МБОУ ВМР «Надеевская основная школа»
Конспект
внеклассного мероприятия на тему:
«Здоровый образ жизни».
Метляева Е.Н.
Дата 23.06.2020
Педагог Метляева Евгения Николаевна
Возраст детей 8-9 лет. 2 класс.
Программа внеурочной деятельности: «Друзья ЗОЖ»
Раздел / тема, место занятия в разделе/теме «Формирование здорового образа жизни»
Место проведения МБОУ ВМР «Надеевская основная школа»
Пояснительная записка
Тип занятия: комбинированный
Цель: формировать умение обучающихся применять полученные навыки по ЗОЖ.
Задачи: - Донести до учащихся важность и значимость здорового образа жизни для человека:
-выявить знания обучающихся в сфере здорового образа жизни;
-формировать умения систематизировать знания о дорожных знаках, их классификация;
-научить основам здорового образа жизни.
-привлечь родительскую общественность к данной проблеме.
Планируемые результаты/ показатели достижения поставленных задач:
Предметные: знают, что такое здоровье; понимают, что здоровье – ценность, имеют первичное представление о компонентах здоровья; понимают, что здоровый образ жизни – основа здоровья; умеют соотносить предметы по определённому признаку, построить « лесенку» здоровья.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: под руководством учителя определяют цель и задачи мероприятия, осуществляют контроль собственной деятельности и деятельности одноклассников, при необходимости вносят корректировки, осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, способны к саморегуляции.
Познавательные: применяют полученные ранее знания в новой, неизвестной ситуации, анализируют, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи, логически рассуждают, делают выводы.
Коммуникативные: умеют слышать, слушать и понимать партнёра, правильно выражать свои мысли в речи, готовы вести диалог, совместно искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Формируемые УУД:
Личностные: проявляют интерес к выполняемой деятельности, осознают важность полученных знаний, у обучающихся формируется мотивация, направленная на обогащение своего здоровья, развивается самостоятельность и личная ответственность, навыки сотрудничества, мышление, воображение; формируется установка на здоровый образ жизни.
Метапредметные: - умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
- формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
- формирование рефлексивных умений – предвидение возможных опасностей в реальной обстановке
- формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения
Предметные: - понимать значимость ведения здорового образа жизни.
Необходимое оборудование, материалы:
Тест «Твоё здоровье», заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч, два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево», схема, лист ватмана, цветные маркеры.
Ход занятия
Этап занятия, задачи этапа | Методы, средства и формы организации учебной деятельности | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД* |
Организационный этап. Подготовка детей к работе на занятии. | Фронтальная форма Рассказ | Приветствует обучающихся, активизирует внимание детей, создает психологический настрой. “Поздоровайся локтями”. Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее: Каждый “номер первый” складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; Каждый “номер второй” упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; Каждый “номер третий” нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны. Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только три минуты. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями. Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы. | Приветствуют педагога, внимательно слушают. Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы. | Личностные: положительный настрой на работу, необычное приветствие друг друга |
Постановка цели. Обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели занятия. | Фронтальная форма Беседа | Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?» И себе отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем-то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой чуть ли не каждый месяц? Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства. Давайте проведем небольшое тестирование о своем здоровье, вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам. (у каждого ученика на парте подготовлен свой лист с тестом )так же тест можно увидеть на экране. Приложение 1 Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим основные правила здорового образа жизни. | Отвечают на вопросы теста. Определяют тему занятия при помощи ответа на загадку. При помощи наводящих вопросов учителя определяют цель занятия. | Познавательные: с помощью учителя формулируют познавательную тему и цель занятия; Личностные: с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом; Регулятивные: с помощью учителя определяет то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
Актуализация знаний в начале занятия. Повторение ранее изученного и усвоенного материала (понятий, терминов) | Фронталь-ная форма. Беседа | Ученикам раздаются заранее вырезанные из бумаги яблоки и лимоны. Учитель предлагает детям попробовать более четко определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений могут касаться форм и методов обучения, стиля и способов работы на уроках, атмосферы в классе, отношения учителей и одноклассников. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений организуется обсуждение и систематизация сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. | Выполняют задание. | Познавательные: отвечают, используя ранее полученные знания |
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. Привлечение внимания обучающихся к принципиально новым сведениям, приемы первичного закрепления. | Фронталь-ная форма. Беседа | Обучающимся предлагается обвести ладонь на листе бумаги, на каждом пальце написать ответ на вопрос «Чего я ожидаю от урока». Затем ответы зачитываются вслух. | Дети выполняют задание и озвучивают ответы. | Регулятивные: с помощью учителя дифференцируют известное и неизвестное; определяют то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Познавательные: выделение и осмысление новых понятий и терминов |
