Конспект викторины по экологии «Мы — друзья природы»
подготовительной группе.
Цель: Обобщение знаний детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.
Задачи:
Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе
Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях
Закрепить правила поведения в природе
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой
Учить детей отвечать на вопросы развёрнутой фразой, используя доказательный стиль речи.
Оборудование:
аудиозапись «Звуки природы»; природоохранные знаки; эмблемы с изображением солнышка и радуги; фишки для подсчета баллов, зарисовки следов животных, плакат «Что нельзя делать лесу», картинки перелётных и зимующих птиц, картинки деревьев, шишки, желуди, каштаны.
Ход викторины:
Воспитатель: - Ребята, мы вам предлагаем сегодня отправиться в путешествие, но не обычное, а в форме викторины – «Мы - друзья природы». Играть мы будем командами, а для этого нам нужно разделиться. У вас на столе лежат карточки, вам нужно каждому подойти и взять одну. В соответствии с изображением на карточке, делитесь на команды.
У нас получились две команды: «Солнышко» и «Радуга». Представление жюри??
За каждый правильный ответ команды будут получать фишки.
Девиз команды «Солнышко»
Дети: Светить всегда, светить везде и помогать друзьям в беде!
Девиз команды «Радуга»
Дети: Семь цветов – одна семья! Друг без друга нам нельзя!
Воспитатель: - Ну, вот и познакомились. А вы знаете, куда мы отправимся?
Мы приглашаем вас в путешествие по лесу. Хотите? А вы были когда-нибудь в лесу?
Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.
( плакат правила поведения в лесу) или слайд
Отправляясь в лес гулять,
Попрошу не забывать
Правила лесные,
Незатейливые, простые.
Деревья, ветки не ломай, ( дети договаривают слова)
Мусора в лесу не оставляй,
Зря костров не разводи,
Очень громко не кричи.
Ты в лесу лишь гость,
Главные там дуб и лось.
Береги зеленый лес
И он откроет много тайн и чудес!
Воспитатель: Молодцы! Ну что, готовы? Закрыли глаза (запись «Звуки леса», откройте – мы с вами уже в лесу.
1 конкурс. Посмотрите, ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:
«Солнышко»1) Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк)
«Радуга» 2)Рыжая кума всех провела (Лиса)
«Солнышко» 3) Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
«Радуга» 4) Что за зверь лесной, Встал, как столбик, под сосной, И стоит среди травы, Уши больше головы?(Заяц)
«Солнышко» Словарная работа:
Опиши внешний вид волка
Назови волчью семью: волк, волчица, волчата
Как называется дом волка? – логово
Чем питается волк? – волк охотится на зайцев, кабанов, лосей, делает набеги на овчарни, коровники и т. д.
Как готовится волк к зиме – запасов на зиму волк не делает. К зиме шуба становится более пушистой, теплой.
«Радуга» Словарная работа:
Опиши внешний вид лисы.
Назови лисью семью: лис, лисица, лисята
Где спит лиса? – в норе
Чем питается лиса? – жуками, лягушками, ящерицами, мышами, зайчатиной, ягодами, курочками, ловит уток в водоемах и т. д.
Как готовится лиса к зиме? – Запасы лиса не делает. Окраску лисы не меняют, но с наступлением зимних холодов лисья шуба становится теплей и пышней.
Динамическая пауза.
Игра «Закончи предложение и покажи движение» команда «Солнышко» команда «Радуга»
Хитрая, как …. Голодный, как…
Быстрый, как… Неуклюжий, как…
«Солнышко» – Назовите перелетных птиц (скворец, журавль, утки, лебеди, гуси, грачи, ласточки)
«Радуга» – Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае (голуби, вороны, воробьи, сороки, синицы, снегири)
«Солнышко» - Белобокая птица. (Сорока)
«Радуга» - Красногрудая птица. (Снегирь)
Выбрать зимующих и перелетных птиц (по одному представителю из команд)
На подставке: Воробей, галка, сорока, дятел, синица, сова. Ласточка, соловей, скворец, грач, лебедь, журавль.
Команда «Солнышко» выкладывают на мольберте: зимующие птицы.
Команда «Радуга» выкладывают на мольберте: перелетные птицы.
- О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без растений.
1 «Солнышко» – Как называются большие растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки? (деревья)
2 «Радуга» – Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям. (кустарники)
1, 2 команды – Как называются небольшие растения с мягкими стебельками. (трава)
(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую картинку: дерево, кустарник, трава)
- Ребята посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения расположены по лесенке. Скажите, пожалуйста, какие растения живут внизу, посередине, повыше.
1 «Солнышко» — Для чего нужна трава? (Для пищи животных.) – Как называются животные, которые питаются травой? (Травоядные).
2 «Радуга» — Для чего нужны грибы, ягоды и кому? (Для питания животных, птиц и человека).
1 «Солнышко» — Для чего нужны деревья? (Это дом для животных и птиц, листья дают свежий воздух).
2 «Радуга» — Чем служат насекомые в лесу? (Едой для птиц, опыляют растения, цветы).
Игра «Назови одним словом»
1) Волк, лиса, медведь, заяц – это (животные)
2) Клубника, черника, малина, смородина– это… (ягоды)
3) Ель, сосна, берёза, дуб – это… (деревья)
4) Воробей, соловей, дятел, синичка – это… (птицы)
5) Дождь, снег, град, иней – это… (явления природы)
6) Тарань, щука, сом, акула, лещ – это… (рыбы)
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)
Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток. (На носочках.)
Пробирайся осторожно –
Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки.)
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)
Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)
Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. (Ходьба.)
Воспитатель: -А сейчас следующее задание: представитель от каждой команды должен подойти к столикам, где лежат разные предметы: нарисованные ветки сосны, дуба, ели, каштана. В чашечках лежат еловые и сосновые шишки, жёлуди, каштаны.
- Кто быстрее разложит «деток» к веткам, тот получает балл.
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)
– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)
– Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла).
– Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).
- Какие звери летают? – летучие мыши.
- Что такое «Красная книга»? (В книге указаны исчезающие виды растений, животных и причины исчезновения.)
Воспитатель: Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все вопросы. И вы, конечно, знаете, что иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках. Для того чтобы шумели леса, пели птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в природе. В этом вам поможет знание природоохранительных знаков. Давайте проверим, знаете ли вы их.
Работа с природоохранными знаками. Показ знака, дети должны назвать, что он запрещает.
Не лови красивых насекомых.
Не разоряй муравейники
Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу
Не жги костры
Не рви цветы
Не руби деревья
Не ломай ветки
Нельзя брать с собой домой лесных жителей
Слайд 21«Клятва Молодых защитников Природы».
- Я честный, добрый и заботливый человек.
- Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
- Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
- Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
- Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.
- Вступая в ряды Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
- Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.
- Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Подсчет фишек набранных командами
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, провели викторину и вспомнили, кто, где и как живет, узнали, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Сегодня все вы были умницами, и победила сегодня дружба. Вручение наград.