Тема урока: Звуки [т],[т’]. Буквы Т, т.
Цели: - учить различать звуки [т], [т’] в словах;
- по алгоритму давать характеристику звукам;
- моделировать звуковой состав слов;
- формировать навык правильного слогового чтения слов,
предложений с изученными буквами;
- обогащать словарный запас
- развивать фонематический слух и артикуляционный аппарат.
Тип урока: урок усвоения новых знаний (УУНЗ)
Планируемый результат обучения и формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать умение различать гласные и согласные звуки, умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пользоваться моделями; обогащать словарный запас учащихся; развивать фонематический слух, внимание, умение анализировать, выделять признаки сходства и различия, строить логическую цепочку рассуждений; развивать познавательные интересы.
Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель урока и отдельного задания; составлять план и последовательность действий; отличать верно выполненное задание от ошибочного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Личностные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к окружающему миру; формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; учить связывать свой личный жизненный опыт с содержанием прочитанного произведения.
Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать речь других людей, с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение работать самостоятельно, в парах, осуществлять взаимный контроль.
Межпредметные связи: окружающий мир.
Элементы современных образовательных технологий: здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности), проблемное обучение (частично-поисковое), личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная технология.
Программные средства: комплект методических пособий УМК «Начальная школа XXI века».
Оборудование: компьютер, мультимедийная приставка, презентация «Буквы Т, т, звуки [т], [т’]», звуковые фишки, учебник «Букварь».
Ход урока
Организационный этап
- Ребята, у нас сегодня необычный урок.
- К нам пришли гости!
- Давайте с ними поздороваемся!
-Тихонько сели.
-Ребята, у нас урок литературного чтения, скажите, зачем нужно уметь читать?
- Ребята вы ведь теперь не просто дети, а вы - ученики!
- А когда ученика ждет на уроке успех? (Когда мы слушаем внимательно, работаем старательно).
АКТУАЛИЗАцИЯ
Назовите, самую маленькую единицу речи. ( звук).
Что такое звук? Звук мы слышим и произносим.
Как мы обозначаем звуки?(буквами)
На какие 2 группы делятся звуки?
Согласные и гласные.
Согласные звуки бывают –
твердые и мягкие
звонкие и глухие
парные и непарные
Гласные звуки делятся на- ударные и безударные
-Сколько гласных букв ? (10), а звуков ? (6)
-Назовите гласные, которые служат для обозначения твердости согласного звука. ( а, о, у, ы, э)
-Назовите гласные, которые служат для обозначения мягкости согласного звука. ( е, ё, ю, я, и)
-Назовите хитрые гласные ( йотированные,- е, ё, ю, я.)
-Почему они хитрые? Когда они обозначают 2 звука? ( когда стоят в начале слова или после гласного).
- что образуют гласные звуки? (слог)
-Если соединим несколько слогов, то, что получится? ( слово).
-Для чего нужны слова?(составлять предложения)
- Что вы знаете о предложении?
Ребята, у вас есть 3 варианта определить тему урока:
1) Спросить у меня
2) Посмотреть в учебнике
3) Сформулировать самостоятельно
- Какой путь выберем?
- Молодцы! Вы пошли по трудному пути, ведь добывать знания самим всегда интересно и полезно.
2. Введение в тему урока.
- Ребята, прослушайте загадки:
Музыкальный инструмент,
на котором играл Незнайка.
(труба)- духовой инструмент.
Он огромен и усат,
Мех роскошный полосат.
Все движенья очень ловки,
Поддаётся дрессировке.
С ним на воле не до игр.
Что за хищник это?
(тигр)
- Назовите первые звуки в этих словах.
-Кто догадался, какая тема нашего урока?
(Знакомство с новой буквой -Тэ)
-Проведём звуковой анализ слов - отгадки.
-откройте тетради, отступите вниз 4 клетки, слева одну.
- Самостоятельно составьте схемы к словам.
- Проверяем работу. ( по- одному ученику называют звук дают характеристику).
-Кто выполнил обе схемы правильно? У кого были ошибки?
- Назовите первые звуки в словах, дайте их характеристику.
Игра ПОЙМАЙ ЗВУК, я называю слова, если вы услышали звук Т, вы хлопаете, определяете где находится звук и какой он, твердый или мягкий.
СЛОВА: мост, дом, слон, тень, дрова, хлеб, мастер.
!!!Физкультминутка
- Какой буквой обозначаются на письме звуки [т], [т’]? (Т,т) КАРТИНКА
- Почему здесь две буквы? (Заглавная и строчная)
-Зачем нам заглавные буквы?