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач. Выполнение несложных задач. | Групповая работа | От чего зависит здоровье человека? Это видно на схеме. ( дети рассматривают схему (Приложение 2 ) и называют от чего зависит здоровье человека. На схеме они видят, что основной фактор здоровья – это ОБРАЗ ЖИЗНИ. Давайте назовём правила здорового образа жизни. А вот мыслитель, поэт и философ древности Амар Хаям написал изречение, которое тоже можно считать одним из правил ЗОЖ: Чтоб мудро жизнь прожить, Знать надобно немало. Два главных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем, что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало. Но мы с вами знаем гораздо больше об этом. Давайте вспомним, какие мы вывели правила ЗОЖ. 1. Правильное питание; 2. Сон; 3. Активная деятельность и активный отдых; 4. Отсутствие вредных привычек. 5. Соблюдение правил личной гигиены. 5. Физкультура, закаливание. | Дети называют правила ЗОЖ. | Коммуникативные: интегрируются в группу сверстников и строят продуктивное взаимодействие. Познавательные: применяют полученные знания, сравнивают и решают проблемную ситуацию. |
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. Решение задач повышенной трудности. | Групповая работа | А теперь давайте назовем продукты, которые полезно есть, чтобы оставаться здоровым: фрукты, овощи, рыбу, бобовые и т. д. Сейчас я буду называть полезные качества продукта, а вы угадайте, чему они принадлежат. Учитель делит детей на 3 команды. Приложение 3. | Делятся на команды. Дают ответы на вопросы. | Познавательные: применяют полученные знания, сравнивают и решают проблемную ситуацию. Коммуникативные: работают в командах, договариваются. |
Динамическая пауза. Снятие утомления на занятии. | | Проводит динамическую паузу, показывает движения : Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, подтянулась, Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. | Повторяют за учителем движения: Встали, потянулись вверх, улыбнулись друг другу, набирают воду в ладони и «умываются», кружатся, выполняют наклон вперед и приседание. Машут руками. | |
Обобщение усвоенного материала. Практическое задание. Использование нового материала совместно с ранее изученным. | Групповая работа | Учитель начинает пословицу, а дети заканчивают. Вывешивает на доске начальную фразу, дети читают, а затем предполагают какое будет окончание.) Приложение 4. | Участвуют в игре. | Познавательные: применяют полученные знания. Коммуникативные: работают в командах, договариваются. |
Рефлексия. Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности обучающихся. Самооценка результатов своей учебной деятельности, значение полученных знаний в повседневной жизни. | Фронтальная работа. Беседа | Подводит итоги занятия. - Чему мы сегодня научились? -Понравилось ли вам занятие? - Что запомнилось больше всего? А теперь, давайте узнаем команду-победителя. Объявляет победителя и количество набранных баллов каждой командой. Награждает победителей медалями. | Соотносят цель и результат учебной деятельности. Осмысливают личностные результаты. Совместно с учителем оценивают действия каждой команды. | Регулятивные: оценивают собственные знания, осуществляют итоговый контроль деятельности. Коммуникативные: формируют и развивают мышление безопасной жизнедеятельности, применяют его в познавательной, коммуникативной и социальной практике. |
Контроль. Обучение способам контроля и самооценки деятельности. | Фронтальная работа. Беседа | Теперь давайте поговорим об ошибках, которые были сегодня допущены командами. Вы заметили эти ошибки? Кто может назвать свои ошибки? Что нужно нам сделать, чтобы в дальнейшем не допускать подобных ошибок? Вы совершенно правы. Если мы хотим быть здоровыми, мы должны обращать серьезное внимание на себя и своих близких. | Рассуждают об ошибках, которые были допущены участниками каждой команды. Называют только свои ошибки. Совместно приходят к выводу, что надо сделать. | Коммуникативные: уметь анализировать и исправлять ошибки. |
Приложение 1
Тест «Твое здоровье».
1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
5. Я почти не занимаюсь спортом.
6. В последнее время я несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.
Результаты.
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно свои привычки, иначе…
Приложение 2
Приложение 3
Салат, укроп, петрушка.
Зелень – хорошая профилактика инфаркта, улучшает водный баланс, благотворно влияет при малокровии, авитаминозе.
Сельдерей.
Древние греки и римляне не обходились без него ни в будни, ни в праздники. Высокие пищевые и целебные достоинства этого растения определяют более чем сорок вкусовых, витаминных и биологически активных веществ. Исследования американских ученых показали, что корни этого растения – идеальное средство для снижения артериального давления.
Топинамбур.
В клубнях этого растения витаминов С и В вдвое, а солей железа втрое больше, чем в картофельных.
Особенно полезно это растение для больных диабетом, страдающих малокровием, нарушениями обмена веществ и желудочными заболеваниями.
Морковь
Употребление этого овоща очень полезно для зрения и для профилактики раковых заболеваний.
Капуста
Этот овощ улучшает обмен холестерина и является сильным антиаллергеном.
Свекла
А этот овощ улучшает работу кишечника, снижает артериальное давление. Наличие йода в этом корнеплоде делает ее ценным для профилактики заболевания щитовидной железы и укрепления иммунитета. Обеспечивает организм фосфором, калием, кальцием, натрием и хлором.
Баклажаны
Этот овощ малокалориен, зато в нем много фолиевой кислоты, а это значит, что он ускоряет вывод из организма холестерина, избытка воды и поваренной соли, усиливает способность инсулина понижать уровень сахара и способствует процессу образования эритроцитов в крови.
Яблоки
Обладают общеукрепляющим действием. Хороши для почек, сердечно-сосудистой системы. Обмена веществ.
Груши
Повышают прочность капиллярных сосудов, оказывают противосклеротическое действие, способствует выведению из организма воды и поваренной соли.
Вишня, черешня
Общеукрепляющие фрукты, полезные при малокровии.
Малина
Улучшает пищеварение при атеросклерозе и гипертонической болезни.
Черная смородина
Богата общеукрепляющим витамином С.
Приложение 4
Пословицы:
1. От хорошего сна … Молодеешь
2. Сон – лучшее … Лекарство
3. Выспишься - … Помолодеешь
4. Выспался – будто вновь… Родился
5. Хорошо баюкаешь- …да сон не берет.
6. Как живется- … таково и спится.
7.Праздничный сон — …до обеда.
8.Ни на волос - …не уснул.
9.Ложася спать- … думай, как встать.
Список информационных источников:
Ашмарина Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 1990.
Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: укрепление организма. - С.-П., 1998.
Коваленко В.И. Здоровье сберегающее технология в начальной школе. – М., 2004.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Уроки здоровья // Начальная школа.- 2002.-№6.- с. 102-107.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М., 2005.
Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей.- М.: Просвещение, 2005.