рот широко открыт.


Кончик языка поднят вверх, произносим на сильном выдохе: «Тр-р-р-р».


Открыли и закрыли рот.


3.Вступительное слово логопеда. Объявление темы.

На дворе зима. Холодно. В воздухе медленно кружатся снежинки. Одна из них залетела к нам в открытую форточку. Какое чудо! Она превратилась в принцессу Снежинку. Посмотрите, какая она красивая, как блестит её платьице!

Вместе со Снежинкой мы будем путешествовать по зимнему лесу, по садам и паркам, будем любоваться красотой зимней природы. Снежинка везде летает, много видела, много знает. Она познакомит нас с птицами, которые на зиму в тёплые края не улетают, их называют зимующими; расскажет про них интересные истории. А ещё она принесла вам в подарок волшебные сундучки под названием « копилка новых слов». В сундучках мы будем хранить наши богатства – новые слова, с которыми познакомимся на занятии.

В кармашке у принцессы припрятаны маленькие снежинки-жетончики. За правильные ответы и хорошую работу она будет вам давать снежинку. А в конце занятия мы посчитаем, кто больше собрал снежинок.

Чтобы нам отправиться в путешествие по зимним тропинкам, нужно выполнить задание. Прослушайте стихотворение и назовите из стихотворения «снежные» слова.


Логопед читает стихотворение:


Снежная сказка.


Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.


У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.


А в завьюженных лесах –

Снежные палаты.

На сверкающих кустах –

Снежные халаты.


Скрипнут лыжи на бегу

В белом Снегограде,

Впишут синюю строку

В снежные тетради.


А вокруг в снега одет

Весь простор безбрежный.

Чем не сказка белый свет –

Снежный - снежный – снежный!

С.Погореловский


4. Словарная работа:

1.Сначала дети называют «снежные слова», объясняют их значение.

2.Затем логопед выписывает другие слова и выражения из стихотворения на доску и спрашивает, что они обозначают. Если дети не могут объяснить, рассказывает сам.


Слова для объяснения:

Заснеженные, завьюженные – засыпанные снегом;

Режут лёд – катаются на коньках;

В завьюженных лесах – снежные палаты Раньше большое богатое здание называли палатами. Когда поднимается снежная вьюга, она заметает в лесу деревья и кустарники, и они становятся похожи на сказочные дома.

На кустах – снежные халаты – кусты засыпаны белым снегом

Снежные тетради – С тетрадью сравнивается снег. Когда мы с вами пишем в тетради, ручка на листе бумаги оставляет след. Точно так же на снегу остаются следы животных, птиц, следы от лыж и санок. В данном стихотворении следы оставили лыжи.

Простор безбрежный – большое свободное пространство.


Дети получают карточки со словами: заснеженный, завьюженный, безбрежный; прочитывают, складывают их в сундучок- копилку.


5. Развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве.

Логопед: Мы с вами справились с заданием, теперь пойдем путешествовать по снежной тропинке. Посмотрим вокруг.

Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется: «Был здесь такой-то».

Днём идёт снег. Кончится – страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили прыгали, что-то делали.

Кто был? Что делал?

Надо скорей разобрать непонятные знаки, прочесть таинственные буквы. Опять пройдёт снег, и тогда, точно кто страницу перевернул, - снова только чистая, гладкая белая бумага перед глазами.

В книге зимы каждый лесной житель расписывается своим почерком, своими знаками.

(По В.Бианки)


(Демонстрируется иллюстрация с изображением следов животных и птиц. Приложение № 1).


Вопросы:

- Определи, каким животным принадлежат следы?

- Чьи следы слева ( справа, посередине)?

- Как выглядят птичьи следы?

- Как ты думаешь, что можно узнать о животном по его следу?


6.Физминутка.

Игра «Летает – не летает»

Логопед называет слова и предлагает детям «махать крыльями» в том случае, если называемый им предмет летает.


7. Составление описания строения тела птицы с опорой на схему и план. (Приложения № 2, 3)



о










ГОЛОВА



глаза клюв



Т УЛОВИЩЕ



крылья хвост



Л АПКИ


цепкие коготки





(Демонстрируются опорные таблицы. Сначала логопед даёт образец рассказа с показом частей тела на таблице.)


Это птица (показ целостного образа птицы на картинке). У птицы есть голова, туловище, лапки ( далее - показ на таблице-схеме). На голове у птицы находятся глаза и клюв, на туловище – крылья и хвост, на лапках цепкие коготки. Тело птицы покрыто перьями. Птица умеет летать.


Рассказ логопеда повторяют 1-2 ученика.


8. Игра « Чего не хватает?»

Логопед: Принцесса Снежинка нарисовала для вас картинки. Но мне кажется, чего-то на них не хватает.


Раздаются карточки со схематичным изображением птицы с недостающими элементами (нет глаза, крыла, одной лапки или других частей тела). Детям предлагается назвать, чего не хватает.


Логопед: Прежде чем дорисовать недостающие части тела, приготовим к работе наши пальчики.


Пальчиковая гимнастика.

Птичка прилетела,


Головкой повертела.



Поклевала крошки

Из моей ладошки.




Пёрышки встряхнула,




Быстро упорхнула.

Машем кистями рук.


Пальцы собраны в щепоть. Выполняем повороты кистями рук.


На одной руке пальцы собраны в щепоть, на другой – ладонь раскрыта. Изображаем, как птичка клюёт зёрна.


Поочерёдно большой палец соединяется с остальными, начиная с указательного.


Машем кистями рук.



Дети дорисовывают части тела птиц, затем рассказывают, что они дорисовали.


Логопед: А теперь вспомните, как выглядят птичьи следы. Нарисуйте рядом с вашей птичкой.


Дети рисуют следы, затем рассказывают, у кого в какую сторону птичка прошла.


9. Заключительное слово логопеда о помощи зимующим птицам.

Принцесса Снежинка хочет напомнить вам, что «у зверей и птиц всё дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок - лучшая подкладка под тёплую шерстяную или пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдёт, сквозь перо проймёт, а жир под кожей никакой мороз не прошибёт.

Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять её – пищу?» (По В.Бианки)


- Чем вы, ребята, можете помочь птицам?


10. Итог.

- Какие слова вы сегодня положили в «копилку новых слов»? Что они обозначают?

- Как вы понимаете выражения: снежные палаты, снежные халаты, снежные тетради?

- Каких птиц называют зимующими?

- Какие части тела есть у птиц?

- Как живётся птицам зимой?

- Как вы понимаете выражение: «Кто сыт, тому холод не страшен»?

- Чем можно помочь птицам в трудное зимнее время?


Домашнее задание.

Логопед даёт задание, закрепить словарные слова с воспитателями.


11. Оценка работы.

Снежинка очень рада была с вами познакомиться. За правильные ответы она давала вам жетончики. Посчитаем, сколько каждый из вас заработал жетонов.

(Логопед оценивает работу учащихся).