-Назовите имена на букву Т. (Таня, Тоня Тамара, Тимофей, Трифон, Тимур, Том)
- Давайте пофантазируем, на что похожа буква Т?
Т – антенна выше крыши,
Всё увидит, всё услышит.
Телевизоры включаем,
У экрана не скучаем.
1 СЛАЙД
- Прочитаем слоги с новой буквой (хором)
Прочитайте слоги с мягким согласным ть
Прочитайте слоги с твёрдым согласным т.
!!!ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР
Чтение слов по столбикам в Азбуке с.102 (ЧИТАЕМ ПО УЧЕБНИКУ)
«Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом толково
Их поставить в четкий ряд-
Превратятся буквы в слово и с тобой заговорят.
-Прочитайте хором.
- прочитайте слова, в которых все звуки твёрдые
- прочитайте слова из 1 слога, 2-х, 3-х.
- прочитайте слово, обозначающее Имя. Как догадались?
- слово во множественном числе.
- прочитайте слово, обозначающее:
летательный аппарат
маленькое животное
осенний цветок
дорога
- Крикун- это новое слово. Кто такой крикун? (Тот, кто много кричит, крикливый человек ; Небольшая птица семейства ястребиных ( Малый орел )
« Буква потерялась» работа в парах
КакТус, каТер, аисТ, ТорТ, ниТки, сТакан.
ПРОВЕРКА
!!!ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР
2 СЛАЙД
Составление предложений
- Кто догадался, что нужно сделать?
-Что такое предложение?
Как оформляем предложения на письме? (слайд)
- Можно назвать предложением то, что вы видите на доске? Почему? Внесите изменения. Прочитайте получившиеся предложения.
- Составьте схему первого предложения.
3 СЛАЙД Составление новых слов
Корт- крот (корт- площадка для игры в теннис)
Салат-Атлас, атлас (Атлас- Сборник географических карт. атлАс- гладкая шелковая ткань).
РЕФЛЕКСИЯ
- С какой новой буквой познакомились?
- Какие звуки обозначает буква т?
- Дайте характеристику звукам [т], [т’].
- Вам понравился урок?
- Что понравилось на уроке?
!!!ОТМЕТИТЬ ТЕХ, КТО ХОРОШО РАБОТАЛ
Работа с текстом: с. 104 учебника.
-Как называется текст?
- К слову догадливый подберите близкие по смыслу слова или выберите подходящие. (умный, сообразительный, смекалистый)
Задание перед чтением:
Будем читать текст, а вы подумайте, почему он так называется.
Чтение текста вслух хорошо читающими детьми.
- Почему текст так назван? Хомяк догадался, как доставить яйцо к себе в норку.
-Какими еще словами можно назвать хомяка? Какой он? Выберите подходящие слова. (трудолюбивый, терпеливый, настойчивый)
- Где ему пришлось проявить и трудолюбие, и терпение, и настойчивость?
- Когда говорят «дело не по зубам»? Справиться не может.
- А у вас было такое, что дело оказалось вам не по зубам?
- Может быть, сегодня на уроке кому –то что – то оказалось не по зубам?
- Как понимаете: головой поработать надо? (догадаться, сообразить, подумать)
Рефлексия (подведение итогов )
- А вам сегодня на уроке пришлось поработать головой?
- Какова была тема урока? Все задачи мы решили? Что понравилось? Что показалось трудным
КАКТУС
КАТЕР
АИСТ
ТОРТ
НИТКИ
СТАКАН
Как…ус ка..ер аис… …ор… ни…ки с..акан | Как…ус ка..ер аис… …ор… ни…ки с..акан | Как…ус ка..ер аис… …ор… ни…ки с..акан | Как…ус ка..ер аис… …ор… ни…ки с..акан |
Как…ус ка..ер аис… …ор… ни…ки с…акан | Как…ус ка..ер аис… …ор… ни…ки с…акан | Как…ус ка..ер аис… …ор… ни…ки с…акан | Как…ус ка..ер аис… …ор… ни…ки с…акан |
Как…ус ка..ер аис… …ор… ни…ки с..акан | Как…ус ка..ер аис… …ор… ни…ки с..акан | Как…ус ка..ер аис… …ор… ни…ки с..акан | Как…ус ка..ер аис… …ор… ни…ки с..акан |
Как…ус ка..ер аис… …ор… ни…ки с..акан | Как…ус ка..ер аис… …ор… ни…ки с..акан | Как…ус ка..ер аис… …ор… ни…ки с..акан | Как…ус ка..ер аис… …ор… ни…ки с..акан |
АТЛАС
АТЛАС