СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Значение воздуха для жизни. Свойства воздуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по разделу "Воздух".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Значение воздуха для жизни. Свойства воздуха"»

Конспект урока «Значение воздуха для жизни. Свойства воздуха»

Тема урока: «Значение воздуха для жизни. Свойства воздуха»

Цель урока: выяснить свойства воздуха опытным путем; определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения.

Планируемые результаты:

Предметные: организовать практическую деятельность обучающихся, направленную на обнаружение свойств воздуха; формировать представление о воздушной среде и ее значении для жизни.

Метапредметные: познавательные: сравнивать, анализировать, обобщать объекты, выделять их признаки; регулятивные: научиться пользоваться схемами, таблицами, диаграммами для получения нужной информации; научиться исследовать свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; коммуникативные: научиться выполнять групповые задания, совместно проводить опыт, обсуждать их результаты и делать выводы.

Личностные: ориентироваться на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.

Оборудование: УМК «Планета знаний», учебник «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов; раздаточный материал.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка их готовности к уроку.

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

- Сегодня вы будете научными сотрудниками и работать будете в группах. Всего 5 групп. Рассаживайтесь на свои места.

II. Актуализация опорных знаний.

- Отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! Что это? (Воздух).

- Давайте вспомним, а что такое воздух? Из каких газов состоит воздух? (Ответы учащихся).

- Нужен ли вообще дли жизни воздух? (Ответы учащихся).

III. Постановка цели урока.

- Какие вопросы вы бы хотели еще узнать про воздух? (Какие свойства есть у воздуха? Отношение человека к воздуху, нужно ли его охранять?).

- Какая цель нашего урока? (Ответы учащихся).

- Вы сегодня станете исследователями, будете работать в своих группах. Только слаженно работая и выполняя все задания урока, вы сможете ответить на все вопросы, которые вас интересуют про воздух.

IV. Изучение нового материала.

- Чистый воздух не имеет ни цвета, ни запаха. Как и всякое другое вещество, воздух занимает место в пространстве. Кроме того, воздух находится внутри многих тел живой и неживой природы. Докажем это с помощью опытов.

Практическая работа:

- У вас на столах находятся предметы для опытов. Послушайте инструктаж:

1. Работать дружно.

2. Быть внимательным друг к другу.

3. Быть вежливым.

4. Помогать товарищу.

5. Доброжелательно относиться друг к другу.

- После выполнения опыта, коллективно в группе обдумайте вывод, запишите его.

Опыт 1:

- Положите поплавок (маленькую полиэтиленовую крышку) на поверхность воды в широких сосуд. Накройте ее стаканом, перевернутым вверх дном, и начните осторожно опускать стакан в воду. Что вы увидели? (Крышка опускается вниз вместе со стаканом).

- Выньте стакан и посмотрите на верхнюю сторону крышки. Что с ней? (Она осталась сухой). Почему? (Вода не заполнила стакан целиком и не намочила крышку, так как стакан наполнен воздухом).

Вывод: воздух занимает воздух в пространстве.

Опыт 2:

- Опустите стакан, перевернутый вверх дном, в широкий сосуд с водой. Наклони его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели? (Из стакана начали выходить пузырьки).

Вывод: воздух занимает воздух в пространстве.

Опыт 3:

- Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела, сахара. Что вы увидели? (Из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух).

Вывод: в телах неживой природы есть воздух.

- Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.  Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.

- А теперь давайте с помощью опытов узнаем основные свойства воздуха. Выполняя каждый опыт, группы должны заполнять таблицу:

Опыт 1.

- Положите перед собой карандаш или ручку. Поднимите тетрадь и посмотрите через тетрадь на предмет перед вами. Вы видите через тетрадь предмет? Через стену мы видим соседний класс? (Нет).

- А теперь посмотрите вокруг. Вы видите предметы, которые находятся в классе? (Да).

- О каком свойстве воздуха это говорит? (Прозрачность).

- Заполните в группе первый столбик таблицы.

Опыт 2.

- Посмотрите на растения. Какого они цвета? (Зеленые).

- Какого цвета школьная парта? Школьная доска? (Коричневая, зеленая).

- А какого цвета воздух? (Нет цвета).

- О каком свойстве воздуха это говорит? (Не имеет цвета).

- Заполните в группе второй столбик таблицы.

Опыт 3.

- Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? Давайте я приоткрою окно и впущу немного чистого воздуха в наш класс.

- Заполните в группе третий столбик таблицы. 

Давайте проверим, как вы заполнили столбцы таблицы.

У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений. Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

- Какое свойство воздуха объясняет эти факты? (Воздух плохо проводит тепло).

- Как данное свойство люди научились использовать в свой жизни? (Ответы учащихся).

Это свойство воздуха люди давно научились использовать. Например, в окна наших домов вставлены двойные рамы. Между рамами находится слой воздуха, который не выпускает тепло из комнаты.

- Заполните в группе четвертый столбик таблицы.

Физкультминутка.

1. Упражнение «Цветочная поляна».

 - А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.

- Какое слово выразит его душистый аромат?

- Сделайте глубокий вздох и скажите… (АХ!)

2. Набрали в рот воздух, выдыхаем как будто задуваем свечу на именинном торте.

3. Надули щеки как мяч. Выпускаем воздух как будто мяч «прокололи».

- Почему в таблице «Свойства воздуха» остался пустой столбик? (Еще есть свойства воздуха).

Обратимся к учебнику стр. 52. Рассмотрите иллюстрации и подпись к ним:

Опыт 4.

- Нальем в стакан воду и подкрасим ее. Возьмем колбу со стеклянной трубкой. Опустим конец трубки в воду, как показано на рисунке в учебнике. Заметим, что вода не входит в трубку - ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу теплом своих рук. Что происходит? (Из трубки стали выходить пузырьки воздуха).

- Почему это стало возможным? (Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется).

- Теперь положим на колбу холодную влажную салфетку. Что мы видим? (Выделение пузырьков прекратится).    

- Почему? (Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается).

Вывод: теплый воздух занимает больше места, чем холодный.

- Заполните в группе пятый столбик в таблице.

V. Подведение итогов урока.

- Вы сегодня исследовали воздух и правильно определили его основные свойства. Давайте их раз перечислим, а поможет в этом таблица и стихотворение.

«Воздух».

Он прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим,

Просто мы его вдыхаем –

Ведь он нам необходим.

VI. Рефлексия.

- Оцените работу своей группы на уроке по 5-ти бальной системе (Ответы учащихся).

- Оцените свою работу в группе по 5-ти бальной системе (Ответы учащихся).

- Почему выбрали именно такую отметку? (Ответы учащихся).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!